kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Вегетативная нервная система

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен план - конспект урока биологии для 8 класса по теме "Вегетативная нервная система". Материал раскрывает цели, задачи и этапы урока, направленные на формирование у учащихся представления о роли и строении вегетативной нервной системы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Вегетативная нервная система»

План-конспект урока по биологии

Тема: Вегетативная нервная система
Класс: 8
Тип урока:
Изучение нового материала с элементами исследовательской деятельности
Форма проведения: Интерактивный урок-исследование «Тайный дирижёр нашего тела»
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки-ситуации, таблицы для заполнения, видеофрагмент «Как сердце слушает мозг», макет нервной системы

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся со строением и функциями вегетативной нервной системы (ВНС).

Раскрыть различия между симпатическим и парасимпатическим отделами.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, умение анализировать и сравнивать.

Формировать навыки групповой работы и научного обсуждения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению человеческого организма.

Формировать ответственное отношение к собственному здоровью.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель:
– Ребята, сегодня мы узнаем, кто управляет вашим сердцем, когда вы спите, едите, пугаетесь или радуетесь. Подумайте: кто заставляет сердце биться, а желудок работать без вашего участия?

(На доске надпись: «Тайный дирижёр — Вегетативная нервная система».)

2. Актуализация знаний

Мини-викторина «Кто командует?»
Учитель показывает слайды с вопросами:

1. Когда вы решаете задачу — какая часть нервной системы работает?

2. Когда вы не думаете, а просто дышите — кто управляет?

3. Если вы испугались и сердце забилось чаще — это кто виноват?

Ученики выбирают ответы из двух колонок: «Сознательно» / «Автоматически».
→ Подводим итог: существует вегетативная (автономная) нервная система.

3. Изучение нового материала

Мини-лекция с элементами диалога и демонстрации.

Учитель объясняет:

ВНС — часть нервной системы, которая управляет внутренними органами, железами, сосудами, не подчиняясь сознанию.

Состоит из двух отделов:

1. Симпатический — активирует организм (стресс, борьба, бегство).

2. Парасимпатический — успокаивает и восстанавливает (сон, пищеварение).


Таблица для записи в тетрадь:

Функции

Симпатический отдел

Парасимпатический отдел


Сердце

Ускоряет пульс

Замедляет пульс

Зрачки

Расширяет

Сужает

Пищеварение

Тормозит

Активизирует

Сосуды

Сужает

Расширяет

Дополнение:
Учитель показывает короткий видеоролик (1 мин) — как сердце и желудок реагируют на стресс.

4. Практическая часть: «Следопыты организма»

Ученики делятся на 2 группы:

Группа 1 — исследует «жизнь под управлением симпатического отдела»

Группа 2 — «жизнь под управлением парасимпатического отдела»

Задание:
Придумать и разыграть мини-сценку (30 секунд), показывающую, как тело реагирует в этих ситуациях:

Ученик отвечает у доски.

Человек засыпает после ужина.

Ребёнок испугался собаки.

Критерии: точность, юмор, понимание сути работы отделов.

5. Закрепление

Игра «Верю — не верю»:
Учитель читает утверждения, ученики поднимают карточки: ✅ (верю) или ❌ (не верю).

Примеры:

1. ВНС управляет только мышцами руки. ❌

2. Симпатический отдел ускоряет сердцебиение. ✅

3. Парасимпатический отдел включается в моменты опасности. ❌

4. Мы можем сознательно остановить работу желудка. ❌
6. Рефлексия

Учитель:
– Попробуйте закончить фразу:

«Теперь я знаю, что ВНС…»

«Меня удивило, что…»

«Я понял, что тело работает…»

(Можно использовать стикеры на доске или устно.)

7. Домашнее задание:

1. Нарисовать схему ВНС с подписями отделов.

2. Творческое (по выбору): написать короткий рассказ или комикс «Как мой организм спас меня на контрольной» (с участием ВНС).
Итог урока:

Ученики узнают:

что такое вегетативная нервная система;

чем отличаются симпатический и парасимпатический отделы;

как ВНС помогает телу действовать без сознательного контроля.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема урока: Вегетативная нервная система

Автор: Запорожан Марина Ивановна

Дата: 12.11.2025

Номер свидетельства: 677003

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "урок по биологии  8 класс на тему "Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона. Рефлекс и рефлекторная дуга" "
    ["seo_title"] => string(145) "urok-po-biologhii-8-klass-na-tiemu-znachieniie-niervnoi-sistiemy-ieio-stroieniie-i-funktsii-stroieniie-nieirona-rieflieks-i-riefliektornaia-dugha"
    ["file_id"] => string(6) "135557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416934400"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по биологии на тему "Вслед за нервным импульсом" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-vslied-za-niervnym-impul-som"
    ["file_id"] => string(6) "106532"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403027312"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Нервная система. 8 класс "
    ["seo_title"] => string(26) "niervnaia-sistiema-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "101853"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402461307"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Технологическая карта урока "Значение, строение и функционирование нервной системы"."
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaznachieniiestroieniieifunktsionirovaniieniervnoisistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "268962"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718856"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока биологии, открытый урок 8 класс"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-biologhii-otkrytyi-urok-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250525"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447087564"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства