Автор | Гусарова Фируза Сабирулловна, учитель биологии МБОУ СОШ №3 города Вязьмы Смоленской области |
Предмет | Биология Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономарева М.: Вентана - Граф, 2012 и ориентирована на использование учебника: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, И.В.Николаев — М.: Вентана - Граф, 2013 — 144 с. |
Класс | 5 |
Тип урока | Комбинированный |
Технология урока | Технология развития критического мышления, ИКТ |
Цель | Сформировать у учащихся понятие «организм», познакомить с основными признаками и свойствами живого. |
Тема | «Свойства живого» |
Задачи | 1.Образовательные (предметные результаты) Научить учащихся выявлять характерные признаки и свойства живых организмов, развитие самостоятельной деятельности, усиление активации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; 2. Развивающие (метапредметные результаты): Расширять знания о признаках – свойствах живых организмов, продолжить работу по формированию биологических терминов, сформировать понятие «организм»; Развивать творческие, коммуникативные способности и речевую культуру; Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 3. Воспитательные (личностные результаты) Воспитывать культуру общения при работе в мини группах и коллективе; Воспитывать бережное отношение к природе и необходимости её охране; Воспитывать настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов. |
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: технология проблемного диалога (постановка проблемы; актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы; побуждающий или подводящий диалог для совместного открытия знаний; работа с учебником – продуктивное чтение, работа с практикумом – самостоятельное применение знаний); технология оценивания учебных достижений; алгоритм самооценки. Планируемые образовательные результаты |
Предметные познакомить учеников с учебником; формировать умение перечислять отличительные свойства живого; формировать умение понимать смысл биологических терминов: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленность; Метапредметные Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные результаты: |
Решаемые учебные проблемы | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, организм, орган. |
Вид используемых на уроке ИКТ | Мультимедийная установка , слайд-презентация поясняющая основные понятия |
Образовательные ресурсы | Учебник: И.Н. Пономарева «Биология. 5 класс», М., «Вентана-Граф», 2013. Сайт: school-collection.edu.ru |
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные |
1.Организационный момент 2 мин Организационный момент: формулировка темы, цели, образовательных, развивающих, воспитательных задач; мотивация на их принятие; планируемые результаты. | |
Деятельность учащихся. Приветствуют учителя, слушают, принимают участие в диалоге. | Деятельность учителя. Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих Проверка домашнего задания. | | Предметные результаты познакомить учеников с учебником; формировать умение перечислять отличительные свойства живого; формировать умение понимать смысл биологических терминов: обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, органы и организмы. | Метапредметные УУД. Познавательные УУД: Слушают учителя Коммуникативные УУД: Принимают участие в диалоге с учителем Регулятивные УУД: Демонстрируют готовность к уроку: Готовят рабочее место к уроку. | Личностные результаты: Имеют желание учиться; Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
2.Проверка домашнего задания 5 мин |
Деятельность учащегося Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. | Деятельность учителя. Организатор. Проводящий диалог: Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается слово – биология). | Вопросы. (Слайд 3) Какова роль растений и животных в жизни человека? Что такое биология? Что изучает биология? Почему появились культурные растения и домашние животные? Какие биологические науки вы знаете? | Предметные результаты: Понимать смысл биологических терминов; Определять роль в природе различных групп организмов | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: Осуществлять взаимный контроль правильности и формулировки понятий; Слушать и понимать речь других. | Личностные результаты: Понимают значение знаний для человека и принимают его; |
3.Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний. 4 мин |
Деятельность учащихся. Отвечают на вопросы учителя. Правильно выдвигают гипотезу названия темы урока | Деятельность учителя Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Диалог Профессора и Незнайки (слайд 5) Незнайка биологу: Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь? Биолог: Я изучаю живые организмы. Незнайка: Это разные жуки, ящерицы, птицы… Биолог: Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы. Незнайка: Так что же у них общего? Биолог: Ты и сам это хорошо знаешь. Давай попробуем вспомнить. Диалог учителя с учащимися. Учащийся предполагает : «Какими свойствами обладают живые организмы». Учитель: «Молодец! Правильно». А теперь давайте сформулируем тему нашего урока. Учащаяся: «Свойства живого». | Задание 1. Прочитайте статью «Что называют живым?» (слайд 6) Задание 2.Проанализируйте прочитанное и выскажите свои предположения о свойстве живых организмов и теме сегодняшнего урока. (слайд 6) | Предметные результаты | Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; Определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Личностные УУД: Обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. |
4.Создание проблемной ситуации (2-3мин.) |
