Конспект урока биологии в коррекционной школе VIII вида по теме "Китообразные".
Конспект урока биологии в коррекционной школе VIII вида по теме "Китообразные".
Тема: Китообразные.
Цель урока:
Познакомить учащихся с китообразными.
Задачи:
1. Уточнить, расширить и закрепить знания учащихся о внешнем строение и образе жизни китообразных.
2. Развивать умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Расширять активный словарь учащихся, устную и письменную речь.
4. Воспитывать любознательность и интерес к учебному предмету.
Оборудование:
Карта растительного и животного мира, карточки для индивидуальной работы, словарные слова, компьютер, диск по биологии, экран, таблицы с ластоногими и китообразными, вопрос на доске.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа по карточкам (4 чел.).
2. Фронтальный опрос по теме «Ластоногие»:
- Назовите животных, которые относятся к ластоногим? (моржи, тюлени, морские котики)
- Какие особенности строения развились у ластоногих в связи с жизнью в воде? (обтекаемое тело, конечности превратились в ласты, ноздри и ушные раковины закрываются при нырянии)
- Почему этим животным не страшен холод? (под кожей толстый слой жира)
- Где живут моржи? Покажите на карте.
- Зачем моржам нужны клыки? (ими они разрывают грунт в поисках пищи, защищаются от врагов)
- Где живут тюлени? Покажите на карте.
- Чем тюлени отличаются от моржей? (нет клыков, детёныши рождаются белыми, передвигаются по суше только при помощи передних ластов)
- Где живут морские котики? Покажите на карте.
- Чем морские котики отличаются от тюлений и моржей? (наличием ушных раковин, детёныши рождаются покрытые чёрным мехом)
III. Работа над темой урока.
1.Название темы и целей урока (запись темы в тетрадях).
2. Повторение имеющихся знаний.
- Несколько уроков подряд мы изучаем класс млекопитающих. Назовите признаки, по которым млекопитающих отличают от других животных? (волосяной покров, наличие ушных раковин и век, рождение живых детёнышей, расположение ног, детёнышей выкармливают молоком).
- К китообразным относятся киты и дельфины.
3. Рассказ учителя с использованием имеющихся у учащихся знаний по теме.
- Рассмотрите животных изображённых на таблице.
- Где обитают киты и дельфины? Показ учителем на карте.
- Что вы знаете о размерах этих животных?
- Какие особенности строения помогают китообразным хорошо передвигаться в воде? (обтекаемое тело, хвостовой плавник, безволосая кожа). Рассказ учителя о дыхании китообразных, внешнем строении (Словарь: ноздря – дыхало).
- А знаете ли вы, чем питаются дельфины? Киты? Рассказ учителя о питании китов (Словарь: роговые пластины – китовый ус), размножение и охране.
4. Просмотр слайдов и кинофрагментов диска.
Во время просмотра диска я хочу, чтобы вы подумали над вопросом: Почему китообразных относят к млекопитающим, а не к рыбам?
(После просмотра возвращение к вопросу, записанному на доске. Учащиеся отвечают на этот вопрос)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа учащихся. Чтение текста в учебнике и составление плана для пересказа. (Возможно, первые два пункта плана составить с учителем).
План.
1. Какие животные относятся к китообразным?
2. Внешний вид китообразных.
3. Что помогает китообразным хорошо плавать?
4. Как дышат китообразные?
5. Чем китообразные выкармливают детёнышей?
6. Рассказать о синем ките.
7. Рассказать о дельфине.
8. Чем полезны китообразные для человека?
2. Проверка планов (опрос 2 – 3 учащихся).
V.Обобщение и систематизация знаний и умений.
Тест – игра «Верно ли утверждение?» (Учитель читает утверждения, а учащиеся в тетрадях проставляют цифры от одного до десяти и напротив каждой цифры ставят «+», если утверждение верно и « - », если утверждение не верно.
Вопросы:
1. Киты и дельфины – млекопитающие животные.
2. Тело дельфинов покрыто мелкой шерстью.
3. Хорошо плавать китообразным помогает мощный хвост.
4. Каждый вдох – выдох у китообразных происходит через ноздрю – дыхало с промежутком 15 -20 минут.
5. Китообразные, как и рыбы, откладывают икру.
6. Детёнышей китообразные выкармливают молоком.
7. Во рту у синего кита имеются роговые пластины – китовый ус.
8. Кашалот – это кит, который имеет зубы.
9. Дельфин крупнее синего кита в два раза.
10. Китообразные – ценные животные, от них можно получить много мяса и жира.
Подведение итогов игры.
VI. Домашнее задание.
Читать рассказ и пересказывать по составленному плану.
VII. Итог урока. Выставление оценок.
-Вспомните всё, о чём мы говорили сегодня на уроке и скажите, что интересного и нового вы узнали о китах и дельфинах?
- Какие новые слова встретились вам на уроке? Что они обозначают?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в коррекционной школе VIII вида по теме "Китообразные". »
Тема: Китообразные.
Цель урока:
Познакомить учащихся с китообразными.
Задачи:
1. Уточнить, расширить и закрепить знания учащихся о внешнем строение и образе жизни китообразных.
2. Развивать умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Расширять активный словарь учащихся, устную и письменную речь.
4. Воспитывать любознательность и интерес к учебному предмету.
Оборудование:
Карта растительного и животного мира, карточки для индивидуальной работы, словарные слова, компьютер, диск по биологии, экран, таблицы с ластоногими и китообразными, вопрос на доске.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа по карточкам (4 чел.).
2. Фронтальный опрос по теме «Ластоногие»:
- Назовите животных, которые относятся к ластоногим? (моржи, тюлени, морские котики)
- Какие особенности строения развились у ластоногих в связи с жизнью в воде? (обтекаемое тело, конечности превратились в ласты, ноздри и ушные раковины закрываются при нырянии)
- Почему этим животным не страшен холод? (под кожей толстый слой жира)
- Где живут моржи? Покажите на карте.
- Зачем моржам нужны клыки? (ими они разрывают грунт в поисках пищи, защищаются от врагов)
- Где живут тюлени? Покажите на карте.
- Чем тюлени отличаются от моржей? (нет клыков, детёныши рождаются белыми, передвигаются по суше только при помощи передних ластов)
- Где живут морские котики? Покажите на карте.
- Чем морские котики отличаются от тюлений и моржей? (наличием ушных раковин, детёныши рождаются покрытые чёрным мехом)
III. Работа над темой урока.
1.Название темы и целей урока (запись темы в тетрадях).
2. Повторение имеющихся знаний.
- Несколько уроков подряд мы изучаем класс млекопитающих. Назовите признаки, по которым млекопитающих отличают от других животных? (волосяной покров, наличие ушных раковин и век, рождение живых детёнышей, расположение ног, детёнышей выкармливают молоком).
- К китообразным относятся киты и дельфины.
3. Рассказ учителя с использованием имеющихся у учащихся знаний по теме.
- Рассмотрите животных изображённых на таблице.
- Где обитают киты и дельфины? Показ учителем на карте.
- Что вы знаете о размерах этих животных?
- Какие особенности строения помогают китообразным хорошо передвигаться в воде? (обтекаемое тело, хвостовой плавник, безволосая кожа). Рассказ учителя о дыхании китообразных, внешнем строении (Словарь: ноздря – дыхало).
- А знаете ли вы, чем питаются дельфины? Киты? Рассказ учителя о питании китов (Словарь: роговые пластины – китовый ус), размножение и охране.
4. Просмотр слайдов и кинофрагментов диска.
Во время просмотра диска я хочу, чтобы вы подумали над вопросом: Почему китообразных относят к млекопитающим, а не к рыбам?
(После просмотра возвращение к вопросу, записанному на доске. Учащиеся отвечают на этот вопрос)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа учащихся. Чтение текста в учебнике и составление плана для пересказа. (Возможно, первые два пункта плана составить с учителем).
План.
1. Какие животные относятся к китообразным?
2. Внешний вид китообразных.
3. Что помогает китообразным хорошо плавать?
4. Как дышат китообразные?
5. Чем китообразные выкармливают детёнышей?
6. Рассказать о синем ките.
7. Рассказать о дельфине.
8. Чем полезны китообразные для человека?
2. Проверка планов (опрос 2 – 3 учащихся).
V.Обобщение и систематизация знаний и умений.
Тест – игра «Верно ли утверждение?» (Учитель читает утверждения, а учащиеся в тетрадях проставляют цифры от одного до десяти и напротив каждой цифры ставят «+», если утверждение верно и « - », если утверждение не верно.
Вопросы:
1. Киты и дельфины – млекопитающие животные.
2. Тело дельфинов покрыто мелкой шерстью.
3. Хорошо плавать китообразным помогает мощный хвост.
4. Каждый вдох – выдох у китообразных происходит через ноздрю – дыхало с промежутком 15 -20 минут.
5. Китообразные, как и рыбы, откладывают икру.
6. Детёнышей китообразные выкармливают молоком.
7. Во рту у синего кита имеются роговые пластины – китовый ус.
8. Кашалот – это кит, который имеет зубы.
9. Дельфин крупнее синего кита в два раза.
10. Китообразные – ценные животные, от них можно получить много мяса и жира.
Подведение итогов игры.
VI. Домашнее задание.
Читать рассказ и пересказывать по составленному плану.
VII. Итог урока. Выставление оценок.
-Вспомните всё, о чём мы говорили сегодня на уроке и скажите, что интересного и нового вы узнали о китах и дельфинах?
- Какие новые слова встретились вам на уроке? Что они обозначают?