1.Организация начала занятия. | Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников. Установка на работу, проверка настроения. | Показывают смайлики (индикатор настроения). | Личностные УУД Познавательные УДД Целеполагание Использование знаково-символических средств |
2.Актуализация знаний | Дифференцированые задания: -Письменная работа, биологический диктант по темам «Мохообразные» и «Папоротнико-образные» и тест с одним правильным ответом. (На рабочих листах) | Отвечают на вопросы диктанта: 1. Органы прикрепления к поверхности у мхов (ризоиды) 2. Листья папоротников (вайи) 3. Место образования спор у папоротников (спорангии) 4. Классы Папоротникообразных (папоротники, хвощи, плауны) 5. Место созревания гамет у папоротников (архегоний и антеридий) 6.Какие растения называют высшими (тело которых имеет ткани и органы) 7. Какие условия необходимы для размножения споровых растений (наличие воды) Тестовые задания с выбором одного правильного ответа 1. Отдел Папоротниковидные относится к … А) Низшим растениям Б) Высшим растениям В) Семенным растениям Г) Водным растениям 2. К папоротникам относится … А) Щитовник мужской Б) Сальвиния плавающая В) Кочедыжник женский Г) Все ответы верны 3) Чем папоротники прикрепляются к почве? А) Ризоидами Б) Грибницей В) Корневищами Г) Клубнями 4) Микроспоры – это… А) Крупные мужские споры Б) Мелкие мужские споры В) Крупные женские споры Г) Мелкие женские споры 5) Где использует папоротники человек? А) В пищу Б) В медицине В) Для аквариумов Г) Все ответы верны 6) Мегаспоры – это… А) Крупные мужские споры Б) Мелкие мужские споры В) Крупные женские споры Г) Мелкие женские споры 7) Для оплодотворения папоротникам нужна … А) Почва Б) Вода В) Энергия солнца Г) Бактериальная клетка ОТВЕТЫ: 1-Б 2-Г 3-В 4-Б 5-Г 6-В 7-Б | Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Учет разных мнений Познавательные УДД Подведение под понятие Аналогия, обобщение Установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Аргументация своего мнения и позиции Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
3Самоопределение к деятельности | Дает учащимся задание самостоятельно определить тему урока, исходя из общности в репродукциях пейзажей на слайдах (картины Шишкина и других художников-пейзажистов, в том числе местных художников). (Посмотрите, на слайде изображена известная картина одного русского художника. Кто знает, как называется картина и кто ее автор? Какие деревья изображены на картине? Относятся ли они к числу споровых растений? Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Он создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Шишкина называли "царем леса", и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни. Теперь взглянем на карту растительности России. Что мы видим? Огромные пространства заняты лесами, основу которых составляют голосеменные растения. А их всего лишь 550 видов Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня постараемся получить ответ? Посмотрите, у меня есть яблоко, можем мы сейчас увидеть его семена? Что нужно сделать, чтобы семена рассмотреть? То есть семена яблони спрятаны внутри плода, они со всех сторон защищены мягкой тканью. А вот семена в шишках сосны или лиственницы, как только созреют, сразу высыпаются, потому что они открыто лежат на чешуях шишек. Скажите, к какому отделу на основании данного признака можно отнести растения? Уточняет тему урока. Значит, темой нашего урока сегодня станут голосеменные растения. Запишите в тетрадь число, тему урока . | И.И.Шишкин «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору»,»Лесные дали» Рассматривают репродукции картин, выделяют общие черты сосны нет Примерный ответ: почему голосеменные растения смогли занять такую площадь? Нет к голосеменным растениям 1.Предлагают свои варианты темы урока | Личностные УУД Познавательные УДД |
4.Усвоение новых знаний и способов действий. (организация деятельности, направленная на восприятие, осмысление знаний) 5.Первичная проверка понимания знаний и способов действий | 1.Тема урока « Отдел Голосеменные растения» Цель урока: изучить общие признаки голосеменных, особенности размножения и значение. Проговариваются задачи урока. 1.Рассмотреть происхождение голосеменных растений. 2. Рассмотреть классификацию голосеменных растений 3.Рассмотреть общую характеристику голосеменных растений. 4Изучить размножение голосеменных на примере сосны обыкновенной. 5. Рассмотреть значение голосеменных растений. План урока 1.Происхождение и классификация голосеменных 2.Общая характеристика голосеменных. 3.Размножение голосеменных. 4 Значение голосеменных. Ученики делятся на 4 команды. Названия команде учащиеся дают сами. Работа по группам. Задания. 1.Происхождение и классификация голосеменных растений.-1 группа -Краткие доклады по растениям: пихта, туя, можжевельник, лиственница, сосна 2.Общая характеристика (признаки растений отдела голосеменных основное преимущество семян.)- 2группа 3.Размножение голосеменных на примере сосны обыкновенной.(с объяснением жизненного цикла сосны) -3 группа 4.Значение голосеменных растений. – 4 группа А теперь, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны и ели. На рабочих листах дана дополнительная информация о сосне и ели. Пользуясь этой информацией дети заполняют заранее приготовленные таблицы Сравнительная характеристика ели и сосны. Практическая работа. Сравнительная характеристика ели и сосны Цели: познакомить с внешним строением хвойных голосеменных растений на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка. Оборудование: живые или гербарные побеги сосны и ели, шишки сосны, шишки ели. Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности Учащиеся работая с текстом рабочего листа и,делают таблицу: Черты сравнения | Ель | Сосна | Форма кроны | Пирамидальная | Овальная | Длина хвоинок (в см) | 1см | 5 см | Характер хвои | Хвоинки короткие (1,5—2 см), расположены одиночно, густо покрывают побеги. | Хвоинки длинные, 3—5 см в длину, расположены попарно на сильно укороченных побегах | Форма шишек | Удлиненные | Округлые | Отношение дерева к свету | Теневыносливое | Светолюбивое | Характер корневой системы | поверхностную корневую систему, расположена в верхнем слое почвы | Главный корень обычно развит плохо | Отношение к влаги | Влаголюбивая | Не требовательна | | Проговаривают задачи урока Дают название команде. Работают по группам. Ученики работают с рабочим листом, выбирая главную информацию по заданному вопросу. Выступающий рассказывает о значении голосеменных. Учащиеся работая с текстом рабочего листа вносят данные в таблицу. | |