kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему "Строение и жизнедеятельность бактерий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Цель

Задачи

Изучить особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

Сформировать представление о бактериях, сосредоточить внимание учащихся на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий.

Продолжить формирование навыков работы с учебником, рабочей тетрадью, таблицей.

Развивать познавательный интерес к биологии; навыки сравнительно-аналитической и мыслительной деятельности.

Воспитывать умение работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.

Тип урока

комбинированный

Планируемый результат

Личностные умения

-сформированность познавательных  интересов, направленных на изучение бактерий

-сформированность интеллектуальных умений ( анализировать, сравнивать клетку бактерий и растений)

Метапредметные умения

Познавательная деятельность                                     

Умение структурировать материал, работать с разными источниками информации. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

       Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Умение работать совместно.

Рефлексивная деятельность

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.

Предметные умения

- понимать и объяснять в чем отличия клетки бактерий от клетки растений;

- умение пользоваться лабораторным оборудованием.    

Методы и приемы

Методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация таблиц, картинок), практические (демонстрация опытов).

Приемы: организационные, логические, технические.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Орг. момент.

II этап.  Проверка усвоения знаний по теме «Ткани»

Цели деятельности

Задания для проверки знаний

Выявить знания учащихся по теме «Ткани», устранить ошибки.

1.Индивидуальный опрос учащихся по следующим вопросам:

1)Какую функцию выполняет образовательная ткань и где она встречается в растении? Ответ: клетки образовательной ткани делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани. Встречается: верхушки побегов, корней; боковые поверхности осевых органов; зоны активного роста.

2)Что характерно для клеток механической ткани, с чем это связано? Ответ: Клетки механической ткани образованы группами клеток с утолщенными оболочками, которые могут одревесневать. Поэтому механическая ткань придает прочность растению.

      3). У доски ответить на вопрос: «Что такое ткани?», показать по таблице какие существуют виды растительных тканей.

III этап. Учебно-познавательная деятельность. Изучение новой темы   

Блок А. Актуализация опорных знаний.

Вступительное слово учителя: Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустын­но. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяца­ми, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымив­шиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5 – 3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине-зеленые водоросли, производитель­ницы свободного кислорода.

I. Постановка познавательных задач:

  •  Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и сущест­вуют наряду с высокоорганизованными организмами?
  • Возможно ли существование современной биосферы и человека в ней без бактерий?

II. Решение познавательных задач.

Учитель: Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в нашем кабинете?

Учащиеся считают друг друга, растения. Догадываются о микробах, которые тоже присутствуют в помещении.

Учитель: Сколько бактерий находится в кабинете? Почему нельзя назвать их точное количество?

Учащиеся объясняют, что бактерии являются невидимыми, в связи с тем, что имеют  микроскопическое строение.

Блок Б. Форма и строение бактерий.

 Рассказ учителя об особенностях строения и форме бактерий. Работа обучающихся в рабочих тетрадях к уроку.

Строение бактерий.

Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Давайте познакомимся с их строением.

Величина бактерий измеряется в микрометрах (мкм). (1 мкм. равен 10-6м.). Средние размеры бактериальной клетки от 0,1 до 28 мкм.

Бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, благодаря которой она сохраняет постоянную форму. Прочность оболочке придает муреин, который характерен только для бактерий и не встречается в растительных и животных клетках. В цитоплазме располагается ядерное вещество, так как оформленного ядра у бактерий нет. (Демонстрация таблицы)

Многие бактерии подвижны, и эта подвижность обусловлена наличием у них одного или нескольких жгутиков. Жгутик может вращаться со скоростью 3000 об/мин. Скорость высокая, если сравнивать со скоростью передвижения человека. Человек, передвигаясь с такой скоростью проходил бы за час 20-30 км., а не 4-5.

Задание в тетрадях к уроку №1. Подписать основные органоиды бактериальной клетки.

Беседа о многообразии формы бактериальных клеток.

Задание в тетрадях к уроку №3. Подписать название форм бактерий

Блок В. Особенности жизнедеятельности и питание бактерий.

 Особенности жизнедеятельности бактерий.

Дыхание у бактерий осуществляется следующими способами: с использованием кислорода воздуха (аэробное) и с использованием кислорода, полученного посредством расщепления веществ (анаэробное) и которым кислород воздуха не нужен. Значит, бактерий по типу дыхания мы можем разделить бактерии на два типа: аэробы и анаэробы.

Задание в тетрадях к уроку №4. Заполните схему в тетрадях.

Способы питания бактерий столь же разнооб­разны, как и условия их жизни. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не подошло бы в пищу тем или иным бактериям. Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами. Лишь некоторые из них, такие как цианобактерии, или сине-зеленые водоросли могут питаться в процессе фотосинтеза (фототрофы). Только кислород в отличие от растений они при этом не выделяют. Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами можно поделить на две группы: сапрофиты, паразиты.

Задание в тетрадях к уроку №5. Заполните схему в тетрадях.

Блок Г. Размножение бактерий.

Размножаются бактерии простым делением надвое. Каждые 20 мин в благоприятных усло­виях количество некоторых бактерий может удваиваться. Если, например, в организм человека попала всего одна такая бактерия, то через 12 ч их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны. Но этого не происходит. Как вы думаете почему? Оказывается большинство бактерий погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке пищи, нагревании, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.

В неблагоприятных условиях (при недо­статке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цито­плазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материн­ской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактери­альную клетку называют спорой.

IV этап. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Учащиеся формулируют выводы к уроку.

1. Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры.

2. Формы бактерий: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы.

3. Бактерии распространены повсеместно.

4. По способу питания бактерии бывают: автотрофы, сапрофиты, паразиты.

5. Размножаются при благоприятных условиях очень быстро.

6. Спора – бактериальная клетка с плотной оболочкой.

Домашнее задание

По учебнику В.В. Пасечника, §5, вопросы после параграфа.

V этап. Рефлексивная деятельность

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат своей деятельности;

- оценивать свое эмоциональное состояние

Самоанализ

I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:

1. На уроке я понял, бактерии это…

2. Клетка бактерии имеет следующее строение

Самоанализ и самооценка учителя

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы: Изучить особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

Планируемые ключевые умения темы

Личностные: проявление позитивного отношения к процессу изучения строения  бактерий.

Познавательные: умение использовать знания о бактериях при последующем изучении материала.

Рефлексивные: умение систематизировать и корректировать полученные на уроке знания.

Информационно-коммуникативные: умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения.

Предметные: умение оперировать ключевыми понятиями, умение определять особенности строения бактерий и особенности их жизнедеятельности.




 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему "Строение и жизнедеятельность бактерий" »

Зайкова Ирина Сергеевна МКОУ ДСОШ № 2

6 класс. БИОЛОГИЯ. Бактерии. Грибы. Растения.

Технологическая карта к уроку

Тема

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Цель

Задачи

Изучить особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

Сформировать представление о бактериях, сосредоточить внимание учащихся на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий.

Продолжить формирование навыков работы с учебником, рабочей тетрадью, таблицей.

Развивать познавательный интерес к биологии; навыки сравнительно-аналитической и мыслительной деятельности.

Воспитывать умение работать в коллективе и находить согласованные решения;

воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.




Тип урока

комбинированный

Планируемый результат

Личностные умения

-сформированность познавательных интересов, направленных на изучение бактерий

-сформированность интеллектуальных умений ( анализировать, сравнивать клетку бактерий и растений)

Метапредметные умения

Познавательная деятельность

Умение структурировать материал, работать с разными источниками информации. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Умение работать совместно.

Рефлексивная деятельность

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.

Предметные умения

- понимать и объяснять в чем отличия клетки бактерий от клетки растений;

- умение пользоваться лабораторным оборудованием.

Методы и приемы

Методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация таблиц, картинок), практические (демонстрация опытов).

Приемы: организационные, логические, технические.










ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Орг. момент.

II этап. Проверка усвоения знаний по теме «Ткани»

Цели деятельности

Задания для проверки знаний


Выявить знания учащихся по теме «Ткани», устранить ошибки.


1.Индивидуальный опрос учащихся по следующим вопросам:

  1. Какую функцию выполняет образовательная ткань и где она встречается в растении? Ответ: клетки образовательной ткани делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани. Встречается: верхушки побегов, корней; боковые поверхности осевых органов; зоны активного роста.

  2. Что характерно для клеток механической ткани, с чем это связано? Ответ: Клетки механической ткани образованы группами клеток с утолщенными оболочками, которые могут одревесневать. Поэтому механическая ткань придает прочность растению.

3). У доски ответить на вопрос: «Что такое ткани?», показать по таблице какие существуют виды растительных тканей.


III этап. Учебно-познавательная деятельность. Изучение новой темы

Блок А. Актуализация опорных знаний.

Цели деятельности

Учебные задания


Активизировать знания учащихся о бактериях как живых существах.

Вступительное слово учителя: Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустын­но. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяца­ми, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымив­шиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5 – 3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине-зеленые водоросли, производитель­ницы свободного кислорода.

I. Постановка познавательных задач:

  • Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и сущест­вуют наряду с высокоорганизованными организмами?

  • Возможно ли существование современной биосферы и человека в ней без бактерий?


II. Решение познавательных задач.

Учитель: Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в нашем кабинете?

Учащиеся считают друг друга, растения. Догадываются о микробах, которые тоже присутствуют в помещении.

Учитель: Сколько бактерий находится в кабинете? Почему нельзя назвать их точное количество?

Учащиеся объясняют, что бактерии являются невидимыми, в связи с тем, что имеют микроскопическое строение.



Блок Б. Форма и строение бактерий.

Цели деятельности

Учебные задания


Цель – изучить строение бактериальной клетки, выявить с помощью таблицы и рисунков в учебнике какие формы бактерий встречаются.



Рассказ учителя об особенностях строения и форме бактерий. Работа обучающихся в рабочих тетрадях к уроку.

Строение бактерий.

Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Давайте познакомимся с их строением.

Величина бактерий измеряется в микрометрах (мкм). (1 мкм. равен 10-6м.). Средние размеры бактериальной клетки от 0,1 до 28 мкм.

Бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, благодаря которой она сохраняет постоянную форму. Прочность оболочке придает муреин, который характерен только для бактерий и не встречается в растительных и животных клетках. В цитоплазме располагается ядерное вещество, так как оформленного ядра у бактерий нет. (Демонстрация таблицы)

Многие бактерии подвижны, и эта подвижность обусловлена наличием у них одного или нескольких жгутиков. Жгутик может вращаться со скоростью 3000 об/мин. Скорость высокая, если сравнивать со скоростью передвижения человека. Человек, передвигаясь с такой скоростью проходил бы за час 20-30 км., а не 4-5.

Задание в тетрадях к уроку №1. Подписать основные органоиды бактериальной клетки.



Беседа о многообразии формы бактериальных клеток.

Задание в тетрадях к уроку №3. Подписать название форм бактерий



Блок В. Особенности жизнедеятельности и питание бактерий.

Цели деятельности

Учебные задания


Цель – выявить особенности жизнедеятельности бактерий и познакомить учащихся со способами питания бактерий.


Особенности жизнедеятельности бактерий.

Дыхание у бактерий осуществляется следующими способами: с использованием кислорода воздуха (аэробное) и с использованием кислорода, полученного посредством расщепления веществ (анаэробное) и которым кислород воздуха не нужен. Значит, бактерий по типу дыхания мы можем разделить бактерии на два типа: аэробы и анаэробы.

Задание в тетрадях к уроку №4. Заполните схему в тетрадях.

Способы питания бактерий столь же разнооб­разны, как и условия их жизни. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не подошло бы в пищу тем или иным бактериям. Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами. Лишь некоторые из них, такие как цианобактерии, или сине-зеленые водоросли могут питаться в процессе фотосинтеза (фототрофы). Только кислород в отличие от растений они при этом не выделяют. Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами можно поделить на две группы: сапрофиты, паразиты.

Задание в тетрадях к уроку №5. Заполните схему в тетрадях.



Блок Г. Размножение бактерий.



Цели деятельности

Учебные задания


Цель - изучить размножение бактерии и строение споры.

Размножаются бактерии простым делением надвое. Каждые 20 мин в благоприятных усло­виях количество некоторых бактерий может удваиваться. Если, например, в организм человека попала всего одна такая бактерия, то через 12 ч их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны. Но этого не происходит. Как вы думаете почему? Оказывается большинство бактерий погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке пищи, нагревании, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.

В неблагоприятных условиях (при недо­статке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цито­плазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материн­ской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактери­альную клетку называют спорой.



IV этап. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Цели деятельности

Варианты заданий


Научить школьников подводить итоги, выделять главные мысли урока

Учащиеся формулируют выводы к уроку.

1. Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры.

2. Формы бактерий: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы.

3. Бактерии распространены повсеместно.

4. По способу питания бактерии бывают: автотрофы, сапрофиты, паразиты.

5. Размножаются при благоприятных условиях очень быстро.

6. Спора – бактериальная клетка с плотной оболочкой.

Домашнее задание

По учебнику В.В. Пасечника, §5, вопросы после параграфа.



V этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика


Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат своей деятельности;

- оценивать свое эмоциональное состояние


Самоанализ

I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:

1. На уроке я понял, бактерии это…

2. Клетка бактерии имеет следующее строение…



Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя


• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.


Цели темы: Изучить особенности строения и жизнедеятельности бактерий.


Планируемые ключевые умения темы

Личностные: проявление позитивного отношения к процессу изучения строения бактерий.

Познавательные: умение использовать знания о бактериях при последующем изучении материала.

Рефлексивные: умение систематизировать и корректировать полученные на уроке знания.

Информационно-коммуникативные: умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения.

Предметные: умение оперировать ключевыми понятиями, умение определять особенности строения бактерий и особенности их жизнедеятельности.



6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зайкова Ирина Сергеевна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174954

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства