Дата | |
Класс | 6 |
Тема урока | Многообразие клеток. Ткани растительного организма. |
Цель урока | Сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний о многообразии растительных клеток. |
Задачи урока | Образовательные: Изучить особенности тканей, расширить представления учеников о строении разных органов растений Развивающие: Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память. Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных органов растений, разнообразием клеток растительного организма и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении клеток растений, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль тканей в жизни растений. Метапредметные: Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов растений, определяя принадлежность разных типов клеток и органов растений; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение |
УУД | Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Тип урока: | Урок изучения нового учебного материала, контроль знаний. |
Основные понятия | Ткань, основная, покровная, механическая, проводящая, образовательная ткани. |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Ресурсы | мультимедийный проектор, презентация учителя. |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. |
2. Актуализация (мобилизация) знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости |
Проверка настроения | | Личностные УУД Познавательные УДД Целеполагание Использование знаково-символических средств |
2. Проверка выполнения домашнего задания |
Контроль знаний. 1) Сам. работа 2) Биологический диктант Активизация познавательной деятельности. 1) Вопрос к классу: Почему клетки разных органов растений имеют разное строение? Что общего в их строении? 2)Что такое «Клетка» как понятие в биологии? 3)Что такое «Ткань» как понятие в быту и в биологии? Какую цель поставим перед собой? Зачем нам эти знания? | Сам. Работа по теме «Клетка» Отвечают на вопросы : 1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод) 2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар) 3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал) 4.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные) 5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры) 6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические) 7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки) 9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто) 10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень) Имеют общий план строения, состоят из клеток. Высказывают предположения | Построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Учет разных мнений Познавательные УДД Подведение под понятие Аналогия, обобщение Установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Аргументация своего мнения и позиции Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций Эмоциональный настрой на тему |
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала |
1) Задание № 1Работа в паре: Работа с учебником по рис. 14 (стр. 42) Ответив на вопрос «В чем сходство и различие клеток растений?», учащиеся самостоятельно составляют определение понятия «ткань». | Примерный рассказ: клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |
Выделяют 5 основных типов тканей: образовательная, основная, проводящая, покровная, механическая. 2) Вопрос к классу: Что является структурной и функциональной единицей всего живого? Давайте вспомним строение растительной клетки. | Учащиеся отвечают, что клетка – это единица строения и жизнедеятельности растительного организма. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структуирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Контроль Коррекция |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач |
Задание № 2 Работа по рабочему листу «Строение и функции тканей растений» | Заполнениерабочего листа «Строение тканей растений», проверка выполненного задания. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структуирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Контроль Коррекция |
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач |
Лабораторная работа по теме «Ткани растений» | Ученику необходимо выделить особенности строения ткани и соответствие выполняемой функции. | Познавательные УДД Анализ, синтез. Подведение под понятие Построение логической цепи рассуждений, доказательств Регулятивные УУД Контроль Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
6. Домашнее задание. |
Домашнее задание (комментирование учителем) | Параграф 10, творческое задание –написать мини-сочинение «Путешествие внутри растения». | |
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников | Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока?
| Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |