Технологическая карта урока по биологии 8кл. по программе Н.И.Сонина по теме "Кожа - особенный орган". Урок разработан в технологии интерактивного обучения. Алгоритм карты разработан методистами Самарского СИПКРО. Урок соответствует ФГОС. Данная технология позволяет формировать не только предметные , но все метапредметные умения и навыки, достигать положительных личностных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Коммуникативные - умеет слушать и отвечать на вопросы учителя, находит общее решение; учитывает разные мнения и умеет обосновывать своё, умеет работать в группе.
- знает особенности строения и функций кожи; гигиенические требования по уходу за кожей;
-умеет обосновывать связь строения органа с выполняемыми функциями;
-владеет приемами диагностики состояния организма по ногтям;
Программное содержание: строение и функции кожи.
Основные понятия: эпидермис, дерма, гиподерма, меланин.
План изучения нового материала:
Строение кожи
Функции кожи
Наблюдения и диагностика
Технология интерактивного обучения
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование
Мизансцена: парты по кругу группами на 5 человек (три группы)
Домашнее задание: 1) составление синквейна со словом «кожа», или 2) найти интересную информацию о коже и её производных (с записью в тетрадь), или 3) найти информации о какой-либо болезни кожи по плану: название, симптомы, причины возникновения, способы лечения (с записью в тетрадь)
Технологическая карта хода урока
Планируемые
результаты
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)
Приветствует учащихся, настраивает на работу, создает условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность.
Приветствуют учителя стоя.
II.ВВОДНЫЙ ЭТАП (10 мин.)
Проявляют
интерес к изучаемой теме
Формулирует своё мнение по изучаемой теме
Планируют предстоящую деятельность с помощью учителя
Вводное слово внешней красоте человека и ее составляющих.
Задача: О каком органе идет речь?
Назовите тему урока.
Вводная беседа.
- Почему кожа – показатель красоты?
- Какая кожа является красивой?
- Что вы знаете о функциях кожи?
- Можно ли по внешнему состоянию кожи определить здоровье человека?
- Может ли человек жить без кожи?
Главный вопрос урока:
Почему человек не может жить без кожи?
- Что нам нужно знать о коже и её работе, чтобы ответить на главный вопрос урока?
-активно взаимодействует с участниками образовательного процесса;
-анализирует информацию учебника;
-организует самостоятельную работу;
-осознают необходимость соблюдения гигиенических правил ухода за кожей
Практическая работа в группах
Учащиеся в группе распределяют обязанности между собой
Работа 1-й группы: дать определение понятия эпидермис; определить местонахождение и функцию меланина; заполнить схему строения кожи, указать в рисунке слой эпидермиса; выполнить практическую работу по инструктивной карточке1; выполнить диагностику ногтей по инструктивной карточке2.
Работа 2-й группы: дать определение понятия дерма; определить функцию желез; определить функцию мышц; заполнить схему строения кожи; указать в рисунке слой дермы и её составляющие.
Работа 3-й группы: дать определение понятия гиподермы; определить местонахождение и функцию жирового слоя; заполнить схему строения кожи; указать в рисунке слой гиподермы.
Учащиеся договариваются о презентации, распреде-ляют между собой обязанности
Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение
Презентация 1 группы:
-схема строения кожи
-рисунок кожи
-проведение диагностики по ногтям
-самообновление эпидермиса
Презентация 2 группы:
-схема строения кожи
-рисунок кожи
-работа желез
-работа мышц
Презентация 3 группы:
-схема строения кожи
-рисунок кожи
-функции жирового слоя
Вопросы задают представители других групп
фронтально
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (10 МИН.)
-приводит доказательства необходимости ухода за кожей;
-обосновывает здоровьесберега-ющую функцию кожи;
Обобщающая беседа:
- Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока: Почему человек не может жить без кожи?
Рефлексия. Продолжи любую фразу:
«Я сегодня узнал…..», «Для меня было новым, то что….», «Мне было не понятно….», « Я расскажу (кому) о полученных знаниях»
Благодарит за сотрудничество.
Фронтально
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кожа – особенный орган.
Карточка для актуализации знаний учащихся.
На доске написан основополагающий вопрос: «Что такое красота?»
Учащимся предлагается рассказать, используя подсказки, о каком органе человеческого тела пойдет речь на этом уроке?
Утверждения-подсказки:
Это самый тяжелый орган человеческого тела со многими функциями.
Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает (2кг.700гр.)
Его называют «зеркалом здоровья и болезни».
Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
Этот орган тесно связан с нервной системой, в нем заложены многочисленные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения (250 тысяч «холодовых» и 30 тысяч «тепловых» рецепторов).
Этот орган формирует особые образования – ногти.
На этом органе находится около 250 тысяч волос.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструктивная карточка 1.
1 часть. С помощью лупы рассмотрите тыльную сторону руки.
Что увидели?Обратите внимание, что из пор выходят стержни волос, что поры на коже образуют ромбы и треугольники, а ограниченная ими поверхность блестит.Сделайте выводы, ответьте на вопросы: 1. Куда ведут поры, из которых выходят стержни волос? 2. Почему блестят участки кожи? Сопоставьте свои выводы с выводами слайда. Внесите исправления.
2 часть. С помощью лупы рассмотрите ладонную сторону руки.
Что увидели? Сформулируйте выводы,ответьте на вопросы: 1. куда ведут отверстия пор, свободные от стержней волос? 2. Почему ладонь часто потеет, а тыльная сторона кисти – практически никогда? Сопоставьте свои выводы с выводами слайда. Внесите исправления.
Инструктивная карточка 2.
Диагностика здоровья по ногтям.
Рассмотрите свои ногти. Здоровые ногти имеют слегка выпуклую форму, гладкую блестящую поверхность и розовую окраску.
Оцените их состояние: цвет, форма и поверхность могут свидетельствовать о здоровье и болезни человека. Появление поперечных белых крапин, пятен, полосок показывают на неполадки в соответствующем органе (в случаях отсутствия механических или других повреждений ногтей).
На Древнем Востоке считали, что каждый палец имеет непосредственное отношение к какому-либо органу (подтверждено современными диагностиками), поэтому изменения ногтей могут сигнализировать о неполадках в органе:
Большой палец связан с мозгом,
Указательный отвечает за функцию легких и дыхательной системы,
Средний отражает состояние кишечника,
Безымянный рассказывает о почках,
Мизинец дает представление о неполадках в работе сердца и сердечно-сосудистой системы в целом.