Просмотр содержимого документа
«Тема по биологии "Корень, виды корней "»
Тема урока: Корень. Виды корней, типы корневых систем.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель:создать условия для формирования у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания развивать у учащихся умение сравнивать корневые системы; навыки работы с биологическими терминами и гербарным материалом.
Содержательная цель:сформировать у учащихся новые понятия - корневая система, главный корень, боковые и придаточные корни; умение делать выводы на основании результатов лабораторной работы
Задачи:
Образовательные– познакомить учащихся с органом цветковых растений – корнем, видами корней и типами корневых систем зонами корней, продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов; продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке биологической науки, умение планировать свой ответ, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым биологическим явлениям).
Развивающие– а) продолжить развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры , воздействующие на чувства учащихся; бВоспитательные– а) создать условия для воспитания положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в парах,
Планируемые образовательные результаты
ПРЕДМЕТНЫЕ:дадут определения корню, видам корней и типам корневых систем; научатся различать на таблицах и гербариях виды корней и типы корневых систем; определять какой тип корневых систем характерен для двудольных и однодольных; оценят и обоснуют важность корней для растительного организма
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные:продолжить развивать умение находить в разных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации, умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективный способ решения заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждения, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Регулятивные :продолжить развивать умения определять цель, планировать свою деятельность, работать по плану, сверяясь с целью, оценивать способы достижения цели
.Коммуникативные: продолжить формировать умения высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, организовывать работу в группе, в парах.
ЛИЧНОСТНЫЕ: продолжить формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности
Орг момент
Добрый день, ребята.
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь
На столе у вас лежат рабочие листы в ходе урока мы с вами будем заполнять
отгадайте загадку
Царства темного жильцы
Ползут в разные концы
Неустанно воду пьют
Всем растениям жизнь дают (корень)
Тема нашего урока корень растения .Нам на до разобраться какую роль играет корень в жизни растений. Как горят ученые :«каковы функции корня».Разобраться как он устроен, его внешнее строение .Выполнить лабораторную работу по особенностям внешнего строения корня и сделать на основе этой работу определенные выводы.
Ведущая (девочка): Жили были два братца: корень и стебель. Они тесно были cвязаны между собой, но никогда не виделись, т.к. каждый из них жил в своем царстве и заняты были каждый своим делом.
Стебель (мальчик): Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил. Но пришла осень, последний лист упал на землю, а это значит, что я славно потрудился, можно зиму отдохнуть.
Корень (мальчик): Я же корень, живу со своим семейством в царстве «Тьмы». Летом я своими корявыми руками – путами, как насосом вытягиваю из почвы воду и минеральные вещества. Но не для себя, мне много не надо. Я отсылаю этот питательный раствор к стеблю, который сам распределяет между членами своей семьи. Но стебель в свою очередь передает мне органические вещества в землю, которые я откладываю про запас. А еще я своими корявыми руками укрепляю стебель в почве и прямо удерживаю его в течение всей жизни.
Ведущая (девочка): Но корень никогда не отдыхает: ни зимой, ни летом. А его непрерывные работы повлияли на его характер. Поэтому корень всегда угрюм, сер и коряв.
- На основании прослушанной сказки скажите мне какие функции выполняет корень
2.Функции корня:
1. защитная
2. удерживает растение в почве
3. всасывание воды и минеральных веществ
4. накопление питательных веществ
-Давайте теперь попытаемся сформулировать что такое корень на основании тех знаний, которые вы имеете.
2 Корень — это орган растения, выполняющий функции укрепления растения в почве, поглощения воды и минеральных веществ и запасания веществ Хорошо, запишите определение в рабочий лист задание №1
Значение корня:
Корень является основным органом растения, без которого цветковые растения жить не могут. Обеспечивает стебель и его членов семьи водой и минеральными веществами, т.е. осуществляет почвенное питание. Накапливает органические вещества в запас.
3.Изучение виды корней - Получается, что корень – это жизненно-важный орган, который выполняет множество важных функций. И корней у растения много .
_Какой орган появляется из семени? ( зародышевый корешок)
- Самым первым у растения образуется главный корень. По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке. Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными.
- У вас на столе лежат семена проросшей фасоли найдите эти корни ПОДПИШИТЕ У СЕБЯ НА ЛИСТОЧКАХ
- Узнав какие виды корней существуют, возник вопрос – откуда они развиваются. У вас на столе лежат цветные листы с текстом
Прочитайте материал. Выполните задание №3 в рабочих листах, на эту работу я даю вам 3 минуты.
- Читают учебник и заполняют схему: Виды корней
Вид корня
Из чего возникает?
главные
развивается из зародышевого корешка
боковые
отходят от главного и придаточного
придаточные
образуются на стеблях
- Дети самостоятельно формулируют вывод:
-Из чего развивается главный корень? (развивается из зародышевого корешка)
-А где образуются придаточные корни? (они образуются на стебли растения) Правильно, но еще они могут образовываться на листьях.
-А где возникают боковые корни? (они возникают и на главном корне и на придаточных корнях и боковых корнях)
- Ребята, я хочу задать вам такой вопрос: в начале лета садоводы окучивают некоторые овощи, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. Кто из вас скажет, зачем они это делают? (увеличение количества корней, а значит увеличение поверхности всасывания
Метод пикировки. Отщипывается кончик главного корня, чтобы нарастало больше придаточных. Корневая система становится шире и мощнее, всасывает и проводит больше питательных веществ для растения.
СОВОКУПНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ КОРНЕЙ НАЗЫВАЮТ КОРНЕВОЙ СИСТЕМОЙ (запись на листах)
5. типы корневых систем -Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите одинаковые ли корневые системы у этих двух растений? (Нет)
рассказ учеников
- Различают два типа корневых систем:
1) если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система; 2) если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система.
Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений, например, щавель, морковь, горох, фасоль
2) если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система.
мочковатая корневая система характерна для однодольных растений - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.
Для знакомства с типами корневых систем мы выполним лабораторную работу, это задание №3 в рабочих листах.. На эту работу я даю вам 5 минут.
Перед вами гербарные экземпляры растений, поделите их на 2 группы по типу корневых систем. ЗАПИСЬ В ТАБЛ
(Самостоятельная работа с гербарными экземплярами по классификации растений с мочковатой и стержневой корневой системой)
-Назовите названия растений, которые имеют мочковатую корневую систему?
-( )
А теперь назовите растения, которые имеют стержневую корневую систему? ( )
-Итак молодцы, вы правильно разделили растения по типу корневых систем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки вверх-тянемся за знаниями
Руки назад-оставляем позади неудачи
Рывком вперед – забираем накопившийся опыт
Пожимаем руки друг другу- делимся знаниями, опытом.
Дарим друг другу улыбки-пусть от улыбки станет всем теплей.
. – Ребята мы с вами разобрались, какие функции выполняет корень, какие виды и типы корней есть.
А как происходит питание корня и его рост ?
6.Строение корня Недавно у моей знакомой девочки случилась беда. На день рождения ей подарили орхидею. Цветок был таким красивым, что затмевал невзрачный горшочек. И она решила его пересадить. Купила подходящий горшок и соответствующую почву. Извлекла растение из старого горшка и посадила его в новый. Через несколько дней растение погибло. Девочка очень сильно расстроилась и до сих пор не может понять, как такое могло произойти?
Давайте попробуем разобрать в чем причина гибели цветка Познакомимся строением корня
-Сейчас с вами познакомимся с строением корня?СЛАЙД (РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О СТРОЕНИИ)
В молодом корешке можно выделить несколько зон, различающих по строению и функциям Нижняя часть корня покрыта защитным колпачком, образованным несколькими слоями клеток, -КОРНЕВЫМ ЧЕХЛИКОМ.Эту часть корня называют конусом нарастания. Несколько выше чехлика располагается гладкая часть корня Над ней находится участок длиной 2-3 см с многочисленными выростами, которые выглядят как белый пушок вокруг корня .Это КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ .Выше по длине корня от его стержневой части развиваются боковые корни, которые также имеют корневой чехлик и корневые волоски. Ближе к стеблю корень обычно утолщен и имеет буроватый цвет.
Если разрезать корень вдоль , то на его кончике можно увидеть клетки образовательной ткани. Они активно делятся в течение всей жизни растения. участок корня (длиной около 1 мм) называют ЗОНОЙ ДЕЛЕНИЯ Зона деления защищена от повреждений корневым чехликом Выше зоны деления находится гладкий участок корня длиной 3-9 мм .Клетки ее сильно вытягиваются то есть растут, а значит обеспечивают рост корня в длину. Ее называют еще зоной роста)
Корневые волоски –это длинные выросты клеток наружного покрова корня .С их помощью корень поглощает из почвы воду и минеральные соли. Корневые волоски приклеиваются к частичкам почвы и выделяют слизь, которая растворяет минеральные соли. Подобно маленьким насосам они отсасывают воду и растворенные соли из почвы. Поэтому зону корня с корневыми волосками называют ЗОНОЙ ВСАСЫВАНИЯ или ЗОНОЙ ПОГЛОЩЕНИЯ Выше зоны всасывания находится зона проведения корня. По клеткам которой вода и минеральные соли, поглощенные корневыми волосками , продвигаются к стеблю .Это самая длинная и прочная часть корня Она представлена хорошо сформированной проводящей тканью .По клеткам проводящей ткани к стеблю поднимается вода с минеральными веществами(восходящий ток), а по стеблю к корню передвигаются нужные для жизнедеятельности его клеток органического вещества, образовавшиеся в листьях (нисходящий ток))
-Итак, скажите с чем связано названия зон корня?
(Это связано с функцией, работой, которую выполняет каждая зона корня)
-Почему для корня необходимо наличие всех зон?
(Потому что каждая зона выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают рост растения, питание, обмен веществ)
№
Зоны корня
Функции
1
Зона деления
Образование новых клеток, тканей
2
Зона роста (растяжения)
Рост корня в длину
3
Зона всасывания с корневыми волосками
Всасывание воды и минеральных веществ
4
Зона проведения
Проведение воды и минеральных веществ
в стебель
Недавно у моей знакомой девочки случилась беда. На день рождения ей подарили орхидею. Цветок был таким красивым, что затмевал невзрачный горшочек. И она решила его пересадить. Купила подходящий горшок и соответствующую почву. Извлекла растение из старого горшка и посадила его в новый. Через несколько дней растение погибло. Девочка очень сильно расстроилась и до сих пор не может понять, как такое могло произойти?
Давайте попробуем разобрать в чем причина гибели цветка
А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу по изучению корня проростка фасоли
Цель нашей работы: Изучить внешнее строение корня.
Оборудование и материалы:
1. Микроскоп, готовые препараты
Ход работы
1.Приготовьте микроскоп вместе с препаратом
2. Определите корневой чехлик и корневые волоски
3. Изучите кончик корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
4.Зарисуйте корень и подпишите названия зон корня.
-Ответьте на вопрос Почему орхидея погибла? (Был поврежден корень , корневые волоски)
-Правильно. При пересаживании цветов нужно стараться брать корень вместе с почвой .
8 Рост корней
Рост корней происходит в течение всей жизни растения и осуществляется в результате увеличения количества клеток в зоне деления и их растяжения в зоне роста В физиологии растений есть способность геотропизм
Геотропизм гео земля тропос –направление, поворот — способность различных органов растения располагаться и расти в определённом направлении по отношению к центру земного шара. Всем известно, что стебель растёт вверх, а корень вниз и сейчас об этом посмотрим видеоролик
ЗАПИСЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА ЛИСТАХ
Рост корней и геотропизм ПРОСМОТР ВИДЕО
Закрепление изученного материала. Устный опрос Что такое корень
Какие функции выполняет корень
Назовите Виды корней
Корневая система
Виды корневых систем
Зоны корня
Геотропизм
Домаш задание
Параграф 7
Составьте рассказ с ошибками по теме корень
Итог урока:
Рефлексия нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.
Ребята, как вы думаете, знания о корне пригодятся вам в жизни?
На все вопросы мы ответили, составленные в начале урока?
Пожимаем руки друг другу- делимся знаниями, опытом.
Дарим друг другу улыбки-пусть от улыбки станет всем теплей.
ШПАРГАЛКАТеоретическая часть
1
В течение жизни у растения формируется много корней. Одни из них появляются вследствие ветвления главного корня, другие образуются на побеге. Все вместе они образуют корневую систему растения.
2
В корневой системе различают главный, боковые и придаточные корни.
Главный корень развивается из зародышевого корня.
Придаточными называют корни, развивающиеся на стеблевой части побега. Придаточные корни могут вырастать и на листьях.
Боковые корни возникают на корнях всех видов (главном, боковых и придаточных).
3
Корневая система, в которой присутствуют боковые, придаточные корни, а так же хорошо выраженный главный корень называется стержневой. Такие корневые системы можно видеть у фасоли, гороха, одуванчика, тыквы, подсолнечника, березы, дуба и многих других двудольных растений.
Корневая система, образованная одинаковыми по размерам ветвящимися придаточными и боковыми корнями, называется мочковатой. Она имеет вид пучка – мочки (например, у подорожника, лютика, пшеницы, лука). Мочковатые корневые системы характерны для всех однодольных растений и некоторых двудольных.
Корневой чехлик – покровная ткань, защищает корень, способствует его продвижению вглубь. Зона деления – образовательная ткань, функция – деление клеток корня. Зона роста – образовательная ткань, функция – рост и растяжение клеток корня. Зона всасывания – образовательная, покровная ткань; всасывание из почвы питательных веществ. Зона проведения – покровная, проводящая, основная, механическая ткань; проведение вверх питательных веществ от корня к стеблю и листьям. Вывод: все зоны корня имеют определенное строение в зависимости от выполняемых функций.