Корень, его строение и значение
По учебнику:
И.Н. Пономаревой
И.В. Николаева
О.А. Корниловой
Учитель химии и биологии
МКОУ БСОШ №2 п. Бреды
Ушкарева В.Я.
ВСПОМНИТЕ
- Как происходит прорастание семени;
- Какие органы растения называют главными и почему.
Что такое корень?
- Основной подземный орган,
- нарастающий в длину верхушкой , защищенный чехликом , не образующий листиков. Развивается из зачаточного корешка
Корень
-это подземный вегетативный
орган, выполняющий
функции почвенного питания,
закрепления растения в
почве, транспорта и запасания
веществ, а также
вегетативного
размножения
Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!
КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ РАСТЕНИЙ
Корневая система- это
совокупность
всех корней
одного растения
В корневой системе растений различают главный , боковой и придаточные корни
7
Главный
Боковые
Придато-чные
Типы корневых систем
Стержневая
Мочковатая
Строение корня
9
Срез зоны
всасывания
КОРНИ
ПРОВЕДЕНИЯ
ВСАСЫВАНИЯ
РОСТА
ДЕЛЕНИЯ
КОРНЕВОЙ ЧЕХЛИК
9
Рост корня
Все корни растут
верхушечной частью
в течение всей
своей жизни
Низкорослый кустарник,
обычно не более 1 м высотой.
Растет в тундре и лесотундре.
В оптимальных условиях образует заросли.
Растет обычно на сфагновых болотах.
Резко сокращается в численности и исчезает при осушении болот
Береза карликовая. Корни проникают в почву на глубину не более 20см.
9
Знаете ли вы?
У какого растения самые длинные корни?
У дикого фикуса из Южной Африки, корни достигают 120м.
Корневая система кустарника пропописа сережкоцветного , или мескита, достигает глубины более 50м, у верблюжьей колючки - 20м..
I место
Развитие корней после удаления верхушки корня:
1- боковых
2- придаточных.
1- растение, растущее нормально;
2- в перевернутом виде, спустя 4 дня.
Геотропизм корней у растений.
Видоизменения корней
Корнеплоды:
мясистые подземные
органы растений,
служащие местом
отложения питательных
веществ .
приспособления корней к выполнению дополнительных функций.
Видоизменения корней
У редиса (1),
репы (2),
редьки (3) – самым
нижним утолщенным
участком стебля
(гипокотилем)
Корнеплоды:
1.
МОРКОВЬ
У моркови весь корнеплод
образован утолщенным
главным корнем.
2.
3.
ЗАПОМНИ
Толстые боковые и придаточные корни в
мочковатой корневой
Толстые боковые и придаточные корни в мочковатой корневой системе.
Корневые шишки
Самый большой баньян – это
дерево- богатырь среди
богатырей, имевшее
4300 стволов, в том числе
1300 крупных.
Его могучий центральный
Ствол достигал в поперечнике
10м . Под шатром такого
дерева, считавшегося в Индии
священным, отдыхали
отряды по
6 000 человек одновременно.
Корни-подпорки
Видоизменения корней: 1- ходульные корни (панданус);
2- воздушные корни (бромелия); 3- втягивающие корни (крокус);
4- корни в виде столбовидных подпорок ( фикус- баньян)
КОРНИ-ПОДПОРКИ
КОРНЕВЫЕ КЛУБНИ
ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ КОРНИ
Фикус-баньян
КОРНЕПЛОДЫ
КОРНИ-ПРИЦЕПКИ
Растения из семейства архидных
Батат
Болотные растения
Георгины
Свекла
Топинамбур
Брюква
Плющ
Турнепс
Морковь
Бактериальные корни
Бактериальные клубеньки-
измененные
боковые корни, в которых
поселяются
бактерии. Благодаря бактериям
растения живут на бедных азотом
почвах, делают их более
плодородными, кроме того, азот
накапливается в самих растениях.
(клевер, люпин, люцерна)
ДЕВЯСИЛ
ШИПОВНИК
Бронхит , грипп, малокровие,
ВАЛЕРИАНА
воспаление легких,
укус бешеным животным
Болезни сердца,
головная боль
Головные боли,
истерия, малярия
ЛОПУХ
КРАПИВА
Ревматизм, диабет, мочегонное ,
потогонное средство
Сердечные заболевания
Вывод
- Корень- вегетативный орган растения, приспособленный для поглощения питательных веществ из почвы.
- В корне различают следующие зоны: деления, роста, всасывания и проведения. Поглощение воды и минеральных солей осуществляют корневые волоски.
- Рост корня происходит за счет его верхушечной части.
- Видоизменения корней обусловлены их функциями в меняющихся условиях среды обитания.
Лабораторная работа
Тема: Строение корня проростка
Цель: изучить внешнее строение корня.
- Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (редиса, гороха). Измерьте его длину, толщину.
- Определите тип корневой системы.
- Рассмотрите под лупой главный корень.
- Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
- Измерьте длину тех частей коря, где расположены корневой чехлик и корневые волоски.
- Зарисуйте корень и надпишите виды корней.
- Сделайте вывод и запишите результаты работы в тетрадь.