kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема по биологии "Корень, виды корней "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новой темы, урок разработан с требованиями фгос

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема по биологии "Корень, виды корней "»

Тема урока: Корень. Виды корней, типы корневых систем. 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: создать условия для формирования у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания развивать у учащихся умение сравнивать корневые системы; навыки работы с биологическими терминами и гербарным материалом.


Содержательная цель: сформировать у учащихся новые понятия - корневая система, главный корень, боковые и придаточные корни; умение делать выводы на основании результатов лабораторной работы


Задачи:

Образовательные – познакомить учащихся с органом цветковых растений – корнем, видами корней и типами корневых систем зонами корней, продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов; продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке биологической науки, умение планировать свой ответ, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым биологическим явлениям).

Развивающие – а) продолжить развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры , воздействующие на чувства учащихся; бВоспитательные – а) создать условия для воспитания положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в парах,

Планируемые образовательные результаты

ПРЕДМЕТНЫЕ: дадут определения корню, видам корней и типам корневых систем; научатся различать на таблицах и гербариях виды корней и типы корневых систем; определять какой тип корневых систем характерен для двудольных и однодольных; оценят и обоснуют важность корней для растительного организма

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные : продолжить развивать умение находить в разных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации, умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективный способ решения заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждения, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Регулятивные : продолжить развивать умения определять цель, планировать свою деятельность, работать по плану, сверяясь с целью, оценивать способы достижения цели

.Коммуникативные : продолжить формировать умения высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, организовывать работу в группе, в парах.

ЛИЧНОСТНЫЕ: продолжить формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности



Орг момент

Добрый день, ребята.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

На столе у вас лежат рабочие листы в ходе урока мы с вами будем заполнять


отгадайте загадку

Царства темного жильцы

Ползут в разные концы

Неустанно воду пьют

Всем растениям жизнь дают (корень)

Тема нашего урока корень растения .Нам на до разобраться какую роль играет корень в жизни растений. Как горят ученые :«каковы функции корня».Разобраться как он устроен, его внешнее строение .Выполнить лабораторную работу по особенностям внешнего строения корня и сделать на основе этой работу определенные выводы.

Где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

-  Прослушаем сказку «Два братца» (дети заранее приготовили сценку).

Сказка «Два братца»

Ведущая (девочка): Жили были два братца: корень и стебель. Они тесно были cвязаны между собой, но никогда не виделись, т.к. каждый из них жил в своем царстве и заняты были каждый своим делом.

Стебель (мальчик): Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил. Но пришла осень, последний лист упал на землю, а это значит, что я славно потрудился, можно зиму отдохнуть.

Корень (мальчик): Я же корень, живу со своим семейством в царстве «Тьмы». Летом я своими корявыми руками – путами, как насосом вытягиваю из почвы воду и минеральные вещества. Но не для себя, мне много не надо. Я отсылаю этот питательный раствор к стеблю, который сам распределяет между членами своей семьи. Но стебель в свою очередь передает мне органические вещества в землю, которые я откладываю про запас. А еще я своими корявыми руками укрепляю стебель в почве и прямо удерживаю его в течение всей жизни.

Ведущая (девочка): Но корень никогда не отдыхает: ни зимой, ни летом. А его непрерывные работы повлияли на его характер. Поэтому корень всегда угрюм, сер и коряв.


- На основании прослушанной сказки скажите мне какие функции выполняет корень


2.Функции корня:

1. защитная

2. удерживает растение в почве

3. всасывание воды и минеральных веществ

4. накопление питательных веществ


-Давайте теперь попытаемся сформулировать что такое корень на основании тех знаний, которые вы имеете.


2 Корень — это  орган растения, выполняющий функции укрепления растения в почве, поглощения воды и минеральных веществ и запасания веществ
Хорошо, запишите определение в рабочий лист задание №1



Значение корня:

Корень является основным органом растения, без которого цветковые растения жить не могут. Обеспечивает стебель и его членов семьи водой и минеральными веществами, т.е. осуществляет почвенное питание. Накапливает органические вещества в запас.


3.Изучение виды корней
- Получается, что корень – это жизненно-важный орган, который выполняет множество важных функций. И корней у растения много .



_Какой орган появляется из семени? ( зародышевый корешок)

- Самым первым у растения образуется главный корень. По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке. Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными.

- У вас на столе лежат семена проросшей фасоли найдите эти корни ПОДПИШИТЕ У СЕБЯ НА ЛИСТОЧКАХ

- Узнав какие виды корней существуют, возник вопрос – откуда они развиваются. У вас на столе лежат цветные листы с текстом

Прочитайте материал. Выполните задание №3 в рабочих листах, на эту работу я даю вам 3 минуты.

- Читают учебник и заполняют схему: Виды корней

Вид корня

Из чего возникает?

главные

развивается из зародышевого корешка

боковые

отходят от главного и придаточного

придаточные

образуются на стеблях

Дети самостоятельно формулируют вывод: 



-Из чего развивается главный корень? (развивается из зародышевого корешка)

-А где образуются придаточные корни? (они образуются на стебли растения) Правильно, но еще они могут образовываться на листьях.

-А где возникают боковые корни? (они возникают и на главном корне и на придаточных корнях и боковых корнях)

- Ребята, я хочу задать вам такой вопрос: в начале лета садоводы окучивают некоторые овощи, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. Кто из вас скажет, зачем они это делают? (увеличение количества корней, а значит увеличение поверхности всасывания

Метод пикировки. Отщипывается кончик главного корня, чтобы нарастало больше придаточных. Корневая система становится шире и мощнее, всасывает и проводит больше питательных веществ для растения.


СОВОКУПНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ КОРНЕЙ НАЗЫВАЮТ КОРНЕВОЙ СИСТЕМОЙ (запись на листах)


5. типы корневых систем
-Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите одинаковые ли корневые системы у этих двух растений? (Нет)

рассказ учеников

- Различают два типа корневых систем:

 1) если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система; 2) если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система.

Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений, например, щавель, морковь, горох, фасоль

2) если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система.

мочковатая корневая система характерна для однодольных растений - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

Для знакомства с типами корневых систем мы выполним лабораторную работу, это задание №3 в рабочих листах.. На эту работу я даю вам 5 минут.


Перед вами гербарные экземпляры растений, поделите их на 2 группы по типу корневых систем. ЗАПИСЬ В ТАБЛ

(Самостоятельная работа с гербарными экземплярами по классификации растений с мочковатой и стержневой корневой системой)

-Назовите названия растений, которые имеют мочковатую корневую систему?

-( )

А теперь назовите растения, которые имеют стержневую корневую систему?
( )

-Итак молодцы, вы правильно разделили растения по типу корневых систем.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки вверх-тянемся за знаниями

Руки назад-оставляем позади неудачи

Рывком вперед – забираем накопившийся опыт

Пожимаем руки друг другу- делимся знаниями, опытом.

Дарим друг другу улыбки-пусть от улыбки станет всем теплей.



. – Ребята мы с вами разобрались, какие функции выполняет корень, какие виды и типы корней есть.

А как происходит питание корня и его рост ?

6.Строение корня Недавно у моей знакомой девочки случилась беда. На день рождения ей подарили орхидею. Цветок был таким красивым, что затмевал невзрачный горшочек. И она решила его пересадить. Купила подходящий горшок и соответствующую почву. Извлекла растение из старого горшка и посадила его в новый. Через несколько дней растение погибло. Девочка очень сильно расстроилась и до сих пор не может понять, как такое могло произойти?

Давайте попробуем разобрать в чем причина гибели цветка Познакомимся строением корня

-Сейчас с вами познакомимся с строением корня?СЛАЙД (РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О СТРОЕНИИ)

В молодом корешке можно выделить несколько зон, различающих по строению и функциям Нижняя часть корня покрыта защитным колпачком, образованным несколькими слоями клеток, -КОРНЕВЫМ ЧЕХЛИКОМ.Эту часть корня называют конусом нарастания. Несколько выше чехлика располагается гладкая часть корня Над ней находится участок длиной 2-3 см с многочисленными выростами, которые выглядят как белый пушок вокруг корня .Это КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ .Выше по длине корня от его стержневой части развиваются боковые корни, которые также имеют корневой чехлик и корневые волоски. Ближе к стеблю корень обычно утолщен и имеет буроватый цвет.

Если разрезать корень вдоль , то на его кончике можно увидеть клетки образовательной ткани. Они активно делятся в течение всей жизни растения. участок корня (длиной около 1 мм) называют ЗОНОЙ ДЕЛЕНИЯ Зона деления защищена от повреждений корневым чехликом
Выше зоны деления находится гладкий участок корня длиной 3-9 мм .Клетки ее сильно вытягиваются то есть растут, а значит обеспечивают рост корня в длину. Ее называют еще зоной роста)

Корневые волоски –это длинные выросты клеток наружного покрова корня .С их помощью корень поглощает из почвы воду и минеральные соли. Корневые волоски приклеиваются к частичкам почвы и выделяют слизь, которая растворяет минеральные соли. Подобно маленьким насосам они отсасывают воду и растворенные соли из почвы. Поэтому зону корня с корневыми волосками называют ЗОНОЙ ВСАСЫВАНИЯ или ЗОНОЙ ПОГЛОЩЕНИЯ
Выше зоны всасывания находится зона проведения корня. По клеткам которой вода и минеральные соли, поглощенные корневыми волосками , продвигаются к стеблю
.Это самая длинная и прочная часть корня Она представлена хорошо сформированной проводящей тканью .По клеткам проводящей ткани к стеблю поднимается вода с минеральными веществами(восходящий ток), а по стеблю к корню передвигаются нужные для жизнедеятельности его клеток органического вещества, образовавшиеся в листьях (нисходящий ток))

-Итак, скажите с чем связано названия зон корня?

(Это связано с функцией, работой, которую выполняет каждая зона корня)

-Почему для корня необходимо наличие всех зон?

(Потому что каждая зона выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают рост растения, питание, обмен веществ)

Зоны корня

Функции

1

Зона деления

Образование новых клеток, тканей

2

Зона роста (растяжения)

Рост корня в длину

3

Зона всасывания с корневыми волосками


Всасывание воды и минеральных веществ

4

Зона проведения


Проведение воды и минеральных веществ

в стебель

Недавно у моей знакомой девочки случилась беда. На день рождения ей подарили орхидею. Цветок был таким красивым, что затмевал невзрачный горшочек. И она решила его пересадить. Купила подходящий горшок и соответствующую почву. Извлекла растение из старого горшка и посадила его в новый. Через несколько дней растение погибло. Девочка очень сильно расстроилась и до сих пор не может понять, как такое могло произойти?

Давайте попробуем разобрать в чем причина гибели цветка

А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу по изучению корня проростка фасоли

Цель нашей работы: Изучить внешнее строение корня.

Оборудование и материалы:

1. Микроскоп, готовые препараты

Ход работы

1.Приготовьте микроскоп вместе с препаратом

2. Определите корневой чехлик и корневые волоски

3. Изучите кончик корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.


4.Зарисуйте корень и подпишите названия зон корня. 

-Ответьте на вопрос Почему орхидея погибла? (Был поврежден корень , корневые волоски)

-Правильно. При пересаживании цветов нужно стараться брать корень вместе с почвой .

8 Рост корней

Рост корней происходит в течение всей жизни растения и осуществляется в результате увеличения количества клеток в зоне деления и их растяжения в зоне роста В физиологии растений есть способность геотропизм

Геотропизм гео земля тропос –направление, поворот — способность различных органов растения располагаться и расти в определённом направлении по отношению к центру земного шара. Всем известно, что стебель растёт вверх, а корень вниз и сейчас об этом посмотрим видеоролик

ЗАПИСЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА ЛИСТАХ

Рост корней и геотропизм ПРОСМОТР ВИДЕО


Закрепление изученного материала.
Устный опрос Что такое корень

Какие функции выполняет корень

Назовите Виды корней

Корневая система

Виды корневых систем

Зоны корня

Геотропизм

Домаш задание

Параграф 7

Составьте рассказ с ошибками по теме корень


Итог урока:

Рефлексия нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.


Ребята, как вы думаете, знания о корне пригодятся вам в жизни?

На все вопросы мы ответили, составленные в начале урока?

Что вам больше всего понравилось?

Что нового узнали?














































Рабочая карта__________________________________________________

Корень

Задание 1

Корень – это ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2

Функции корня:









корень















Задание 3 Заполните таблицу



Виды корней


Вид корня

Из чего возникает?

Главные




Боковые




Придаточные




Задание 4

Корневая система – это ________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Задание5

Типы корневых систем.


Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу.

Название растения

Тип корневой системы

1.


2.


3.


4.


Вывод:





7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

Вывод





Задание 6




Зоны корня

Функции

1



2




3




4





Подпишите зоны корня









Задание 7



Геотропизм-__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________






Похвалите себя!





Спасибо за урок!































Руки вверх-тянемся за знаниями

Руки назад-оставляем позади неудачи

Рывком вперед – забираем накопившийся опыт

Пожимаем руки друг другу- делимся знаниями, опытом.

Дарим друг другу улыбки-пусть от улыбки станет всем теплей.











































ШПАРГАЛКА Теоретическая часть

1

В течение жизни у растения формируется много корней. Одни из них появляются вследствие ветвления главного корня, другие образуются на побеге. Все вместе они образуют корневую систему растения.

2

В корневой системе различают главный, боковые и придаточные корни.

Главный корень развивается из зародышевого корня.

Придаточными называют корни, развивающиеся на стеблевой части побега. Придаточные корни могут вырастать и на листьях.

Боковые корни возникают на корнях всех видов (главном, боковых и придаточных).

3

Корневая система, в которой присутствуют боковые, придаточные корни, а так же хорошо выраженный главный корень называется стержневой. Такие корневые системы можно видеть у фасоли, гороха, одуванчика, тыквы, подсолнечника, березы, дуба и многих других двудольных растений.



Корневая система, образованная одинаковыми по размерам ветвящимися придаточными и боковыми корнями, называется мочковатой. Она имеет вид пучка – мочки (например, у подорожника, лютика, пшеницы, лука). Мочковатые корневые системы характерны для всех однодольных растений и некоторых двудольных.









Корневой чехлик – покровная ткань, защищает корень, способствует его продвижению вглубь.
Зона деления – образовательная ткань, функция – деление клеток корня. Зона роста – образовательная ткань, функция – рост и растяжение клеток корня.
Зона всасывания – образовательная, покровная ткань; всасывание из почвы питательных веществ.
Зона проведения – покровная, проводящая, основная, механическая ткань; проведение вверх питательных веществ от корня к стеблю и листьям.
Вывод: все зоны корня имеют определенное строение в зависимости от выполняемых функций.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема по биологии "Корень, виды корней "

Автор: Никитина Алена Николаевна

Дата: 19.10.2018

Номер свидетельства: 481167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Открытый урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"."
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi_urok_po_teme_vidy_kornei_i_tipy_kornevykh_sistem"
    ["file_id"] => string(6) "564493"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1606329198"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока биологии по теме "корень.виды корней и корневых систем""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_biologii_po_teme_koren_vidy_kornei_i_kornevykh_sistem"
    ["file_id"] => string(6) "656617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1727028575"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "технологическая карта на тему "Внутреннее строение корня" "
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhichieskaia-karta-na-tiemu-vnutriennieie-stroieniie-kornia"
    ["file_id"] => string(6) "127966"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415390613"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Побег и почка "
    ["seo_title"] => string(16) "pobiegh-i-pochka"
    ["file_id"] => string(6) "238202"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444500733"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация к уроку: Корень, его строение и значение "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-korien-iegho-stroieniie-i-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "137798"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417436095"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства