kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль воды в жизнедеятельности растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологические группы растений по отношению к воде.

Открытый урок

«Роль воды в жизнедеятельности растений»

Цель урока: узнать какова роль воды в жизнедеятельности растений; на какие экологические группы по отношению к воде делятся растения.

 Проблема урока:           Трое правят жизнью на Земле:

                                         Красное Солнышко,

                                         Да  Зеленое Зернышко,

                                         Голубая Вода.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. «Идеальный опрос»: Кто сегодня себя чувствует готовым ответить на «5»? Кто на «4»? Кто на «3»?  Спасибо.
  3. Психологический настрой: Все друг к другу повернулись,

                                                       Все друг другу улыбнулись.

                                                      Повернулись и ко мне,

                                                      Улыбнитесь – ка и мне.

                                                      Большое спасибо!

  1. Проверка домашнего задания.

Поразмыслим над задачей! В басне Крылова корни, споря с листьями говорят:

- Мы те,

Которые роясь в темноте,

Питаем вас.

Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится, -

Не станет дерева, ни вас.

 

Что вы можете сказать по этому поводу? (учащиеся высказывают свои мнения)

Конечно, все органы растения не могут существовать друг без друга. Органы растений взаимосвязаны.

 

А какие органы растений вы знаете? (корень, стебель, лист, цветок, плод)

Обратите внимание на доску. Что здесь изображено?

Правильно! Это корневые системы: стержневая и мочковатая корневые системы.

Какие функции выполняют корни? (удерживают растение в почве; всасывание питательных веществ; накопление питательных веществ)

 

 После того, как корни всосали  в себя воду и минеральные вещества, они поднимаются по стеблю в надземную часть растения.

Представим, что вода попала в листья. А для чего она там необходима? (для фотосинтеза и испарения)

 Внимание на доску. Кто из вас сможет рассказать о внутреннем строении листа. (1- верхняя кожица листа, 2-столбчатая ткань, 3-губчатая ткань, 4-нижняя кожица, 5- устьица, 6- межклетники).

Для чего листу устьица? (испарение, дыхание)

Скажите, а почему листья зеленые? (хлоропласты)

В каком процессе они участвуют? (фотосинтез)

А, если у растения листья не имеют хлоропластов. Как же они тогда питаются?

 

Раффлезия.

Если, продираясь через джунгли Индонезии, вы почуете запах подгнившего мяса и завидите кроваво-красное пятно, не торопитесь падать в обморок или вопить диким голосом. Скорее всего, вам выпала редкая удача – наблюдать цветок раффлезии.

Раффлезия – растение-паразит, известное тем, что у него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок! Диаметр отдельных экземпляров бывает более метра, а «среднестатистическая особь» держится в пределах 60-90 см. Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов. Так обстоят дела у двух видов раффлезии, раффлезии Арнольда и раффлезии туан муда (самые распространенные виды), другие 10 видов могут выглядеть значительно скромнее – у самых мелких раффлезий цветы не превышают в диаметре 15-20 см.

Затем он распускается. Тут-то и появляется возможность наблюдать огромный красный цветок с тяжелым запахом. Но неэстетичный по человеческим меркам дух не смущает навозных мух, которые являются основными опылителями раффлезии. Если цветок никто не опылил, то он превращается в зловонную темную массу. Опыленное же растение образовывает плод, в котором вызревает непомерное множество семян.

Основными разносчиками семян раффлезии выступают слоны и… муравьи! Серые гиганты просто-напросто растаптывают плоды (других возможностей выпустить семена на свет у раффлезии нет) и разносят на своих ногах по лесу, а трудолюбивых малюток привлекает в семенах раффлезии особый придаток-приманка.

 

В чем отличие процесса дыхания от процесса фотосинтеза?

При фотосинтезе растение поглощает углекислый газ, а при дыхании кислород.

 

Все ли органы растений дышат или у них есть приспособления? (дышат все тело растений: листья, чечевички, корни)

 

Мы с вами определили разницу между дыханием и фотосинтезом. Итак, давайте подведем итог фотосинтеза. Какие же организмы фотосинтезируют ? (растения –автотрофы).

 

Следующее задание:

 

«Кембриджский круг»

На доске нарисован круг, разбитый на сектора. В каждом секторе написан термин, понятие. Учащиеся по очереди выходят к доске, объясняют значение слова, либо термина.

Сектора: пестик, тычинки, венчик, опыление, оплодотворение растений.

 

Найдите правильный ответ.

Подчеркните, напишите правильный ответ.  На столах у вас лежат карточки. Выполняем в паре. Обязательно укажите свою фамилию.

«В завязи пестика образуются мужские (женские) гаметы. Цветок – вегетативный (генеративный) орган. Тычинки имеют двухгнездные рыльца ( пыльники). На рыльце пестика созревают (в пыльниках) пыльцевые зерна. Пыльцевые зерна – это женские (мужские) гаметы.

 

«Дополни правильно»

Индивидуальное письменное задание каждому ученику.

  1. из покрова семязачатка развивается….(семенная кожура)
  2. семя состоит из….(зародыша и кожуры)
  3. после опыления завязь превращается в…(плод)
  4. из оплодотворенной крупной клетки развивается…(эндосперм)
  5. из стенок завязи развивается…(околоплодник)

 

Физминутка

 

Изучение темы.

На уроках мы с вами выяснили, что вода необходима для жизни любого организма. Вода – важнейшие условие всех процессов жизнедеятельности растения. Её роль в организме многообразна. Представленная в клетках, тканях и органах растений, она объединяет все части организма в единое целое. Вода – главный компонент в транспортной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока воды зависит жизнь растительного организма. Вода распределена по Земле неравномерно: где-то её больше, где-то меньше. По отношению к условиям обводненности местообитаний у растений выработались особые приспособительные свойства.

В ходе беседы выясняется, что “экологическая группа растений – это группы растений по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организма”.

Посмотрите на доску и скажите, какие группы растений обитают в данной среде?

(любят воду, влагу, экономят влагу, среднее).

  1. Исследовательская работа.

Каждая группа, работая со словарём, описательной характеристикой, должна определить экологическую группу по отношению к воде и найти особенности приспособленности к данной группе. Полученные данные занести в таблицу.

Рассмотрите внимательно изображения растений, прочитайте описание и выберите  карточки с растениями, относящимися к данной экологической группе. Что объединяет выбранные растения (черты строения, жизнедеятельности)?

С помощью словаря биологических терминов и растений, которые вы выбрали, сформулируйте понятия “гидатофиты”, “гигрофиты”, “мезофиты”, “ксерофиты”.

Что общего между этими понятиями?

Это экологические группы растений.

 

ГИДРОФИТЫ (гидро – вода, фитос – растение)

Полностью погружены  в воду или плавают на ее поверхности.

Особенности: плохо развиты сосуды или отсутствуют. Не развита механическая ткань, вода сама поддерживает растение в вертикальном положении. Есть воздушные полости в черешках листьев. Не выживают на воздухе.

ГИГРОФИТЫ. Влаголюбивые.

Нет приспособлений для ограничения расходования воды. Устьица крупные. Часто образуются волоски из живых клеток для увеличения поверхности испарения. Слаборазвита корневая система.

КСЕРОФИТЫ – засухоустойчивые.

Хорошо развиты корни. Масса корней больше массы побегов. У некоторых нет листьев. Стебли мясистые, листья колючки. Уменьшение испарение за счет воскового налета на листьях, опушение листьев.

МЕЗОФИТЫ мезо-средний.

Условия нормального увлажнения. Большое количество устьиц. Не выдерживают засухи. Т.к нет приспособлений для удерживания влаги.

ВЫВОД: значение воды в жизни растения очень велико: растворение в в оде минеральных веществ, испарение, фотосинтез, поглощение воды устьицами, распространение растений при помощи воды, прорастание семян.

Задание на дом.

Конспект. Творческое задание.

Рефлексия. Итоги урока.

Поднять карточки:

Зеленого цвета – урок понравился

Голубого – хорошо

Красного цвета – не очень.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль воды в жизнедеятельности растений. »

Проблема урока: Трое правят жизнью на Земле: Красное Солнышко Да Зелёное Зёрнышко, Голубая Вода.

