Конспект урока по биологии на тему "Вслед за нервным импульсом"
Конспект урока по биологии на тему "Вслед за нервным импульсом"
Вслед за нервным импульсом.
Обобщающий урок в форме телевизионной
Игры «Счастливый случай».
Цель: систематизация знаний и выявление пробелов по теме;
развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов; удовлетворение потребностей личности в безопасности, самоутверждении, самоактуализации.
Оборудование: схема строения нервной системы, модель головного мозга, таблицы «Строение нервной ткани», «Рефлекс и рефлекторная дуга», бочонки с номерами вопросов, тестовые задания, кроссворды.
В игре принимают участие 2 команды. В состав жюри входят преподаватели и старшеклассники.
1 Конкурс-разминка.
«Дальше, дальше...»
Вопросы для первой команды.
Какой тканью образована нервная система? (Нервной).
Что такое нейрон? (Нервная клетка).
Из чего состоит белое вещество? (Скопление аксонов).
Что такое дендрит? (Короткий отросток нейрона).
Какое действие оказывает на работу некоторых органов симпатический отдел вегетативной нервной системы?(Усиливает).
6.
Как называется клетка расположенная рядом с нейроном и выполняющая питательную, опорную и защитную функции? (Клетка-спутник).
Как называется центральный отдел нервной системы?
Каков обьем головного мозга? (1600-2000 см.3)
Что является продолжением головного мозга?
Как называется часть нервной системы регулирующая работу скелетных мышц? (Соматическая).
Чем образован чувствительный путь? (Чувствительным нейроном).
Как называется отдел головного мозга, который является продолжением спинного мозга? (Продолговатый).
В какой доле больших полушарий головного мозга расположен зрительный центр? (Затылочной).
Вопросы для второй команды.
Из чего состоит нервная ткань? (Нейроны и клетки-спутники).
Как называется длинный отросток нейрона?(Аксон).
Из чего состоит серое вещество? (Скопление тел нейронов и дендритов).
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Вслед за нервным импульсом" »
Конспект урока Вслед за нервным импульсом.
Обобщающий урок в форме телевизионной
игры«Счастливый случай».
Цель: систематизация знаний и выявление пробелов по теме;
развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов; удовлетворение потребностей личности в безопасности, самоутверждении, самоактуализации.
Оборудование: схема строения нервной системы, модель головного мозга, таблицы «Строение нервной ткани», «Рефлекс и рефлекторная дуга», бочонки с номерами вопросов, тестовые задания, кроссворды.
В игре принимают участие 2 команды. В состав жюри входят преподаватели и старшеклассники.
1 Конкурс-разминка.
«Дальше, дальше...»
Вопросы для первой команды.
Какой тканью образована нервная система? (Нервной).
Что такое нейрон? (Нервная клетка).
Из чего состоит белое вещество? (Скопление аксонов).
Что такое дендрит? (Короткий отросток нейрона).
Какое действие оказывает на работу некоторых органов симпатический отдел вегетативной нервной системы?(Усиливает).
Что такое рефлекс? (Ответная реакция на раздражение, осуществляемая и контролируемая ЦНС).
Как называется клетка расположенная рядом с нейроном и выполняющая питательную, опорную и защитную функции? (Клетка-спутник).
Как называется центральный отдел нервной системы?
Каков обьем головного мозга? (1600-2000 см.3)
Что является продолжением головного мозга?
Как называется часть нервной системы регулирующая работу скелетных мышц? (Соматическая).
Чем образован чувствительный путь? (Чувствительным нейроном).
Как называется отдел головного мозга, который является продолжением спинного мозга? (Продолговатый).
В какой доле больших полушарий головного мозга расположен зрительный центр? (Затылочной).
Вопросы для второй команды.
Из чего состоит нервная ткань? (Нейроны и клетки-спутники).
Как называется длинный отросток нейрона?(Аксон).
Из чего состоит серое вещество? (Скопление тел нейронов и дендритов).
Какое влияние оказывает на работу некоторых органов парасимпатический отдел вегетативной нервной системы? (Замедляет).
Назовите звенья рефлекторной дуги? (Рецептор, центростремительные нервы, отдел ЦНС, центробежные нервы, рабочий орган.)
Как называется костное образование, обеспечивающее защиту головного мозга? (Череп).
Чем образован периферический отдел нервной системы? (Нервами).
Чему равна длина спинного мозга? (45 см).
Где расположен спинной мозг? (В костном позвоночном канале).
Как называется часть нервной системы регулирующая работу внутренних органов? (Вегетативная или автономная).
Чем образован двигательный путь? (Двигательным нейроном).
Какой отдел мозга регулирует двигательные акты? (Мозжечок).
В какой доле коры больших полушарий головного мозга расположены центры слуха? (В височной).
2 Конкурс
«Заморочки из бочки».
В закрытых футлярах (удобно использовать «бочонки» от «киндерсюрприза»)-номера вопросов. Члены команды выбирают «бочонки» один за другим, открывают их, называют номер вопроса.
Учитель читает вопрос под данным номером, члены команды 1 мин. совещаются и отвечают.
Вопросы.
Сколько пар спиномозговых нервов у человека? Как они устроены? (31 пара спиномозговых нервов. Это нервы смешаные-состоят из чувствительных и двигательных волокон).
Кора БП головного мозга имеет большую поверхность.За счет чего достигается такой обьем и какое это имеет значение? (Обширность поверхности коры головного мозга достигается за счет многочисленных борозд, которые делят всю поверхность полушария на извилины и доли. Значение-с функцией коры связана ВНД,взаимодействие организма с внешней средой, его поведение).
Попробуйте несколько раз подряд сделать глотательные движения.Почему в первый раз это происходит довольно легко, а в конце опыта становится совершенно невозможным? (Глотательный рефлекс происходит при раздражении его рефлексогенной зоны, находящейся у корня языка. В нашем опыте таким раздражителем была слюна. Когда она иссякла, рефлекс прекратился, так как не стало раздражителя,вызывающего безусловный рефлекс).
Когда грудной ребенок приподнимает голову или ползет, он смотрит вперед, но если голова падает она поворачивается набок. Объясните это явление. (Рефлекс грудных детей, при котором голова при ее неудержании падает и поворачивается набок, предохраняет младенца от удушья. Интересно, что этот рефлекс, как безусловный, проявляется только у грудных детей. У взрослых это движение становится произвольным.)
С закрытыми глазами попытайтесь пяткой левой ноги коснуться колена правой. Какой отдел мозга участвует в координации этого движения? (Мозжечок и средний мозг).
Возьмите вашего партнера за предплечье и предложите ему тянуть руку на себя, преодолевая ваше сопротивление. Когда усилия партнера станут значительными, неожиданно отпустите руку. Ударит ли испытуемого его собственная рука, двигаясь по инерции, или она остановится после сделанного рывка? (Человек со здоровым мозжечком не ударит себя в грудь и не упадет, потому что движения возникшие вследствие инерции будут заторможены мозжечком).
Какое значение имеет то, что большинство нервных волокон покрыто миелиновой оболочкой? Для чего это надо?(Для изоляции нервных волокон друг от друга).
Пилокарпин стимулирует окончания парасимпатических нервов. Какие органы он приводит в действие?
9. Количество крови, протекающей через 100 г головного мозга человека равно 136 см3 за 1 мин, а через скелетные мышцы –12-17 см3. Как это можно объяснить? (Клетки нервной системы выполняют огромную работу, там происходит множество химических реакций, гораздо больше, чем в клетках мускулатуры).
10 Почему при повреждении задних корешков седалищного нерва ноги теряют чувствительность, но двигаться могут? (повреждены корешки чувствительных нервов).
3 Конкурс
«Ты мне – я тебе».
К этому конкурсу все учащиеся готовятся дома, придумывая оригинальные вопросы для команды соперников.
4Конкурс
«Темный мозг» (по аналогии с «Темной лошадкой»).
Каждый учащийся получает карточку с изображением основных отделов головного мозга и долей больших полушарий. Правильно обозначив отделы головного мозга и доли коры больших полушарий, каждый участник команды может принести своей команде один балл.
5 Конкурс.
«Гонка за лидером».
Учащиеся обеих команд получают тестовые задания та команда, участники которой первыми выполнят задание, может получить 10 баллов.
Вопросы теста.
Выберите один правильный ответ из четырех.
1.Скопление отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительную оболочку и проводящие нервные импульсы, называются:
а)концевые образования дендритов в органах, воспринимают раздражения и преобразуют их в нервный импульс,
б)концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.
17 1) левое полушарие,
2) правое полушарие,
а)участвует в распознавании зрительных музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве; доминантное у левшей;
б) отвечает за регуляцию речевой деятельности, устной речи, письма, счета и логического мышления; доминантное у правшей.
В конце игры жюри подводит итоги, поздравляет победителей, предлагает всем больше читать книг об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, бережно относиться к своему здоровью.
ЛИТЕРАТУРА:
Хрипкова А.Г. , Колесов Д.В. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9 класса. Общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение. 1996г. [1]
Панфилова Л.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для уч-ся 9 классов, ч.2.- Саратов, “Лицей”, 1997г.[1]
Приложение к газете “Первое сентября”. Биология № 6/2000, № 1/2000.[1]
Аскарова З.Ж. Биология (Человек и его жизнедеятельность, здоровье):Учебник для 8 классов общеобразовательных школ. Алматы: Издательство «Мектеп», 2004.[2]
Биология; Учебно-методическая, научно-популярная газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания. №8/1999.[2]