Ойын «Си?ырлы су»
7 -8 сынып
Цель:
1.Эколгиялы? м?дениеті? ?алыптастыру
2.Таби?атты? ??пиясына ?ызы?тыру
3. Таби?атты аялау,суды ?астерлеуге т?рбиелеу.
??ралдар: ?.Р.физикалык картасы,?лістірме карточкалар, кроссворд,ж?мба?тар; станцияларды? атаулары: «Гидроаналитика», «Картографическая», «Эрудит», «Рыбалка», «Тестовики», « Морской бой».
Ход игры:
Звучит музыка Чайковского «Времена года».
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!
1) Самая ценная, самая вкусная,
Самая важная,
Самая проникающая и вездесущая…
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Вода – это единственный минерал на суше, встречающийся в жидком, твердом и газообразном состоянии и легко переходящий из одного состояния в другое. В связи с разнообразием рельефа Казахстана внутренние воды тоже распределены неравномерно. В пустынной и полупустынной зонах мало озер и рек, а в степной и лесостепной зонах их значительно больше.
Внутренние воды республики делятся четыре типа: реки, озера, подземные воды и ледники. Существуют и искусственные водоемы: пруды, водохранилища, каналы.
Ведущий:
-Мы рады приветствовать Вас на сегодняшней экологической игре «Си?ырлы су», посвященной Всемирному дню водных ресурсов.
По предложению Международной ассоциации водопользователей с 1994г. проводятся акции по защите воды, экскурсии, праздники, конкурсы, посвященные воде, ее обитателями, ведется просветительская работа среди населения. У нас в школе работает кружок «Эколог», на котором ребята изучают, исследуют природу. И сегодня эту игру приготовили эти ребята.
Вода – самое обыкновенное и самое распространенное вещество на Земле. Ею мы пользуемся каждый день. Наш организм на 70% состоит из воды. Все живое без воды просто перестанет существовать. По данным Всемирного фонда дикой природы лишь 2,5 % от всего количества воды на планете приходится на пресную – ту, которой мы пользуемся ежедневно. Остальные 97,5 % - это соленая вода морей и океанов.
Сегодня мы совершим путешествие по станциям, на которых поговорим о воде, и ее обитателях. Станции условно названы: «Гидроаналитики», «Картографическая», «Эрудит», «Рыбалка», «Тестовики», « Морской бой», «Экологи», «Мы на речке отдыхали и сочиняли».
По наибольшему количеству набранных баллов определится команда – победителей.
А теперь пришло время познакомиться: представление членов жюри, представление команд.
А чтобы вы не заблудились – каждая команда по жребию получает маршрутный лист. А теперь – в путь.
Станция № 1 «Гидроаналитика»
Задание № 1: Познакомить с самыми крупными реками Казахстана.
Задание № 2:Познакомить с самыми крупными и известными озерами Казахстана.
Задание № 3: Рассказать как образуются подземные воды
Станция № 2: « Картографическая»
Задание № 1. Найти и показать на карте к?л Балхаш, Зайсан, Есіл, Алак?л, Мар?ак?л, Сасык?л.
Задание № 2. Найти и показать на карте ?зендерді Ертіс, Есіл, Іле, Шу, Н?ра, Талас, Жайы?, Сырдария.
Задание № 3. На предложенных карточках найти название самых крупных водохранилищ.
оемсрактиунбх (Бухтарминское)
акагчепаксйо (Капчагайсое)
Сколько всего водохранилищ в Республике Казахстан?
Станция № 3 «Эрудит»
Задание № 1 Разгадать кроссворд «Животные и вода», за каждый правильный ответ – один балл.
КРОССВОРД
Вопросы.
1. Очень крупная пресноводная усатая рыба.
2. Крупная розовая птица.
3. Пресноводный зверь семейства куньих, питающийся рыбой.
4. Морская донная рыба с плоским телом.
5. Ластоногое животное севера.
6. Маленький промысловый рачок с вкусным мясом.
7. Эту опасную плоскую рыбу называют электрической.
В выделенных клетках должно получиться название животного, типичного грызуна из семейства мышевидных, его также называют мускусной крысой.
Задание № 2. Отгадать загадки о воде и ее обитателях.
1Висит за окном кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(сосулька)
2. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(туман)
3. Пушистая вата
Плывет куда – то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(туча)
4. В шубе я хожу богатой,
Глубоко нырять люблю.
Мудрый бобр мне вроде брата,
Но деревья не пилю.
(ондатра)
5. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(вода)
6. Травка я … под небосводом
Средь озер, прудов, болот
Застоявшуюся воду
Очищаю каждый год.
(ряска)
Станция № 4 «Рыбалка»
Задание № 1. Какие из перечисленных объектов относятся к рыбалке, а какие – к браконьерству?
Бредень, острога, гарпун, мормышка, удочка, спиннинг, динамит, донка, жерлица, сеть.
Задание № 2. Какие рыбы занесены в Красную книгу Казахстана или находятся под угрозой исчезновения?
Пескарь, таймень, плотва, сибирский стерлядь, карась, нельма, окунь, линь.
Задание № 3. Какие рыбы относятся к морским, какие – речным?
Сом, скумбрия, минтай, ерш, камбала, лимонелла, угорь, вобла, ставрида, налим.
Станция № 5: «Тестовики»
Задание: В описание этого мифического животного (растения) используются признаки животных (растений), которые Вам необходимо определить.
Я живу в сибирских реках и откладываю икру зимой, у меня лопатообразный хвост и крепкие зубы. Прежде, чем съесть свою еду, я люблю полоскать ее в воде. У меня большие глаза и мои четыре крыла делают меня похожей на вертолет. Меня называют «водная свинья», я бываю зеркальным, рамчатым или совсем голым
А)налим б) бобр в) енот г) стрекоза д) карп
Я добываю себе пищу под водой, и меня называют «водяным воробьем». Я красивая, полупрозрачная, похожая на зонтик, но из – за моей ядовитости меня называют «морская оса». Никаким медицинским инструментом нельзя сделать кровопускание так безболезненно, как это делаю я своей треугольной челюстью. Я – самое крупное животное на Земле. Я вырастаю из полипов, и мои колонии образуют рифы и острова.
А)оляпка б) медуза в) пиявка г) кит д) коралл
Я люблю стоять на одной ноге и предпочитаю на обед лягушек. Мои ноги покрыты волосками, под которыми скапливается воздух, поэтому меня невозможно утопить. Из – за того, что я употребляю в пищу особых рачков, мое оперение приобретает нежный розовый оттенок. Про меня говорят, что от меня бывают бородавки, но это не правда. Я – головоногий моллюск с четырьмя парами щупалец, в древности меня называли «спрут».
А)цапля б) водомерка г) фламинго д) жаба г) осьминог
Моя единственная пища – рыба, которую я складываю в большой кожистый мешок под клювом. Я существую в реке затем, чтобы карась не дремал. Клешнями я добываю себе пищу и передвигаюсь по дну водоема. В отличие от своего бурого брата, я предпочитаю, есть тюлений и рыбу. Меня называют «мускусной крысой», и мою шкурку используют на пошив шапок
а) пеликан б) щука в) рак г) белый медведь д) ондатра
Я обладаю высоким уровнем интеллекта и веду стайный образ жизни. Голубой цвет моего оперения хорошо подходит для маскировки, когда я быстро пролетаю над водой, а еще меня называют «райской птицей». Я грозный хищник, которого боятся и люди, и животные, я сохранился со времен динозавров. Я обладаю тайным оружием – в моем теле находится чернильный мешок, наполненный красящей жидкостью. Я питаюсь самыми мелкими планктонными рачками и пускаю фонтан высотой до шести метров.
А)дельфин б)зимородок в) крокодил г) осьминог д) кит
Моим именем называют людей, которые купаются зимой в открытых водоемах. Я птица, но не умею летать, ношу черный фрак и хожу вперевалку. У меня два ряда острых зубов и о моем приближение говорит треугольный плавник, торчащий над головой. Я живу на самом дне моря и похожа на сковородку, мои оба глаза находиться на одной стороне тела. У меня две антенны на макушке, я медленно передвигаюсь ношу свой домик на себе.
А)морж б) пингвин в) акула г) камбала д) улитка).
Нас более 25 тысяч видов, мы бываем красными, бурыми, зелеными, сине – зелеными. Мои крупные плавающие листья могут выдержать вес более 50 кг, а имя давно в честь британской королевы. Я привлекаю добычу блестящими яркими волосками на листьях, на которых не капли нектара (росы), а капли клея. Я – украшение водоема, меня называют маленькой нимфой. Мои красные ягодки на тоненьких ниточках ты увидишь на моховом болоте в солнечную погоду. А)водоросли б) виктория в) росянка г) кувшинка д) клюква
Я – самое маленькое водное цветковое растение, у меня нет стебля, только корень и листья. Я мягкая зеленая подушка на болоте и сырых местах. Мои ягоды содержать лимонную кислоту, их можно собирать весной из – под снега. Мои ветви иногда опускаются в воду и тогда меня называют «плакучей». Мы стоим у озер и болот с коричневыми «дубинками», которые очень нравятся детям.
А) ряска б) мох в) клюква г) ива д) рогоз
Станция № 6: «Морской бой» -капитанов.
Блиц – вопросы о морских животных.
1. У какого представителя морских глубин насчитывается до 3000 зубов, выстроенных в
6 – 20 рядов? (акула)
2. Меня Карл украл у Клары. (Коралл)
3. Чтобы меня обуть, нужно четыре пары сапог. (Осьминог)
4. Поют ли киты? (да, их песни служат средством общения)
5. Меня называют императорским, королевским и Адели. (Пингвин)
6. Назовите имя кита – «убийцы». (Касатка)
7. Эти морские животные на суше медлительны и неуклюжи, а воде могут развивать скорость до 30 км/час; их сухопутные «собратья» живут в пустыне. (Черепахи)
8.Какие небесные светила плавают в море? (Рыба – солнце, рыба – луна, морские звезды)
9. Какие животные образуют рифы? (полипы)
10.Из данного списка животных выберите тех, которые встречаются в море, с определением «морской»:
Слон лев
Котик мышь
Лось леопард
Заяц козел.
11. Я одет в черный фрак и белую манишку, а моя походка смешит людей. (Пингвин)
12.Вовремя опасности я выпускаю чернильное пятно и меняю цвет. (Каракатица, осьминог)
13. Так как я питаюсь морскими пресно – водными растениями, иногда меня используют для очистки каналов от водорослей. (Ламантин)
14. Мы бываем и на небе, и на морском дне. (Звезды)
15. Основная пища китов (Планктон).
Станция №7: «Экологи»
- Нет такого человека, котрый бы не мечтал летом отдохнуть на озере или на реке, половить рыбу, но бывают такие случаи.
Сценка:
Пошел дядя Коля на рыбалку. Закинул удочку в первый раз. Что вы думаете, он поймал?
Ржавую, консервную банку.
Закинул удочку второй раз – и вытянул рваный башмак.
Третий раз закинул удочку. Поймалась ему рыбка, да не простая, а золотая.
Молвит рыбка человеческим голосом:
Забери меня, рыбак, из этого грязного пруда. Отпусти меня в чистую воду.
Ребята, объясните причину почему происходит экологическая катастрофа загрезнение водоемов,рек. Интересно ответ чьей группы будет убедительным?
Станция № 8: «На речке отдыхали и конечно сочиняли»
Соберите пословицы о воде:
1.Су бар жерде ----?мір бар.
2.Сусыз ?мір ---- т?зсыз аспен тен.
3.Су атасы ---- жер апасы.
4.Су --- дуниені? басы.
5.?зі? ішетін су?а- ?лген итті тастама.
6.Суды? да - с?рауы бар.
Объясните значение фразеологических оборотов:
1.Как две капли воды.
2.Как рыба в воде.
3.Как воду кануть.
4.В рот воды набрать.
5.Выйти сухим из воды.
6. Как воду глядеть. Молодцы!
Ведущий: Путешествуя по станциям, вы узнали многое нового о воде и ее обитателях, о том, что вода – настоящее сокровище, и ее необходимо беречь: экономить – во время умывание, мыться посуды и т.д.; не засорять водоемы и очищать родники. Все мы можем выполнить эти нехитрые правила и, тем самым, беречь воду.
Станция № 9: Наши итоги – слово жюри, награждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Вода – это единственный минерал на суше, встречающийся в жидком, твердом и газообразном состоянии и легко переходящий из одного состояния в другое. В связи с разнообразием рельефа Казахстана внутренние воды тоже распределены неравномерно. В пустынной и полупустынной зонах мало озер и рек, а в степной и лесостепной зонах их значительно больше.
Внутренние воды республики делятся четыре типа: реки, озера, подземные воды и ледники. Существуют и искусственные водоемы: пруды, водохранилища, каналы.
Ведущий:
-Мы рады приветствовать Вас на сегодняшней экологической игре «Сиқырлы су», посвященной Всемирному дню водных ресурсов.
По предложению Международной ассоциации водопользователей с 1994г. проводятся акции по защите воды, экскурсии, праздники, конкурсы, посвященные воде, ее обитателями, ведется просветительская работа среди населения. У нас в школе работает кружок «Эколог», на котором ребята изучают, исследуют природу. И сегодня эту игру приготовили эти ребята.
Вода – самое обыкновенное и самое распространенное вещество на Земле. Ею мы пользуемся каждый день. Наш организм на 70% состоит из воды. Все живое без воды просто перестанет существовать. По данным Всемирного фонда дикой природы лишь 2,5 % от всего количества воды на планете приходится на пресную – ту, которой мы пользуемся ежедневно. Остальные 97,5 % - это соленая вода морей и океанов.
Сегодня мы совершим путешествие по станциям, на которых поговорим о воде, и ее обитателях. Станции условно названы: «Гидроаналитики», «Картографическая», «Эрудит», «Рыбалка», «Тестовики», « Морской бой», «Экологи», «Мы на речке отдыхали и сочиняли».
По наибольшему количеству набранных баллов определится команда – победителей.
А теперь пришло время познакомиться: представление членов жюри, представление команд.
А чтобы вы не заблудились – каждая команда по жребию получает маршрутный лист. А теперь – в путь.
Станция № 1 «Гидроаналитика»
Задание № 1: Познакомить с самыми крупными реками Казахстана.
Задание № 2:Познакомить с самыми крупными и известными озерами Казахстана.
Задание № 3: Рассказать как образуются подземные воды
Станция № 2: « Картографическая»
Задание № 1. Найти и показать на карте көл Балхаш, Зайсан, Есіл, Алакөл, Марқакөл, Сасыкөл.
Задание № 2. Найти и показать на карте өзендерді Ертіс, Есіл, Іле, Шу, Нұра, Талас, Жайық, Сырдария.
Задание № 3. На предложенных карточках найти название самых крупных водохранилищ.
оемсрактиунбх (Бухтарминское)
акагчепаксйо (Капчагайсое)
Сколько всего водохранилищ в Республике Казахстан?
Станция № 3 «Эрудит»
Задание № 1 Разгадать кроссворд «Животные и вода», за каждый правильный ответ – один балл.
КРОССВОРД
Вопросы.
1. Очень крупная пресноводная усатая рыба.
2. Крупная розовая птица.
3. Пресноводный зверь семейства куньих, питающийся рыбой.
4. Морская донная рыба с плоским телом.
5. Ластоногое животное севера.
6. Маленький промысловый рачок с вкусным мясом.
7. Эту опасную плоскую рыбу называют электрической.
В выделенных клетках должно получиться название животного, типичного грызуна из семейства мышевидных, его также называют мускусной крысой.
Задание № 2. Отгадать загадки о воде и ее обитателях.
1Висит за окном кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(сосулька)
2. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(туман)
3. Пушистая вата
Плывет куда – то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(туча)
4. В шубе я хожу богатой,
Глубоко нырять люблю.
Мудрый бобр мне вроде брата,
Но деревья не пилю.
(ондатра)
5. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(вода)
6. Травка я … под небосводом
Средь озер, прудов, болот
Застоявшуюся воду
Очищаю каждый год.
(ряска)
Станция № 4 «Рыбалка»
Задание № 1. Какие из перечисленных объектов относятся к рыбалке, а какие – к браконьерству?
Задание: В описание этого мифического животного (растения) используются признаки животных (растений), которые Вам необходимо определить.
Я живу в сибирских реках и откладываю икру зимой, у меня лопатообразный хвост и крепкие зубы. Прежде, чем съесть свою еду, я люблю полоскать ее в воде. У меня большие глаза и мои четыре крыла делают меня похожей на вертолет. Меня называют «водная свинья», я бываю зеркальным, рамчатым или совсем голым
А)налим б) бобр в) енот г) стрекоза д) карп
Я добываю себе пищу под водой, и меня называют «водяным воробьем». Я красивая, полупрозрачная, похожая на зонтик, но из – за моей ядовитости меня называют «морская оса». Никаким медицинским инструментом нельзя сделать кровопускание так безболезненно, как это делаю я своей треугольной челюстью. Я – самое крупное животное на Земле. Я вырастаю из полипов, и мои колонии образуют рифы и острова.
А)оляпка б) медуза в) пиявка г) кит д) коралл
Я люблю стоять на одной ноге и предпочитаю на обед лягушек. Мои ноги покрыты волосками, под которыми скапливается воздух, поэтому меня невозможно утопить. Из – за того, что я употребляю в пищу особых рачков, мое оперение приобретает нежный розовый оттенок. Про меня говорят, что от меня бывают бородавки, но это не правда. Я – головоногий моллюск с четырьмя парами щупалец, в древности меня называли «спрут».
Моя единственная пища – рыба, которую я складываю в большой кожистый мешок под клювом. Я существую в реке затем, чтобы карась не дремал. Клешнями я добываю себе пищу и передвигаюсь по дну водоема. В отличие от своего бурого брата, я предпочитаю, есть тюлений и рыбу. Меня называют «мускусной крысой», и мою шкурку используют на пошив шапок
Я обладаю высоким уровнем интеллекта и веду стайный образ жизни. Голубой цвет моего оперения хорошо подходит для маскировки, когда я быстро пролетаю над водой, а еще меня называют «райской птицей». Я грозный хищник, которого боятся и люди, и животные, я сохранился со времен динозавров. Я обладаю тайным оружием – в моем теле находится чернильный мешок, наполненный красящей жидкостью. Я питаюсь самыми мелкими планктонными рачками и пускаю фонтан высотой до шести метров.
Моим именем называют людей, которые купаются зимой в открытых водоемах. Я птица, но не умею летать, ношу черный фрак и хожу вперевалку. У меня два ряда острых зубов и о моем приближение говорит треугольный плавник, торчащий над головой. Я живу на самом дне моря и похожа на сковородку, мои оба глаза находиться на одной стороне тела. У меня две антенны на макушке, я медленно передвигаюсь ношу свой домик на себе.
А)морж б) пингвин в) акула г) камбала д) улитка).
Нас более 25 тысяч видов, мы бываем красными, бурыми, зелеными, сине – зелеными. Мои крупные плавающие листья могут выдержать вес более 50 кг, а имя давно в честь британской королевы. Я привлекаю добычу блестящими яркими волосками на листьях, на которых не капли нектара (росы), а капли клея. Я – украшение водоема, меня называют маленькой нимфой. Мои красные ягодки на тоненьких ниточках ты увидишь на моховом болоте в солнечную погоду. А)водоросли б) виктория в) росянка г) кувшинка д) клюква
Я – самое маленькое водное цветковое растение, у меня нет стебля, только корень и листья. Я мягкая зеленая подушка на болоте и сырых местах. Мои ягоды содержать лимонную кислоту, их можно собирать весной из – под снега. Мои ветви иногда опускаются в воду и тогда меня называют «плакучей». Мы стоим у озер и болот с коричневыми «дубинками», которые очень нравятся детям.
А) ряска б) мох в) клюква г) ива д) рогоз
Станция № 6: «Морской бой» -капитанов.
Блиц – вопросы о морских животных.
1. У какого представителя морских глубин насчитывается до 3000 зубов, выстроенных в
6 – 20 рядов? (акула)
2. Меня Карл украл у Клары. (Коралл)
3. Чтобы меня обуть, нужно четыре пары сапог. (Осьминог)
4. Поют ли киты? (да, их песни служат средством общения)
5. Меня называют императорским, королевским и Адели. (Пингвин)
6. Назовите имя кита – «убийцы». (Касатка)
7. Эти морские животные на суше медлительны и неуклюжи, а воде могут развивать скорость до 30 км/час; их сухопутные «собратья» живут в пустыне. (Черепахи)
10.Из данного списка животных выберите тех, которые встречаются в море, с определением «морской»:
Слон лев
Котик мышь
Лось леопард
Заяц козел.
11. Я одет в черный фрак и белую манишку, а моя походка смешит людей. (Пингвин)
12.Вовремя опасности я выпускаю чернильное пятно и меняю цвет. (Каракатица, осьминог)
13. Так как я питаюсь морскими пресно – водными растениями, иногда меня используют для очистки каналов от водорослей. (Ламантин)
14. Мы бываем и на небе, и на морском дне. (Звезды)
15. Основная пища китов (Планктон).
Станция №7: «Экологи»
- Нет такого человека, котрый бы не мечтал летом отдохнуть на озере или на реке, половить рыбу, но бывают такие случаи.
Сценка:
Пошел дядя Коля на рыбалку. Закинул удочку в первый раз. Что вы думаете, он поймал?
Ржавую, консервную банку.
Закинул удочку второй раз – и вытянул рваный башмак.
Третий раз закинул удочку. Поймалась ему рыбка, да не простая, а золотая.
Молвит рыбка человеческим голосом:
Забери меня, рыбак, из этого грязного пруда. Отпусти меня в чистую воду.
Ребята, объясните причину почему происходит экологическая катастрофа загрезнение водоемов,рек. Интересно ответ чьей группы будет убедительным?
Станция № 8: «На речке отдыхали и конечно сочиняли»
Соберите пословицы о воде:
1.Су бар жерде ----өмір бар.
2.Сусыз өмір ---- тұзсыз аспен тен.
3.Су атасы ---- жер апасы.
4.Су --- дуниенің басы.
5.Өзің ішетін суға- өлген итті тастама.
6.Судың да - сұрауы бар.
Объясните значение фразеологических оборотов:
1.Как две капли воды.
2.Как рыба в воде.
3.Как воду кануть.
4.В рот воды набрать.
5.Выйти сухим из воды.
6. Как воду глядеть. Молодцы!
Ведущий: Путешествуя по станциям, вы узнали многое нового о воде и ее обитателях, о том, что вода – настоящее сокровище, и ее необходимо беречь: экономить – во время умывание, мыться посуды и т.д.; не засорять водоемы и очищать родники. Все мы можем выполнить эти нехитрые правила и, тем самым, беречь воду.
Станция № 9: Наши итоги – слово жюри, награждения.