Экологические группы растений по отношению к воде.
Открытый урок
«Роль воды в жизнедеятельности растений»
Цель урока: узнать какова роль воды в жизнедеятельности растений; на какие экологические группы по отношению к воде делятся растения.
Проблема урока: Трое правят жизнью на Земле:
Красное Солнышко,
Да Зеленое Зернышко,
Голубая Вода.
Ход урока:
- Организационный момент
- «Идеальный опрос»: Кто сегодня себя чувствует готовым ответить на «5»? Кто на «4»? Кто на «3»? Спасибо.
- Психологический настрой: Все друг к другу повернулись,
Все друг другу улыбнулись.
Повернулись и ко мне,
Улыбнитесь – ка и мне.
Большое спасибо!
- Проверка домашнего задания.
Поразмыслим над задачей! В басне Крылова корни, споря с листьями говорят:
- Мы те,
Которые роясь в темноте,
Питаем вас.
Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас.
Что вы можете сказать по этому поводу? (учащиеся высказывают свои мнения)
Конечно, все органы растения не могут существовать друг без друга. Органы растений взаимосвязаны.
А какие органы растений вы знаете? (корень, стебель, лист, цветок, плод)
Обратите внимание на доску. Что здесь изображено?
Правильно! Это корневые системы: стержневая и мочковатая корневые системы.
Какие функции выполняют корни? (удерживают растение в почве; всасывание питательных веществ; накопление питательных веществ)
После того, как корни всосали в себя воду и минеральные вещества, они поднимаются по стеблю в надземную часть растения.
Представим, что вода попала в листья. А для чего она там необходима? (для фотосинтеза и испарения)
Внимание на доску. Кто из вас сможет рассказать о внутреннем строении листа. (1- верхняя кожица листа, 2-столбчатая ткань, 3-губчатая ткань, 4-нижняя кожица, 5- устьица, 6- межклетники).
Для чего листу устьица? (испарение, дыхание)
Скажите, а почему листья зеленые? (хлоропласты)
В каком процессе они участвуют? (фотосинтез)
А, если у растения листья не имеют хлоропластов. Как же они тогда питаются?
Раффлезия.
Если, продираясь через джунгли Индонезии, вы почуете запах подгнившего мяса и завидите кроваво-красное пятно, не торопитесь падать в обморок или вопить диким голосом. Скорее всего, вам выпала редкая удача – наблюдать цветок раффлезии.
Раффлезия – растение-паразит, известное тем, что у него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок! Диаметр отдельных экземпляров бывает более метра, а «среднестатистическая особь» держится в пределах 60-90 см. Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов. Так обстоят дела у двух видов раффлезии, раффлезии Арнольда и раффлезии туан муда (самые распространенные виды), другие 10 видов могут выглядеть значительно скромнее – у самых мелких раффлезий цветы не превышают в диаметре 15-20 см.
Затем он распускается. Тут-то и появляется возможность наблюдать огромный красный цветок с тяжелым запахом. Но неэстетичный по человеческим меркам дух не смущает навозных мух, которые являются основными опылителями раффлезии. Если цветок никто не опылил, то он превращается в зловонную темную массу. Опыленное же растение образовывает плод, в котором вызревает непомерное множество семян.
Основными разносчиками семян раффлезии выступают слоны и… муравьи! Серые гиганты просто-напросто растаптывают плоды (других возможностей выпустить семена на свет у раффлезии нет) и разносят на своих ногах по лесу, а трудолюбивых малюток привлекает в семенах раффлезии особый придаток-приманка.
В чем отличие процесса дыхания от процесса фотосинтеза?
При фотосинтезе растение поглощает углекислый газ, а при дыхании кислород.
Все ли органы растений дышат или у них есть приспособления? (дышат все тело растений: листья, чечевички, корни)
Мы с вами определили разницу между дыханием и фотосинтезом. Итак, давайте подведем итог фотосинтеза. Какие же организмы фотосинтезируют ? (растения –автотрофы).
Следующее задание:
«Кембриджский круг»
На доске нарисован круг, разбитый на сектора. В каждом секторе написан термин, понятие. Учащиеся по очереди выходят к доске, объясняют значение слова, либо термина.
Сектора: пестик, тычинки, венчик, опыление, оплодотворение растений.
Найдите правильный ответ.
Подчеркните, напишите правильный ответ. На столах у вас лежат карточки. Выполняем в паре. Обязательно укажите свою фамилию.
«В завязи пестика образуются мужские (женские) гаметы. Цветок – вегетативный (генеративный) орган. Тычинки имеют двухгнездные рыльца ( пыльники). На рыльце пестика созревают (в пыльниках) пыльцевые зерна. Пыльцевые зерна – это женские (мужские) гаметы.
«Дополни правильно»
Индивидуальное письменное задание каждому ученику.
- из покрова семязачатка развивается….(семенная кожура)
- семя состоит из….(зародыша и кожуры)
- после опыления завязь превращается в…(плод)
- из оплодотворенной крупной клетки развивается…(эндосперм)
- из стенок завязи развивается…(околоплодник)
Физминутка
Изучение темы.
На уроках мы с вами выяснили, что вода необходима для жизни любого организма. Вода – важнейшие условие всех процессов жизнедеятельности растения. Её роль в организме многообразна. Представленная в клетках, тканях и органах растений, она объединяет все части организма в единое целое. Вода – главный компонент в транспортной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока воды зависит жизнь растительного организма. Вода распределена по Земле неравномерно: где-то её больше, где-то меньше. По отношению к условиям обводненности местообитаний у растений выработались особые приспособительные свойства.
В ходе беседы выясняется, что “экологическая группа растений – это группы растений по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организма”.
Посмотрите на доску и скажите, какие группы растений обитают в данной среде?
(любят воду, влагу, экономят влагу, среднее).
- Исследовательская работа.
Каждая группа, работая со словарём, описательной характеристикой, должна определить экологическую группу по отношению к воде и найти особенности приспособленности к данной группе. Полученные данные занести в таблицу.
Рассмотрите внимательно изображения растений, прочитайте описание и выберите карточки с растениями, относящимися к данной экологической группе. Что объединяет выбранные растения (черты строения, жизнедеятельности)?
С помощью словаря биологических терминов и растений, которые вы выбрали, сформулируйте понятия “гидатофиты”, “гигрофиты”, “мезофиты”, “ксерофиты”.
Что общего между этими понятиями?
Это экологические группы растений.
ГИДРОФИТЫ (гидро – вода, фитос – растение)
Полностью погружены в воду или плавают на ее поверхности.
Особенности: плохо развиты сосуды или отсутствуют. Не развита механическая ткань, вода сама поддерживает растение в вертикальном положении. Есть воздушные полости в черешках листьев. Не выживают на воздухе.
ГИГРОФИТЫ. Влаголюбивые.
Нет приспособлений для ограничения расходования воды. Устьица крупные. Часто образуются волоски из живых клеток для увеличения поверхности испарения. Слаборазвита корневая система.
КСЕРОФИТЫ – засухоустойчивые.
Хорошо развиты корни. Масса корней больше массы побегов. У некоторых нет листьев. Стебли мясистые, листья колючки. Уменьшение испарение за счет воскового налета на листьях, опушение листьев.
МЕЗОФИТЫ мезо-средний.
Условия нормального увлажнения. Большое количество устьиц. Не выдерживают засухи. Т.к нет приспособлений для удерживания влаги.
ВЫВОД: значение воды в жизни растения очень велико: растворение в в оде минеральных веществ, испарение, фотосинтез, поглощение воды устьицами, распространение растений при помощи воды, прорастание семян.
Задание на дом.
Конспект. Творческое задание.
Рефлексия. Итоги урока.
Поднять карточки:
Зеленого цвета – урок понравился
Голубого – хорошо
Красного цвета – не очень.