Проблема урока:

Трое правят жизнью на Земле:

Красное Солнышко

Да Зелёное Зёрнышко,

Голубая Вода.

Цель урока: Узнать какова роль воды в жизнедеятельности растений На какие экологические группы по отношению к воде делятся растения.

Цель урока:

  • Узнать какова роль воды в жизнедеятельности растений
  • На какие экологические группы по отношению к воде делятся растения.

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

Поразмыслим над задачей! В басне И.А.Крылова корни, споря с листьями говорят: Мы те, Которые роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится; А если корень иссушится, - Не станет дерева, ни вас .

Поразмыслим над задачей!

В басне И.А.Крылова корни, споря с листьями

говорят:

  • Мы те,

Которые роясь в темноте,

Питаем вас.

Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится, -

Не станет дерева, ни вас .

Внутреннее строение 1 2 3 4 5 6

Внутреннее строение

1

2

3

4

5

6

Транспирация – испарение воды  растением .

Транспирация – испарение воды

растением .

Способны ли фотосинтезировать растения, не содержащие хлорофилл?  Как же они тогда питаются?

Способны ли фотосинтезировать растения, не содержащие хлорофилл?

Как же они тогда питаются?

В чем отличие  процесса дыхания от процесса фотосинтеза?

В чем отличие

процесса

дыхания от процесса

фотосинтеза?

Автотрофы Гетеротрофы

Автотрофы Гетеротрофы

«Кембриджский круг»

«Кембриджский круг»

Какой процесс называется оплодотворением ? пыльца пыльцевая трубка семязачаток центральная клетка яйцеклетка

Какой процесс называется оплодотворением ?

пыльца

пыльцевая трубка

семязачаток

центральная клетка

яйцеклетка

Найди правильный ответ»

Найди правильный ответ»

«Дополни правильно»

«Дополни правильно»

Вода в растении составляет до 90 %

Вода в растении

составляет

до 90 %

Вода в жизни растений Участие в фотосинтезе Поступление минеральных веществ Распространение растений Прорастание семян

Вода в жизни растений

Участие в фотосинтезе

Поступление минеральных веществ

Распространение растений

Прорастание семян

Экологические группы растений ксерофиты гидрофиты гигрофиты мезофиты

Экологические группы растений

ксерофиты

гидрофиты

гигрофиты

мезофиты

Какие группы растений обитают в данной среде?  Гидрофиты,гидатофиты

Какие группы растений обитают в данной среде?

Гидрофиты,гидатофиты

Какая группа растений обитает в данной среде? Гигрофиты

Какая группа растений обитает в данной среде?

Гигрофиты

Какая группа растений обитает в данной среде? Ксерофиты

Какая группа растений обитает в данной среде?

Ксерофиты

Какая группа растений обитает в данной среде? Мезофиты

Какая группа растений обитает в данной среде?

Мезофиты

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Гидрофиты  (Гидатофиты) «гидро»-вода, «фитос» -растение Полностью погружены в воду или плавают на поверхности.  Особенности: 1.Плохо развиты сосуды или отсутствую совсем. 2. Не развита механическая ткань, т.к. … вода сама поддерживает растение в вертикальном положении 3. Есть воздушные полости в черешках листьев. 4. Не выживают на воздухе.

Гидрофиты (Гидатофиты) «гидро»-вода, «фитос» -растение

Полностью погружены в воду или плавают на поверхности.

Особенности:

1.Плохо развиты сосуды или отсутствую совсем.

2. Не развита механическая ткань, т.к. …

вода сама поддерживает растение в вертикальном положении

3. Есть воздушные полости в черешках листьев.

4. Не выживают на воздухе.

Г И Г Р О Ф И Т Ы- влаголюбивые  «гигрос» - влажный, «фитос» - растение Местообитание: сырые леса, болота, берега водоемов, тропические влажные леса Особенности: нет приспособлений для ограничения расходования воды Приспособления для удаления избытка влаги:   1. крупные устьица;  2. часто образуются волоски из живых клеток для увеличения поверхности испарения;  3.слаборазвитая корневая система;  лиана

Г И Г Р О Ф И Т Ы- влаголюбивые «гигрос» - влажный, «фитос» - растение

Местообитание:

сырые леса, болота, берега водоемов,

тропические влажные леса

Особенности: нет приспособлений для ограничения расходования воды

Приспособления для удаления избытка

влаги:

1. крупные устьица;

2. часто образуются волоски из живых клеток для увеличения поверхности испарения;

3.слаборазвитая корневая система;

лиана

К С Е Р О Ф И Т Ы –  ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ  Местообитание – места с недостатком влаги, засушливые районы – степи, пустыни. Приспособления: Хорошо развиты корни, масса корней в 10-ки раз больше массы побегов (верблюжья колючка)  У некоторых нет листьев (саксаул)  стебли мясистые, листья-колючки (кактусы)  листья мясистые (алоэ, агава)  Уменьшение испарения воды за счет  воскового налета на листьях (толстянка), опушение листьев

К С Е Р О Ф И Т Ы – ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ

Местообитание – места с недостатком влаги, засушливые районы – степи, пустыни.

Приспособления:

  • Хорошо развиты корни, масса корней в 10-ки раз больше массы побегов (верблюжья колючка)
  • У некоторых нет листьев (саксаул)
  • стебли мясистые, листья-колючки (кактусы)

листья мясистые (алоэ, агава)

  • Уменьшение испарения воды за счет

воскового налета на листьях (толстянка), опушение листьев

М Е З О Ф И Т Ы  «мезо» - средний, «фитос» - растение Местообитание: Живут в условиях среднего, нормального увлажнения.   Приспособления: Большое количество устьиц  Не выдерживают засухи, т.к. …….. нет приспособлений для накопления и удержания влаги.

М Е З О Ф И Т Ы «мезо» - средний, «фитос» - растение

Местообитание:

Живут в условиях среднего, нормального увлажнения.

Приспособления:

  • Большое количество устьиц

Не выдерживают засухи, т.к. ……..

нет приспособлений для накопления и удержания влаги.

Гидатофиты  (гидрофиты)

Гидатофиты (гидрофиты)

  • Элодея
  • Рдест
  • Ряска
  • Рдест курчавый
  • Водокрас
Гигрофиты

Гигрофиты

  • Осока
  • Стрелолист
  • Тростник
  • Камыш
  • Рогоз
Мезофиты

Мезофиты

  • Яблоня
  • Ель
  • Дуб
  • Земляника
  • Нивяник
Ксерофиты

Ксерофиты

  • Цереус
  • Ковыль
  • Саксаул
  • Алоэ
  • Опунция
Значение воды в жизни растений: Растворение в воде минеральных веществ  Испарение. Поглощение воды устьицами. Распространение растений при помощи воды. Прорастание семян Участие в фотосинтезе.

Значение воды в жизни растений:

Растворение в воде минеральных веществ

Испарение.

Поглощение воды устьицами.

Распространение растений при помощи воды.

Прорастание семян

Участие в фотосинтезе.

Охрана растений Выяснив огромное значение зеленых растений в жизни нашей планеты необходимо помнить о вопросах охраны.

Охрана растений

Выяснив огромное значение зеленых растений в жизни нашей планеты необходимо помнить о вопросах охраны.

Человек должен быть мудрым и жить в добром содружестве с природой. Каждый может стать другом природе.

Человек должен быть мудрым и жить в добром содружестве с природой. Каждый может стать другом природе.

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Роль воды в жизнедеятельности растений.

Автор: Каржауова Динара Хамитовна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Роль воды в жизнедеятельности растений"
    ["seo_title"] => string(45) "rol-vody-v-zhizniedieiatiel-nosti-rastienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "143169"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418468288"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Роль воды в жизнедеятельности растений "
    ["seo_title"] => string(45) "rol-vody-v-zhizniedieiatiel-nosti-rastienii-2"
    ["file_id"] => string(6) "150063"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420389509"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему: "Вода в жизни человека и растений". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-voda-v-zhizni-chielovieka-i-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "217051"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433227568"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "презентация для урока биологии "Вода в жизни растений"6 класс "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-dlia-uroka-biologhii-voda-v-zhizni-rastienii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225770"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439885216"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по теме: «Гидросфера». «Вода на Земле»."
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_po_tiemie_gidrosfiera_voda_na_ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "348306"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476191966"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства