Тема: "Экологические группы растений по отношению к воде."
Тема: "Экологические группы растений по отношению к воде."
Знакомимся с экологическим фактором – влажность и наличие воды. Все растения обитают в разных условиях. Группы растений, выделяемые по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организмов, называются экологическими группами. По отношению к воде растения делят на группы: водные травы, обитающие в воде (элодея), влаголюбивые, частично погруженные в воду (калужница, рогоз), живущие в условиях умеренного увлажнения (Ландыш, ель, капуста), обитатели сухих мест
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Экологические группы растений по отношению к воде." »
Занятие по экологии на кружке «Экология растений» в 6 классе
Раздел: Влияние факторов неживой природы на растения
Тема занятия: Экологические группы растений по отношению к воде.
Задачи занятия: расширить и систематизировать знания об экологических факторах; продолжать формировать умения работать с дополнительной информацией, совершенствовать умения находить взаимоотношения между факторами.
Оборудование: комнатные растения (теневыносливые и влаголюбивые), гербарии, таблицы по экологии, дидактические карточки, цветные карандаши и листы А 6.
Основные понятии и термины занятия: факторы неживой природы, свет, вода, температура, теплолюбивые и холодостойкие растения, влаголюбивые и засухоустойчивые.
Ход занятия:
Введение.
Постановка познавательной задачи: назвать экологические факторы, какой экологический фактор является главным, можно ли выделить один главный фактор или они все формируют среду обитания растительного организма?
Решение познавательных задач: факторы неживой природы - температура, свет, влажность воздуха, радиоактивное излучение, давление, солевой состав почвы, ветер, течения, рельеф местности. Многие факторы постоянно изменяются, например, свет, влажность, температура, осадки и т.д.
Какое воздействие оказывает экологический фактор на живой организм? Как организм приспособился к этому воздействию? Дети работают в группах и добывают информацию, используя учебники и дополнительные источники информации. Пример: свет – экологический фактор. Значение света для растений – источник энергии – фотосинтез. У теневыносливых растений листья имеют темно-зеленую окраску, а светолюбивых растений - листья светло-зеленые.
Знакомимся с экологическим фактором – влажность и наличие воды. Все растения обитают в разных условиях. Группы растений, выделяемые по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организмов, называются экологическими группами. По отношению к воде растения делят на группы: водные травы, обитающие в воде (элодея), влаголюбивые, частично погруженные в воду (калужница, рогоз), живущие в условиях умеренного увлажнения (Ландыш, ель, капуста), обитатели сухих мест (саксаул, кактус, алоэ). Гидатофиты - водные травы – кувшинка, лотос, элодея. Гидатофиты полностью погружены в воду, стебли не имеют механической ткани и поддерживаются водой. В тканях этих растений имеется много крупных межклетников, заполненных воздухом. Гидрофиты – растения, частично погруженные в воду – камыш, стрелолист, рогоз, аир, тростник. Обитают на сырых лугах, на берегах водоемов. Гигрофиты - растения влажных мест с высокой влажностью воздуха – ситник, циперус, осока, калужница. Мезофиты - растения, живущие в условиях умеренного увлажнения, хорошего минерального питания – сурепка, ландыш, земляника, яблоня, ель, дуб. Растут в лесах, на лугах, на полях. Большинство сельскохозяйственных растений мезофиты, так как развиваются при дополнительном поливе. Ксерофиты - растения сухих и засушливых мест обитаний, где воды в почве мало, воздух сухой – алоэ, кактусы, саксаулы. Сочные ксерофиты с мясистыми листьями - опунции, маммилярии. Сухие ксерофиты - верблюжья колючка.
Делаем вывод: одни и те же факторы среды имеют различное значение в жизни совместно обитающих организмов разных видов. Положительное или отрицательное влияние переменного фактора на живые организмы зависит от силы его проявления и от приспособления организма.
Карточка «Адаптация к засушливым условиям у растений» Ознакомиться с информацией. Определить значение воды как экологического фактора. Предположите практическое применение этой информации. Примеры: Уменьшение потери воды:
* листья превращены в иголки или колючки
* листья свернуты в цилиндр
* толстый стебель с большим отношением объема поверхности
* опушенные листья сбрасывание листьев при засухе
* устьица открыты ночью и закрыты днем
* листья покрыты воском
Увеличение поглощения воды:
* глубоко проникающие корни или обширная поверхностная корневая система
Запасание воды:
* в стеблях и листьях
* переживание неблагоприятных условий в виде семян, луковиц, клубней.
8. Закрепление: нарисовать растения - представителей всех экологических групп растений по отношению к воде. Сделать записи к рисункам. Найти среди комнатных растений засухоустойчивые растения и влаголюбивые. Найти на гербарии основные приспособления к сухому, жаркому климату, к сохранению влаги.