Технологическая карта урока биологии 9 класс по теме "Наследственная и ненаследственная изменчивость. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития"
Технологическая карта урока биологии 9 класс по теме "Наследственная и ненаследственная изменчивость. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития"
Данная технологическая карта урока биологии 9 класс разработана для УМК "Данилов С.Б., Романова Н.И.", соответствует требованиям ФГОС нового поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии 9 класс по теме "Наследственная и ненаследственная изменчивость. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития"»
Дата:
Класс: 9
Тема: Наследственная и ненаследственная изменчивость. Практическая работа №2 «Выявление изменчивости у организмов».
Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.
Цель урока: формирование у учащихся понимания понятий и явлений: «эмбриональное развитие», «онтогенез»,«постэмбриональное период развития», «непрямое и прямое развитие».
Задачи: Обучающие
-Расширить и углубить знания о роли эмбрионального и постэмбрионального развития в жизни живых организмов;
- Систематизировать знания особенностях эмбрионального и постэмбрионального развития;
- Познакомить с понятиями «эмбриональное развитие», «онтогенез», «виды постэмбрионального развития», «стадии постэмбрионального развития», ««непрямое и прямое развитие»;
- Продолжить формировать познавательный интерес.
Развивающие:
- Создать условия для развития творческих способностей, дедукционное и индукционное мышление;
- Способствовать развитию умения работатьв группе и с источниками информации.
Воспитательные:
- Продолжить формирование ценности жизни и ее проявления.
- Подвести к выводу о неразрывности связи жизни человекаи живой природы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научиться выделять отличительные признаки эмбрионального и постэмбрионального развития, его закономерности и продолжительность у различных организмов
Метапредметные: Познавательные:
научиться ориентироваться в источниках информации, находить и использовать нужную информацию; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: научатся слушать и понимать речь другого человека; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.
Регулятивные: научаться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию своих знаний;
Учащийся должен знать: особенности эмбрионального и постэмбрионального развития, виды , этапы.
Учащиеся должны уметь: называть признаки онтогенеза, сравнивать и находить отличия и преимущества прямого и непрямого типа развития, анализировать и обобщать теоретический материал данной темы.
Тип урока комбинированный.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ.
Структура и ход урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД
1
Организационный
1. Приветствует обучающихся.
2. Проверяет готовность к работе.
3. Проверяет наличие учебныхпринадлежностей
1.Приветствуют
2.Проверяют готовность
Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности
2
Проверка знаний учащихся
Для всех «Вставьте пропущенные слова»
Для одаренных карточки.
Выполняют работу.
Взаимопроверка.
Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности.
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.
3
Мотивация и стимулирование
Российской Академии К.М.Бэр. В 1828 году опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.
У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки происходящий процесс совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.
У многоклеточных видов размножающихся бесполым путем, данный процесс начинается с выделения группы клеток материнского организма (почкование гидры), которые делясь митозом, формируют новую особь со всеми ее системами и органами.
У тех видов, которые размножаются половым путем, этот процесс начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы.
Подводит к формулировке темы урока.
«Развитие живых организмов»
На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке.
1.Участвуют в беседе, пытаются объяснить о каком процессе идет речь.
2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
3. Ставят перед собой цели и задачи:- Расширить и углубить знания о роли эмбрионального и постэмбрионального развития в жизни живых организмов;
Познакомить с понятиями
Познавательные: выделение и формирование познавательной цели;
Регуляторные: анализирование условий достижений целей;
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.
4
Актуализация знаний
-Онтогене́з— индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.
Онтогенез делится на два периода: эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек; постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
Работа в группах:заполните таблицу
1 группа- изучает стадию «Дробление»
2 группа- изучает стадию «Гаструляция»
3 группа- изучает стадию «Органогенез
4 группа- изучает «Прямое развитие»
5 группа- изучает «Непрямое развитие»
Слушают объяснения учителя, записывают схему в тетрадь.
Работают в группе с текстом учебника, делают записи в тетради, выступают защищая свою работу.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий
5
Физкультминутка
Руководит физкультминуткой
Выполняют физические упражнения
6
Закрепление новых знаний
Выполнение практической работы №2
Выполнение задания на соответствие.
Выполняют работу в тетради.
Выполняют задание, взаимопроверка.
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание.
Коммуникативная: умение полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные: анализ компонентов с целью выделенияособенностей.
7
Подведение итогов урока, рефлексия.
Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели.
Вывод: Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине.
Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Что было сложно?
Что понравилось?
1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.
2. Записывают в тетради особенностипостэмбрионального периода.
3.Отмечают и оценивают уровень своих знаний на линии.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.
8
Информация о домашнем задании.
Всем: параграф 18, вопросы стр. 98
По женланию: учебник стр. 99 рубрика «Подумайте»
Записывают дом.зад.
Познавательные:
анализ компонентов с целью выделения особенностей.