Урок в 5 классе
Тема урока:. Строение и жизнедеятельность бактерий
Тип урока: Урок получения новых знаний
Задача урока:
• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнитульную характеристику.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, спора.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий.
Ход урока
- Проверка знаний
Характеристика царств живой природы (фронтальный опрос).
- Изучение нового материала
Вступительное слово:
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки
Но все же она молода, как всегда
Красавица в мире наук – биология –
Наука о жизни!
Вперед, господа!
- СЛАЙД 1 Что вы видите на данных картинках? Почему яблоко испортилось?
- СЛАЙД 2
- Тема нашего урока «Строение и жизнедеятельность бактерий»
- СЛАЙД 3Что вы хотите узнать о этих организмах?
( –Цель определяют дети)
- СЛАЙД 4 История открытия бактерий
Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук.
Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули.
Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году
Христиан Эренберг.
СЛАЙД 5:Форма бактерий
СЛАЙД 6
Строение бактерий -назвать органоиды бактерий
( рисунок 29 стр ).
ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД 7,8 Распространение бактерий. "Последние новости".- Сообщение
бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;
некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;
в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;
в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;
в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.
Бактерии обнаружены даже в воде горячих источников с t+80°С.
Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.
В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий
в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.
В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более
были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)
В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.
СЛАЙД 9 Питание бактерий (Пояснения учителя)
Синезелёные – фотосинтезом,
Сапротрофы –омёрними организмами
Паразиты –веществами живых организмов
СЛАЙД 10
Размножение бактерий
Споры бактерий (работа с учебником).
Посеять бактерии на картофеле : Задание на стр 55
Закрепление материала об особенностях строения бактерий и их распространении
Домашнее задание
Изучить § 11 до раздела «Роль бактерий в природе и жизни человека», ответить на вопросы 1 и 5 стр 55.