kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является урок освоения новых знаний. Изучение царства прокариотических организмов- бактерий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии»

Технологическая карта урока

МБОУ Мирновская СОШ им А.А.Воскресенского

Класс 5

Предмет: биология

Учитель: Гарманова Елена Владимировна

Тип урока: изучение нового материала


Тема урока: Бактерии, их многообразие, строение и жизнедеятельность


Цель урока

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Бактерии, их многообразие, строение и жизнедеятельность»


Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий.



Воспитательные: поощрять товарищество, доброту, формировать гуманные отношения на уроке; вырабатывать умение работать в коллективе; самодисциплинированность; развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, мотивировать к соблюдению правил личной гигиены; воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к одноклассникам.



Развивающие: развивать речь уч-ся, словарный запас, коммуникационные свойства речи; отрабатывать навык анализа и синтеза, сравнения, определения понятий, ставить и разрешать проблемы, умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, делать выводы; продолжать формировать умение изображать биологические объекты.


Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: уметь работать в парах, оценивать себя и окружающих, оказывать помощь; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной работы.


Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности


Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; принимать решение в проблемной ситуации; оценивать правильность выполнения действий; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; уметь проводить исследовательские действия; давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.


Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь): Царство живой природы - Бактерии; строение, многообразие, выделять существенные признаки бактерий, их процессы жизнедеятельности


Личностные: умение отстаивать свою точку зрения, работать в паре


Метапредметные: работать с текстом, схемой, моделями, исследовательским материалом, планшетом; уметь сравнивать и анализировать

Основные понятия, используемые на уроке

Бактерии, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы; ядерное вещество, паразиты, сапротрофы; споры

Межпредметные связи

Информатика, литература, ИЗО

Ресурсы

Основные: Пасечник В.В. Учебник. Биология, 5 класс . М: Дрофа, 2012

В.В.Пасечник Рабочая тетрадь. Биология. М: Дрофа, 2012

Таблица «Бактерии. Строение клетки»


Дополнительные (мультимедиаресурсы): Презентация для урока «Царства живой природы»; «Бактерии», «Гимнастика для глаз»; материал для заложения опыта (чашки Петри, картофель, скальпели, мел, тряпочки); видеофильм «Бактерии» (фрагмент для резерва 6 минут)

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Индивидуально-обособленная, парная, коллективная, фронтальная

Методы обучения

  • по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;

  • по степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемно- поисковые;

  • по стимулированию интереса к учению: опережающие задания, создание ситуации занимательности через использование мультимедийной презентации и планшета;

  • методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль


Технологии работы с информацией

Чтение текста, сопоставление, анализ, просмотр презентации, работа со схемой и планшетом, исследовательским материалом

Приемы: беседа, создание ситуаций занимательности, работа с компьютерной презентацией и планшетом, выполнение заданий в тетради с печатной основой, выполнение аппликаций в рабочей тетради; приемы заложения опыта






Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мобилизующий этап
Этапы:

1.Приветствие.

2.Определение отсутствующих

3.Проверка готовности к уроку

4.Организация внимания


Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм




Приветствие

Определение отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку и помещения к уроку.


Организация внимания всех учащихся


Проверить личную готовность к уроку



Настрой на продуктивную работу на уроке.





Оценивать себя и окружающих

Развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место

Самоопределение учащихся на основе антиципации (способности представить себе возможный результат действия до его осуществления)


Проверка сформированности предметных и метапредметных компетенций

1.Царства живой природы












2.Кто такие бактерии?
























3.Строение растительной клетки













Коллективная познавательная деятельность всего класса, применение теоретических знаний на практике: определить к каким Царствам принадлежат организмы




Пробуют ответить для себя на вопрос: что я знаю о бактериях, что я хочу о них узнать







Записали тему урока в рабочую тетрадь









Изображают на планшете строение растительной клетки













Направление на определение типичных недостатков, исправление ошибок

Слайды 1-14

(последний слайд с бактериями)



Рецензирование ответов учащихся










Слайд 15











Известный фактический материал предложен к рассмотрению в новом свете.


-Для чего нужны органоиды?




























1.Определить по слайдам к каким Царствам живой природы принадлежат организмы









2.А что я знаю о бактериях?

Что хочу узнать?



Чтение материала по с.51 Глава 2




Запись темы урока в рабочую тетрадь








3.Как устроена растительная клетка?


Изобразите на планшете растительную клетку.













Определить царства живой природы :Растения, Животные, Грибы, Бактерии









Попробовать определить, кто такие бактерии




















Изображение растительной клетки: органоиды растительной клетки













Уметь сопоставлять, выделять главное











Оказывать помощь своему товарищу, уметь отстаивать свою точку зрения оценивать правильность выполнения действий








Формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения, уметь проводить действия с планшетом





Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

Этапы:

I.Формулировка вместе с учащимися темы урока, цели и задачи изучения нового материала


II. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

1.Строение бактерий













Решение проблемного задания, познавательной задачи с целью определения цели и задачи урока














Цели и задачи урока в виде проблемного задания: перерисовка на планшете растительной клетки в бактериальную














Это бактерия, что в ее строении есть интересного?













Попытка ответить на вопросы














Устанавливать причинно-следственные связи; уметь определять возможные источники необходимых сведений


III. Организация процесса восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации нового материала























2.Форма бактерий





























Самостоятельное добывание знания. Поисковая работа.

Анализ рисунка по учебнику, выполнение работы в тетради

Самоорганизация процесса учения.















Анализировать и сравнивать изображения бактерий







Работа по схеме в тетради




Выполнить задание в рабочей тетради


Проверяют друг у друга.

Показать практическую значимость материала

-Почему бактерию можно считать живым организмом?


-Какое задание предстоит здесь выполнить? Что вам в этом поможет?

Актуализировать чувственный опыт и опорные знания учеников. Проведение словарной работы





-Посмотрите и сравните изображения бактерий. Чем они отличаются?

Слайд 16






Работа в парах: проверка, помощь

Чтение второго пункта параграфа 11

Анализ содержания рисунка с 53 вверху

Работа по Т. с.29 №41









Сравнить формы бактерий

Чтение первого пункта параграфа.

Работа по тетради: заполнение схемы с29 №40.

Задание: выбрать вырезанную бактерию, наклеить и написать какой она формы


Проанализировать данные рисунка, выявить отличительные признаки растительной клетки и бактериальной




















Виды бактерий


Кокки, бациллы, вибрионы, спириллы

Уметь работать самостоятельно

Уметь проводить сравнительные действия

Находить ответы на поставленные вопросы














Производить поиск информации











Продолжать формировать умение изображать биологические объекты.


IV.Обучение учащихся деятельности по изучению и овладению содержанием нового материала, умениям и навыкам учиться


3.Распространение бактерий











































4.Питание бактерий
















5.Размножение бактерии и образование спор











Самостоятельное добывание знания. Поисковая работа.


Отвечают на вопросы по тексту.


































Чтение текста, выводы о питании бактерий




















Читают 5 пункт



Читают пояснения к данным на доске словам и выражениям










Работа после чтения:

-Где живут?

-Где их больше всего?

-Прочитайте со слов «Число бактерий…», почему в классе после урока бактерий становится больше?

-В каких условиях могут жить бактерии?

Слайд 17


-Могут ли растительные клетки жить без кислорода? А бактерии?

-Что тогда можно сказать о бактериях?














Слайд 18



-Какие бактерии оказывают положительное влияние на природу и человека?


-А какие отрицательное?



























Вывод: Для чего еще нужны споры бактериям?












Самостоятельное чтение третьего пункта параграфа


Работа по тексту
































Физкульминутка






Коллективное чтение с.53 внизу (по цепочке)

















а)Самостоятельное чтение на с 54 5пункта.

Определить к чему относятся данные, записанные на доске:


делением…

20-30 минут

5 суток

..при высушивании...

споры…


б) Коллективное чтение 6 пункта















Где живут бактерии










































Сапротрофы, паразиты





















Споры, их роль в жизнедеятельности бактерий














Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.







Делать обобщения.

























Делать умозаключения, выводы



















Анализировать, выбирать данные из текста

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной работы.


V.Демонстрация практической значимости нового материала

Проговаривание плана действия в ходе опыта

Выполнение моментов заложению опыта по выращиванию бактерий



Инструктаж по техике безопасности

Показать практическую значимость материала



Заложение опыта.


а)Прочитать с55 Задание №1.

б)Проанализировать, что нужно сделать.

Какие возникли вопросы?

в) Что для этого понадобится?


Техника безопасности при работе со скальпелем и стеклянными приборами



Техника безопасности при работе со скальпелем и стеклянной посудой

Уметь проводить исследовательские действия, делать выводы

Закрепление нового материала
  Этапы:

1.Закрепление новых знаний и умений.


2.Проверка понимания сущности новых понятий.




3.Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа.

















Решение на основе новых знаний творческих и практических задач.

Использование самостоятельной работы для закрепления знаний: выбор ответов из предложенных


Оценивание работ учащимися





Ответы для уч-ся даны на слайде


Слайды 19-20




Корректировка ответов и оценивания












-Что интересного узнали о бактериях из фильма?

















Работа по вопросам с 55 по теме урока, используя текст параграфа

Ответы на слайде














Резерв:

Просмотр видеофрагмента «Бактерии» (6 минут)

















Повторение основных понятий урока





















Оценивать правильность выполнения действий; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Информация учащихся о домашнем задании

Этапы:

1.Мотивирование домашнего задания



2. Сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания






Определяют свое домашнее задание






Дифференцированный подход к домашнему заданию. Корректировка домашнего задания






Задание для всех: п8 (читать)

Для сильных Т.с 29 №42-44


слабым Т.с.29 № 42






Правила записи домашнего задания в дневник

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе инструктажа по домашнему заданию

Рефлексия

Работа по таблице в тетради «Мои достижения»Ответы на вопросы:

Я знаю…

Я умею…

Мне понравилось…

Подведение итога урока, выставление оценок

Подвести итог полученных знаний

Кто такие бактерии, их многообразие и процессы жизнедеятельности

Обобщать факты и явления, делать умозаключения и обобщения
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока биологии

Автор: Гарманова Елена Владимировна

Дата: 29.04.2016

Номер свидетельства: 323458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конструирование технологической карты урока биологии "
    ["seo_title"] => string(59) "konstruirovaniie-tiekhnologhichieskoi-karty-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "129004"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415624055"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока биология 8 класс по теме " Общая характеристика земноводных"."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_biologiia_8_klass_po_teme_obshchaia_kharakteristi"
    ["file_id"] => string(6) "644841"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1706453577"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Технологическая карта урока «Биология - наука о живой природе» "
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhiia-nauka-o-zhivoi-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "235745"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443808393"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Технологическая карта урока биологии в 5 классе. Тема: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»."
    ["seo_title"] => string(110) "tiekhnologhichieskaiakartaurokabiologhiiv5klassietiemabaktieriiikhraznoobraziiestroieniieizhizniedieiatielnost"
    ["file_id"] => string(6) "283723"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453877803"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: «Грибы»."
    ["seo_title"] => string(66) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_biologii_v_5_klasse_fgos_tema_griby"
    ["file_id"] => string(6) "490557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544692514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства