Предметные: знать основные признаки живой природы; уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни
Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению
Этап урока | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия |
предметные | универсальные |
1.Оргмомент | Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки | | Регулятивные УД |
2.Эмоциональный настрой на урок | - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами! | Выполняют просьбу учителя | | Регулятивные УД |
3.Актуализация знаний | Читает стихотворение: - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг – - Скажите что это? - Какой предмет о природе Вы изучали в 4-м классе? - Как назывался учебник? Почему? - А как называется наш учебник? Что мы будем изучать? - Как учебник нам в этом поможет? - Нравится учебник? Рабочая тетрадь? - Познакомимся с ними поближе! Предлагает учащимся познакомиться с заданием № 2 в рабочей тетради, предварительно в ходе беседы выяснив, что показано на каждой иллюстрации. - Молодцы! А по каким признакам вы отличаете живой организм от неживого? - Назовите эти признаки! Учитель фиксирует на доске понятия, названные учащимися в виде схемы. Попробуйте дать определение, что такое живой организм | Слушают стихотворение Отвечают на вопрос: Природа Отвечают на вопросы учителя Изучают структуру учебника, рабочих тетрадей Открывают рабочую тетрадь, находят задание № 2, стр. 5. Называют, что изображено на каждом рисунке, выполняют задание. Отвечают на вопрос Называют признаки живого: рост, движение, дыхание, питание, размножение и др. Формулируют определение | Актуализация знаний, полученных в 4 классе на уроках окружающего мира | Регулятивные УД Коммуникативные УД |
4.Проблемная ситуация | На некоторые свойства, названные учащимися, приводит пример из неживой природы: демонстрирует движение заводной игрушки. - Как же теперь будет звучать определение, что такое живой организм? - Какое из определений будет верным? Почему? | Наблюдают за действиями учителя Высказывают свою точку зрения Высказывают свою точку зрения | Умение формулировать выводы | Личностные УД |
5.Целеполагание | - Так как мы говорим о живых организмах, то тема нашего урока звучит: «Что такое живой организм». А если у нас возникло противоречие по поводу признаков живого и неживого, то цель урока будет звучать… - Что является важным для достижения любой цели? - Давайте обозначим нашу цель в виде солнышка. Чтобы добраться к солнышку, необходимо подняться по ступенькам лестницы. Какие это будут ступеньки. - Что поможет нам в достижении цели? | Продолжают предложение учителя (узнать, что такое живой организм, каковы его признаки) Отвечают на вопрос (план деятельности) С помощью учителя отвечают на вопрос (1 ступень – изучение, 2 ступень – осмысление, 3 ступень – формулировка) Отвечают на вопрос учителя (учебник, иллюстрации, одноклассники) | Умение четко формулировать цель урока Умение составлять план собственной деятельности | Логическое мышление Регулятивные УД Личностные УД Коммуникативные УД |
6.Открытие нового знания | - Для того, чтобы достичь цели, я предлагаю вам поработать в парах. - А чтобы вам было легче осмыслить и запомнить изученное, я предлагаю выполнить задания № 1, 3, 5 в рабочей тетради на стр. 5-7. Консультирует, направляет, контролирует работу учащихся. | Выдвигают предположения В парах изучают материал учебника на стр. 6-10, выполняют задания в рабочей тетради | Умение работать с источником информации - учебником Умение работать в паре | Познавательные УД Коммуникативные УД |
7.Физминутка | Звучит ритмичная музыка, учитель говорит слова и показывает упражнения. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали! Вверх на солнце посмотрели, И их лучики погрели. Бабочки летали, Крыльями махали. Дружно хлопнем: раз, два, три, Скорей букетик собери. Раз присели, два присели, В руках ландыши запели. | Повторяют упражнения | | Регулятивные УД |
8.Применение нового знания | - Хорошо отдохнули. А теперь пора обратиться к цели нашего урока. Давайте вспомним её. - Я предлагаю вам, ребята, сейчас немного поиграть. Согласны? Игра «Да-нет». Я называю утверждение, если вы считаете его верным, поднимаете красный кружок, если не верным – зеленый. - Живые организмы способны к самостоятельному существованию (да). - Клетка – это мельчая часть организма (да). - Цветение – это один из основных признаков живого (нет) - В процессе дыхания в организм поступают кислород и питательные вещества (нет) - Движение, рост, размножение – признаки, которые характерны не только для живых организмов, но и для неживых (да) - А давайте приведем примеры этих признаков. - Какой можно сделать вывод по вышесказанному? - Как определить принадлежность изучаемого объекта к живому или неживому? - Давайте выполним несколько упражнений, чтобы эти знания закрепить. | Называют цель урока (узнать, что такое живой организм, каковы его признаки) Отвечают на вопрос Берут в руки кружки красного и зеленого цветов Показывают красный кружок Показывают красный кружок Показывают зеленый кружок Показывают зеленый кружок Показывают красный кружок Приводят примеры (движение – комета, рост – сосулька, размножение – компьютерный вирус) - Некоторые признаки живого могут быть и у неживых тел - Если объект – живой организм, то у него должны быть все основные признаки живого. Двое учащихся выполняют тест в электронном приложении к учебнику, остальные работают в рабочей тетради, выполняя задания № 4, 6, 7 | Умение находить ошибки в утверждениях Умение обобщать и формулировать выводы Умение применять знания | Коммуникативные УД Познавательные УД Личностные УД Познавательные УД |
9.Рефлексия | - Давайте вернемся к нашей лестнице и посмотрим, что удалось или не удалось выполнить во время нашего сегодняшнего урока. - Я согласна, что удалось выполнить всю намеченную работу. Можно ли поэтому сказать, что цель, которую мы ставили в начале урока, достигнута? - А теперь давайте снова возьмем в руки красные и зеленые кружки. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке и вам все понятно по теме, то поднимите красный кружок, если есть вопросы, не все было понятно, то поднимите зеленый кружок. - Давайте поможем тем, у кого возникли затруднения (если есть ребята, поднявшие зеленые кружки) | Высказывают свое мнение по желанию Высказывают свое мнение Поднимают красные или зеленые кружки Предлагают варианты помощи | Умение четко формулировать мысли Умение объективно оценивать собственную деятельность Умение оказать помощь | Коммуникативные УД |
10.Домашнее задание | Домашнее задание §1, стр. 6-11 | Записывают в дневник | Самоконтроль | Регулятивные УД |
11.Итог урока | - Ребята, мне очень приятно было с вами сегодня работать! - Спасибо за урок! | | | |