Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Строение и многообразие бактерий.»
Предмет: биология.
Класс: 5.
Тема урока: Строение и многообразие бактерий.
Тип урока: урок открытия новых знаний, комбинированный урок.
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно- поисковый.
Цели урока: Изучить признаки царства Бактерии.
Образовательные: Расширить представление о многообразии живой природы. Сформировать знания: о строении, размножении, питании и спорообразовании бактерий.
Развивающие: Развивать мышление учащихся (выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать) и умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать умение делать выводы, развивать умение самостоятельно получать информацию из дополнительных информационных источников. Развивать умение структурировать материал. Формировать способность рефлексировать свою деятельность.
Воспитательные: Сформировать осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни. Сформировать уважительное отношение к чужому мнению.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
Формируется экологическая культура школьников на основании изучения бактерий, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Предметные
Учащиеся имеют представление о бактериях, как особой группе организмов, особенностях их строения, питания и размножении. Умение отличать бактерии от других живых организмов.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока.
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Определяют критерии изучения бактерий.
Познавательные УУД:
1. Работать с таблицей.
2. Находить отличия.
3.Составление опорные схемы.
4.Работа с информационными текстами .
5.Объяснение значения новых слов.
6.Сравнивать и выделять признаки.
7.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Учебник Пасечник В.В. Биология. 5-6 класс. М.: Просвещение, 2014;
Дополнительный текстовый материал;
Презентация в формате PowerPoint «Строение и многообразие бактерий»;
Видеофрагмент о бактериях;
Дидактические этапы уроки
Этапы урока
Дидактически задачи
Вызов
Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока -участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое - определять критерии изучения бактерий Познавательные УУД: - работать со схемой Личностные УУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Осмысление
Познавательные УУД: - находить отличия - составлять схемы - работать с информационными текстами - объяснять значения новых слов - сравнивать и выделять признаки - использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: - работать в группах по обсуждению информации -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи Предметные результаты: - знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий - разнообразие и распространение бактерий - отличать бактерии от других живых организмов
Рефлексия
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы.
Технология изучения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Организационный момент
Создаёт комфортную ситуацию на уроке.
Мобилизация внимания учащихся .
Сообщает, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда. Подводит учащихся к формированию темы урока: Как называются эти организмы?
Сформулируйте тему урока.
Обращается к классу с вопросом: Что хотели бы узнать о бактериях? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии
Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу.
Поочередно высказывают свое мнение, разгадывают слово, формулируют тему и цель урока.
Определяют критерии изучения бактерий:
-строение и распространение
-многообразие
-процессы жизнедеятельности
-значение
Регулятивные УУД:
Определять цели и задачи урока
Познавательные УУД:
Целеполагание
Подведение под понятие
Личностные УУД:Осознание неполноты знаний, смыслообразов-ние, готовность к восприятию науч- ной картины мира.
2. Изучение нового материала
Организует работу в группах.
Дает задания:
1 группа изучает строение бактерий:
Задание 1 найти в тексте параграфа нужную информацию, использовать рисунки, электронную таблицу.
Задание 2. Изобразите схему строения бактериальной клетки, отобразив все особенности ее строения
Задание3. Докажите, что клетка бактерий не такая, как клетка растений
Задание4. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам
2группа изучает многообразие бактерий и их распространение:
Задание 1 найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки, использовать электронные таблицы, Задание 2. Составьте кластер «Многообразие форм бактерий» . Сделайте зарисовки.
Задание 3.Изучить в тексте параграфа распространение бактерий.
Задание 4. Выписать новые слова. Объяснить.
3 группа изучает питание бактерий, их размножение, приспособление к неблагоприятным условиям
Задание 1 найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки.
Задание 2. Нарисуйте схему «Размножение бактерий»
Задание 3 Закончить схему, подготовить рассказ
Задание 4. Выписать новые слова. Объяснить их.
1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.
2.Знакомятся с информацией о строении бактерий в учебнике, используют рис.,электронные таблицы.
3. Отображают графически.
4. Обсуждают записи
5. Проводят сравнение строения клеток бактерий и растений
6. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты
Познавательные УУД:
Анализ, синтез, сравнение.
Составление схем-опор.
Работа с информационными текстами.
Объяснение значения новых слов.
Сравнивать и выделять признаки.
Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Определение основной и второстепенной информации.
Структурирование знаний.
Построение речевого высказывания.
Аналогия и обобщение.
Личностные УУД
Осознание ответственности за общее дело.
Коммуникативные УУД:
Аргументация своего мнения.
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные УУД
Контроль и коррекция.
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
3. Физминутка
Мыработаемусердно,Отдохнутьсовсем не вредно!
1.Откинуться на спинку стула, вытянуть ноги, отвести руки в стороны и потянуться
2. Стоя, ноги вместе, руки к плечам. Поднять руки вверх и потянуться.
3. Поставить ноги на ширину плеч, отвести руки в стороны. Повороты туловища: 1-2 – вправо, 3-4 – влево.
4. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны: 1 – вправо, правая рука скользит вниз по бедру, левая – вверх по торсу; 2 – и.п.; 3 – влево со сменой движения рук.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжить работу.
4. Обсуждение результатов исследований.
Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)
Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта.
- Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?
Анализ результатов выполнения учащимися заданий
Отчет 1, 2 и 3 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.
Зачитывают выводы
Повторяют вопрос и отвечают на него.
Познавательные УУД
Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).
Личностные УУД
Формирование познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности
РегулятивныеУУД
Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы
Коммуникативные УУД
Составлять тезисы выступления.
Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД
Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).
5.Закрепление знаний.
Интерактивное тестовое задание
Фронтальная работа. Выполняют задания.
Личностные УУД
Развивать умение применять полученные знания в практической деятельности
Коммуникативные УУД Структурировать знания, выделять существенную информацию, работать самостоятельно
6.Рефлексия
Формулирует выводы совместно с учениками.
Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным?
Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу.
Оцените свою работу и работу товарищей на занятии.
Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.
Фиксируют выводы
Определяют уровень усвоения темы.
Регулятивные УУД
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД
Делать выводы, оценивать уровень своего эмоционального состояния
Клетка бактерий отличается от клетки растений______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для закрепления материала. Отметьте верные и неверные утверждения о бактериях. Напротив каждого утверждения поставьте галочку в соответствующей ячейке (да или нет).
Утверждение
Да
Нет
1.Бактерии не имеют ядра.
+
2.У бактерий нет наследственной информации.
+
3.Бактерии быстро размножаются путем деления.
+
4. Больше всего бактерий содержится в воздухе
+
5.При благоприятных условиях бактерии образуют споры
object(ArrayObject)#872 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "«Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»"
["seo_title"] => string(80) "baktierii_kak_drievnieishaia_ghruppa_zhivykh_orghanizmov_obshchaia_kharaktierist"
["file_id"] => string(6) "417476"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1495392350"
}
}