Деятельность учащихся Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему - проговаривают и осознают её. Учащиеся отвечают на вопрос. Машина движется – движение. Сосулька и сталактит растут – рост. Компьютерные вирусы размножаются – размножение. Заучивают определение понятия «Живой организм», повторяя за учителем. | Деятельность учителя. Создаёт для учащихся проблемную ситуацию: на некоторые свойства приводит пример из неживой природы. Ведёт диалог с учащимися. Учитель: Какие признаки организмов сейчас показаны на слайде 8 презентации. Учитель просит дать определение понятию «Живой организм». | Задание 1. Ответьте на вопросы, что происходит с машиной? (Слайд 7) Глядя на рисунок (слайд 7) означает ли, что сосулька или сталактит живые, ведь они растут? Компьютерные вирусы размножаются, значит, они живые? Задание 2.Дайте определение понятию «Живой организм». | Предметные результаты: Учатся перечислять признаки живых организмов; Учатся понимать смысл биологических терминов | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД Учатся выражать свои мысли учатся культуре общения Познавательные УУД Учатся строить свои высказывания Учатся анализировать, сравнивать и обобщать. | Личностные результаты: Личностное самоопределение Формировать осознание единство окружающего мира, целостность окружающего мира. |
5.Изучение нового материала 18 мин |
Деятельность учащихся. Заполняют таблицу по презентации (слайд 8). Отвечают на вопросы. Оформляют кластер. Работают в парах. Заполняют кластер. Работают в паре. Работают в парах. Отвечают на вопросы. | Деятельность учителя Диалог учителя. Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые относятся к живой природе. вы выбрали тела живой природы. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите множество тел живой природы: животных, растения, грибы. Тела живой природы называют организмами. Учитель объясняет, что такое кластер. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» - пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. ученик записывает в центр ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее. | Задание 1. По картинкам презентации заполнить таблицу (слайд 9). Тела неживой и тела живой природы. Тела живой природы | Тела неживой природы | | | Задание 2. Ответьте на вопросы. 1.Приведите ещё примеры живых организмов. 2.Как вы думаете, почему это – организмы. 3.По каким признакам-свойствам можно определить, что тело природы – организм? Задание 3. Оформите свои предположения с помощью кластера. Свойства живого | Предметные результаты: Учатся перечислять признаки живых организмов, органы, их функции; Учатся понимать смысл биологических терминов. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других Учатся полно и точно выражать свои мысли. Задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности и сотрудничества с партнёром: | Личностные результаты: Обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению Формировать осознание единство окружающего мира, целостность окружающего мира. |
Задание 4. Работа в парах. 1.С помощью рисунка предположите, что такое обмен веществ (слайд 13); 2.Прочтите текст на странице 9 и оцените правильность своего предположения. 3.Найдите отличия обмена веществ и энергии у растения и животного (слайд 13) 4.Рассмотрев рисунки 7 на стр. 10 объясните что происходит с елью. Сделайте вывод, что такое рост (слайд 15) 5.Сравните изменения происходящие у гороха и лягушки (слайд 16). В чём разница. 6. Какую роль играет размножение организмов? (слайд 17). Свои предположения проверьте по тексту. |
Физкультминутка 2 мин |
Выполняют физические упражнения | Проводит физкультминутку. Показывает упражнения | Фронтальная. | | | |
6.Закрепление нового материала 6 мин | |
Деятельность учащихся. Обобщение учебного материала по слайдам презентации. Заполнение задания №3 на стр. в рабочей тетради. | Деятельность учителя. Консультация, контроль | Задание №3 на стр. 7 в рабочей тетради. | | | Личностные результаты Понимание важности знаний |
7.Контроль | |
Отвечают на вопросы. Обосновывают свой ответ. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Организатор. Проводит диалог. Организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность. | Устный контроль. 1.По каким признакам можно отличить живое от неживого? 2.Зачем необходимо питаться? 3.В чём суть развития организма? 4.Как вы думаете, что произойдёт, если не будет происходить обмен веществ? 5.Что такое живая природа? 6.Какие объекты являются частью живой природы? (слайд 20) | | Познавательные УУД Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Регулятивные УУД Осуществляют пошаговый контроль по результату Коммуникативные УУД Рефлексия своих действий | Личностные результаты Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. |
8.Рефлексия 6 мин | | |
Деятельность учащихся. Используя рисунок, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос. Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполнения задания. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. | Деятельность учителя. 1.Самостоятельное применение знаний. Работа в паре. 2.Взаимопроверка. Организует беседу с классом по вопросам: Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? 6. Чему научились. 3.Самооценка. Проведите самооценку, поставьте себе объективную оценку за урок. Критерии: Оценка «5» , если нет ошибок; Оцека «4», если допущена незначительная ошибка; Оценка «3», если допущены две ошибки. (слайд 22) 4. Домашнее задание. А) Читать выразительно §2 Б) Приготовить пересказ В) Ответить на вопросы 1-4 на стр.12 (слайд 23) Выставление оценок в журнал и дневник. | Выполнить творческое задание: «Докажите, что растение – живой организм». Для задания использовать рисунок.(слайд 21) | Предметные результаты Применять биологические понятия; Формировать умение самостоятельно применять полученные знания для решения жизненных задач; Формировать ответственное отношение к учёбе. | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные УУД: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Познавательные УУД: использование биологических знаний в быту. | Личностные результаты: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. |