Тема
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Цель
Задачи
Изучить особенности строения и жизнедеятельности бактерий.
Сформировать представление о бактериях, сосредоточить внимание учащихся на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий.
Продолжить формирование навыков работы с учебником, рабочей тетрадью, таблицей.
Развивать познавательный интерес к биологии; навыки сравнительно-аналитической и мыслительной деятельности.
Воспитывать умение работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.
Тип урока
комбинированный
Планируемый результат
Личностные умения
-сформированность познавательных интересов, направленных на изучение бактерий
-сформированность интеллектуальных умений ( анализировать, сравнивать клетку бактерий и растений)
Метапредметные умения
Познавательная деятельность
Умение структурировать материал, работать с разными источниками информации. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Умение работать совместно.
Рефлексивная деятельность
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.
Предметные умения
- понимать и объяснять в чем отличия клетки бактерий от клетки растений;
- умение пользоваться лабораторным оборудованием.
Методы и приемы
Методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация таблиц, картинок), практические (демонстрация опытов).
Приемы: организационные, логические, технические.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Орг. момент.
II этап. Проверка усвоения знаний по теме «Ткани»
Цели деятельности
Задания для проверки знаний
Выявить знания учащихся по теме «Ткани», устранить ошибки.
1.Индивидуальный опрос учащихся по следующим вопросам:
1)Какую функцию выполняет образовательная ткань и где она встречается в растении? Ответ: клетки образовательной ткани делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани. Встречается: верхушки побегов, корней; боковые поверхности осевых органов; зоны активного роста.
2)Что характерно для клеток механической ткани, с чем это связано? Ответ: Клетки механической ткани образованы группами клеток с утолщенными оболочками, которые могут одревесневать. Поэтому механическая ткань придает прочность растению.
3). У доски ответить на вопрос: «Что такое ткани?», показать по таблице какие существуют виды растительных тканей.
III этап. Учебно-познавательная деятельность. Изучение новой темы
Блок А. Актуализация опорных знаний.
Вступительное слово учителя: Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяцами, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымившиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5 – 3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине-зеленые водоросли, производительницы свободного кислорода.
I. Постановка познавательных задач:
- Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами?
- Возможно ли существование современной биосферы и человека в ней без бактерий?
II. Решение познавательных задач.
Учитель: Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в нашем кабинете?
Учащиеся считают друг друга, растения. Догадываются о микробах, которые тоже присутствуют в помещении.
Учитель: Сколько бактерий находится в кабинете? Почему нельзя назвать их точное количество?
Учащиеся объясняют, что бактерии являются невидимыми, в связи с тем, что имеют микроскопическое строение.
Блок Б. Форма и строение бактерий.
Рассказ учителя об особенностях строения и форме бактерий. Работа обучающихся в рабочих тетрадях к уроку.
Строение бактерий.
Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Давайте познакомимся с их строением.
Величина бактерий измеряется в микрометрах (мкм). (1 мкм. равен 10-6м.). Средние размеры бактериальной клетки от 0,1 до 28 мкм.
Бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, благодаря которой она сохраняет постоянную форму. Прочность оболочке придает муреин, который характерен только для бактерий и не встречается в растительных и животных клетках. В цитоплазме располагается ядерное вещество, так как оформленного ядра у бактерий нет. (Демонстрация таблицы)
Многие бактерии подвижны, и эта подвижность обусловлена наличием у них одного или нескольких жгутиков. Жгутик может вращаться со скоростью 3000 об/мин. Скорость высокая, если сравнивать со скоростью передвижения человека. Человек, передвигаясь с такой скоростью проходил бы за час 20-30 км., а не 4-5.
Задание в тетрадях к уроку №1. Подписать основные органоиды бактериальной клетки.
Беседа о многообразии формы бактериальных клеток.
Задание в тетрадях к уроку №3. Подписать название форм бактерий
Блок В. Особенности жизнедеятельности и питание бактерий.
Особенности жизнедеятельности бактерий.
Дыхание у бактерий осуществляется следующими способами: с использованием кислорода воздуха (аэробное) и с использованием кислорода, полученного посредством расщепления веществ (анаэробное) и которым кислород воздуха не нужен. Значит, бактерий по типу дыхания мы можем разделить бактерии на два типа: аэробы и анаэробы.
Задание в тетрадях к уроку №4. Заполните схему в тетрадях.
Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не подошло бы в пищу тем или иным бактериям. Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами. Лишь некоторые из них, такие как цианобактерии, или сине-зеленые водоросли могут питаться в процессе фотосинтеза (фототрофы). Только кислород в отличие от растений они при этом не выделяют. Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами можно поделить на две группы: сапрофиты, паразиты.
Задание в тетрадях к уроку №5. Заполните схему в тетрадях.
Блок Г. Размножение бактерий.
Размножаются бактерии простым делением надвое. Каждые 20 мин в благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться. Если, например, в организм человека попала всего одна такая бактерия, то через 12 ч их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны. Но этого не происходит. Как вы думаете почему? Оказывается большинство бактерий погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке пищи, нагревании, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.
В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой.
IV этап. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
Учащиеся формулируют выводы к уроку.
1. Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры.
2. Формы бактерий: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы.
3. Бактерии распространены повсеместно.
4. По способу питания бактерии бывают: автотрофы, сапрофиты, паразиты.
5. Размножаются при благоприятных условиях очень быстро.
6. Спора – бактериальная клетка с плотной оболочкой.
Домашнее задание
По учебнику В.В. Пасечника, §5, вопросы после параграфа.
V этап. Рефлексивная деятельность
Научить школьников:
• соотносить полученный результат с поставленной целью;
• оценивать результат своей деятельности;
- оценивать свое эмоциональное состояние
Самоанализ
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
1. На уроке я понял, бактерии это…
2. Клетка бактерии имеет следующее строение
Самоанализ и самооценка учителя
• Соотнести полученный результат с поставленной целью;
• Оценить результат своей деятельности.
Цели темы: Изучить особенности строения и жизнедеятельности бактерий.
Планируемые ключевые умения темы
Личностные: проявление позитивного отношения к процессу изучения строения бактерий.
Познавательные: умение использовать знания о бактериях при последующем изучении материала.
Рефлексивные: умение систематизировать и корректировать полученные на уроке знания.
Информационно-коммуникативные: умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения.
Предметные: умение оперировать ключевыми понятиями, умение определять особенности строения бактерий и особенности их жизнедеятельности.