kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии по теме: Бактерии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  в 5 классе

Тема урока:. Строение и жизнедеятельность бактерий

Тип урока: Урок получения новых знаний

Задача урока:

• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описы­вать биологические объекты, проводить их сравнитульную характеристику.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших иссле­дований способствуют формированию у учащихся мотива­ции к познанию нового и научного мировоззрения.

Основные понятия урока: бактерии, формы бакте­рий, спора.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллю­страциями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распростране­ния бактерий.

Ход урока

  1. Проверка знаний

Характеристика царств живой природы (фронтальный опрос).

  1. Изучение нового материала

Вступительное слово:

Отправимся в путь без сомнений и муки,

 Чтоб тайны освоить великой науки.

 Раскроим сегодня бактерий секреты –

 Без ядер, зато санитары планеты!

 Их изучали до нас очень многие

 Открыли секреты заведомо строгие.

 Придется пройти нам по дебрям науки

 Желательно только без лени и скуки

 Но все же она молода, как всегда

 Красавица в мире наук – биология –

 Наука о жизни!

 Вперед, господа!

  • СЛАЙД 1 Что вы видите на данных картинках? Почему яблоко испортилось?
  • СЛАЙД 2
  • Тема нашего урока «Строение и жизнедеятельность бактерий»
  • СЛАЙД 3Что вы хотите узнать о этих организмах?

( –Цель определяют дети)

  • СЛАЙД 4 История открытия бактерий

Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук.

Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули.

 Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году

 Христиан Эренберг.

СЛАЙД 5:Форма бактерий

 

СЛАЙД 6

Строение бактерий -назвать органоиды бактерий

( рисунок 29 стр ).

 

ФИЗМИНУТКА

 

СЛАЙД 7,8 Распространение бактерий. "Последние новости".- Сообщение

бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;

некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;

в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;

в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;

в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.

Бактерии обнаружены даже в воде горячих источников с t+80°С.

Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.

В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий

в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.

В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более

были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)

В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.

 

СЛАЙД 9 Питание бактерий (Пояснения учителя)

Синезелёные – фотосинтезом,

 Сапротрофы –омёрними организмами

Паразиты –веществами живых организмов

 

СЛАЙД 10

Размножение бактерий

Споры бактерий (работа с учебником).

Посеять бактерии на картофеле : Задание на стр 55

 

Закрепление материала об особенностях стро­ения бактерий и их распространении

Домашнее задание

Изучить § 11 до раздела «Роль бактерий в природе и жизни человека», ответить на вопросы 1 и 5 стр 55.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме: Бактерии»

Что вы наблюдаете на данных картинках?

Что вы наблюдаете на данных картинках?

Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс

Строение и жизнедеятельность бактерий.

5 класс

Цель:

Цель:

  • Изучить особенности строения бактерий и познакомиться с их многообразием, распространением в природе, размножением.
Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ,  он назвал их

Впервые бактерий увидел в

оптический микроскоп и описал в 1676 году

голландский натуралист Антони ван Левенгук.

Как и всех микроскопических существ,

он назвал их "анималькули".

Название "бактерии" ввёл

в 1828 году Христиан Эренберг

Бактерии -  микроскопические одноклеточные организмы Форма бактерий Кокки (шарообразные) Спириллы (спиралевидные) Вибрионы (в виде запятой) Бациллы (палочковидные)

Бактерии - микроскопические одноклеточные организмы

Форма бактерий

Кокки

(шарообразные)

Спириллы

(спиралевидные)

Вибрионы

(в виде запятой)

Бациллы

(палочковидные)

Строение бактерий (прокариот) Ядерное вещество Цитоплазма

Строение бактерий (прокариот)

Ядерное вещество

Цитоплазма

Распространение бактерий В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий В воздухе непроветриваемых помещений в 13 раз больше бактерий, чем в проветриваемых В живых организмах (растениях, животных и человеке) встречаются полезные и вредные бактерии

Распространение бактерий

В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий

В воздухе непроветриваемых помещений в 13 раз больше бактерий, чем в проветриваемых

В живых организмах

(растениях, животных и человеке) встречаются полезные и вредные бактерии

Распространение бактерий Льды Антарктиды (-83 0 С) Горячие источники (+85 0 С-90 0 С)

Распространение бактерий

Льды Антарктиды (-83 0 С)

Горячие источники (+85 0 С-90 0 С)

Питание бактерий Питаются готовыми органическими веществами Способны сами создавать органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза Сапротрофы (органические вещества отмерших тел) Паразиты (органические вещества живых организмов) цианобактерии

Питание бактерий

Питаются готовыми органическими веществами

Способны сами создавать органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза

Сапротрофы

(органические вещества отмерших тел)

Паразиты

(органические вещества живых организмов)

цианобактерии

Размножение бактерий Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление может происходить каждые 20-30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны. Однако, большинство бактерий погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100 0 С, под действием дезинфицирующих веществ, в результате борьбы между видами и т.д.

Размножение бактерий

Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление может происходить каждые 20-30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны. Однако, большинство бактерий погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100 0 С, под действием дезинфицирующих веществ, в результате борьбы между видами и т.д.

Образование спор  Спора бактерий- это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.  В благоприятных условиях спора прорастает и становиться жизнедеятельной бактерией.

Образование спор

Спора бактерий- это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

В благоприятных условиях спора прорастает и становиться жизнедеятельной бактерией.

Домашнее задание §11, вопросы1-5 стр55 раб. тетр.  Упр.40-44.

Домашнее задание

§11, вопросы1-5 стр55 раб. тетр.

Упр.40-44.

Самооценка

Самооценка

  • Я знаю строение и жизнедеятельность бактерий
  • отлично- красные кружки
  • Хорошо – зелёные
  • Удовлетворительно – синие
  • Плохо - жёлтые


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии по теме: Бактерии

Автор: Гришко Наталья Геннадиевна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Технологическая карта дифференцированного урока по теме "Бактерии" "
    ["seo_title"] => string(77) "tiekhnologhichieskaia-karta-diffierientsirovannogho-uroka-po-tiemie-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "228155"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441127510"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Обобщающий урок по теме "Бактерии. Грибы. Водоросли"."
    ["seo_title"] => string(52) "obobshchaiushchiiurokpotiemiebaktieriigribyvodorosli"
    ["file_id"] => string(6) "310324"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458997265"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Обобщающий урок по теме "Бактерии. Грибы. Водоросли"."
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchaiushchiiurokpotiemiebaktieriigribyvodorosli1"
    ["file_id"] => string(6) "310325"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458997272"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Болезни органов дыхания и их профилактика. Урок биологии. "
    ["seo_title"] => string(61) "boliezni-orghanov-dykhaniia-i-ikh-profilaktika-urok-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "207087"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430329173"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок биологии по теме^"Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-biologhii-po-tiemie-baktierii-stroieniie-i-zhizniedieiatiel-nost-5-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "208961"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430982314"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства