kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Шляпочные грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока биологии "Шляпочные грибы" даёт подробное описание каждого этапа урока, используемые приёмы обучения, формы и особенности работы учащихся, а также прогнозируемые результаты на каждом этапе урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Шляпочные грибы"»


Технологическая карта урока биологии

по теме «Шляпочные грибы» 5 класс УМК В.В.Пасечника


Учитель биологии и химии

МБОУ «Стенковская основная школа»

Кольчугинский район Владимирская область

Степанова Наталья Викторовна

Цели урока:

Образовательные: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Воспитывающие: воспитание у школьников положительной мотивации учения, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, умение работать индивидуально и в группах, воспитывать бережное отношения к природе, экологической культуры.

Задачи:

  1. Изучить особенности строении и жизнедеятельности шляпочных грибов; показать многообразие грибов, их особенности местообитания и сбора.

  2. Составить в группах на основе рисунков, таблиц и текста учебника характеристику шляпочных грибов.

  3. Определить роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Определять признаки представителей шляпочных грибов; составлять таблицы, схемы, отражающие строение, питание, размножение шляпочных грибов, симбиоз с деревьями, их значение, оказание первой помощи при отравлениях грибами, памятку грибнику;

сопоставлять и анализировать признаки грибов - двойников;

Метапредметные: развивать навыки планирования и целеполагания, прогнозирования, развивать творческую активность учащихся, прививать навыки пользования предметной технологией, продолжить формирование умений работать с учебной литературой, анализировать тематические карты, оформлять результаты работы в виде отчета группы, анализировать, синтезировать, обобщать информацию.

Личностные: воспитывать любовь к природе, родине, познавательный интерес к предмету; формировать бережное отношение к природе и к своему здоровью, развивать самостоятельное мышление.

Оборудование: компьютер, проектор, видеофильм Шляпочные грибы, изображения шляпочных грибов, ватман, фломастеры.


Этап

Прием обучения и учебно-познавательная задача

Форма работы, особенности работы учеников

Продукт (результат)

Подготовительный

Прием «Интеллектуальные качели».

Просмотр фрагмента видеофильма «Шляпочные грибы»

К какому царству природы относят шляпочные грибы?

Работа в парах

Дается часть текста и вопросы к нему.

  • Назовите характерные признаки царств живой природы

  • Какие организмы относят к грибам?

  • Как осуществляется питание, размножение грибов?

  • Какого строение грибов?

Можно ли к царству Грибы отнести шляпочные грибы?

Определяют тему урока.

Определяют цель деятельности.

Определяют план деятельности.

Определяют продукт деятельности.

Просматривают фрагмента видеофильма «Шляпочные грибы», делают вывод о том, что шляпочные грибы – это представители царства Грибы.


В ходе обсуждения высказывают предположения, делают выводы.









Прием «Открытый микрофон»

Обсуждение в парах, высказывание мнений

Называют тему урока.

Составляют план урока:

1. Изучить особенности строения шляпочных грибов

2. Определять трубчатые и пластинчатые грибы

3. Определять съедобные и ядовитые грибы

4. Различать грибы - двойники

5.Составить памятку грибнику.

Принятие по форме и по содержанию ситуации обучения и предъявленной учебной задачи.













Формирование групп по темам:

Группа №1. Характерные признаки царств живой природы

Группа №2. Строение грибов

Группа №3. питание, размножение грибов

Используя источники биологической информации и Интернет ресурсы , составляют по предложенному учениками плану характеристику шляпочных грибов

Интерактивный

Работа в группах

Задание: Изучив материал учебника и дополнительную информацию составьте схему Строение шляпочного гриба


Группа №1 составляет схему Строение шляпочного гриба, трубчатые и пластинчатые грибы, подготовьте мини- выставку «Трубчатые и пластинчатые грибы»

Группа №2 составляет схему Съедобные и ядовитые грибы, грибы – двойники, подготовьте мини-выставку «Съедобные и ядовитые грибы, грибы – двойники»


Группа №3

Симбиоз гриба, грибокорень, микориза

Составляют памятку грибнику

Используя источники биологической информации и Интернет ресурсы

Поиск решения учебной задачи внутри микрогруппы.

Освоение правил учебного сотрудничества. Включение в групповое взаимодействие.

Прием Рассуждение по алгоритму»

Представить продукт своей деятельности классу.


Прием «Измерение температуры»

Учащиеся выполняют работу в группах, учитель останавливает ход урока и задает вопросы обучающимся:

1.На каком этапе выполнения работы вы находитесь?

2.Что еще предстоит сделать для достижения цели?

3.Нужно ли внести, какие-то корректировки в заранее намеченный план работы?


Работа в группах

Анализ карты

Заполнение таблицы.

Составление схем, содержащих характеристику шляпочных грибов

Подготовка внутригруппового решения, выбор варианта его предъявления и защиты; принятие полиролевой основы взаимодействия.


Составление группой опорной схемы или кластера по своему вопросу, мини-выставок




Интерактивный

Организация «тендера решения» с включением всех участников в процесс поиска оптимального варианта разрешения поставленной задачи

Группы презентуют свою работу, обмениваются вопросами и закрепляют блок схемы на доске в виде интеллект-карты «Шляпочные грибы»

Какова роль шляпочных грибов в природе и жизни человека?

Д/з Творческое задание

Предложите проект Памятка грибнику


Предъявление групповых решений, их сравнение и оценка, т.е. объктивация представленных вариантов





Прием «Минута говорения»

Учащиеся высказывают свое мнение. Делают выводы.

Учащиеся предлагают алгоритм составления проекта

  1. Название памятки

  2. Съедобные и ядовитые грибы.

  3. Грибы – двойники

  4. Места сбора грибов.

  5. Признаки отравления грибами.

  6. Первая помощь при отравлении грибами.

Во время выступлений составление в тетрадях интеллект-карты «Шляпочные грибы», которая объединит выступления всех групп.





Составление учащимися проекта Памятка грибнику и представление его в виде буклета







Рефлексивный

Обеспечение возможности представить мнение по поводу учебной и коммуникативной задачи занятия

Рефлексия «Микрофон» Оцените свои достижения на уроке, что нового вы узнали, какие умения приобрели.

Учитель предлагает оценить вклад каждого в работу группы.

Конструктивная актуализация мнения по поводу форм и содержания проведенного занятия.






Учащиеся оценивают свою деятельность

Развитие групповых и личностных навыков рефлексии, формирование позитивных групповых процессов


Итоговое задание урока. Выполнить диагностическую работу на тему «Шляпочные грибы».


Тестовая работа по теме Шляпочные грибы

Часть А

1. Подберёзовик относится к царству:

А) растений Б) грибов В) бактерий Г) животных

2. Шляпочные грибы отличаются от других групп грибов

А) наличием хитина в клеточной оболочке

Б) плодовым телом, состоящим из шляпки и ножки

В) размножением с помощью спор

Г) способностью питаться готовыми органическими веществами

3. Взаимоотношения гриба подберёзовика и растением берёза называется

А) паразитизмом Б) конкуренцией В) симбиозом Г) нет правильного ответа

4. Двойником съедобного белого гриба является ядовитый гриб

А) желчный Б) ложная лисичка В) бледная поганка Г) мухомор

5. Как правильно собирать грибы?

А) вырвать с грибницей Б) срезать ножом В) выкрутить осторожным движением

Г) все ответы правильные

6. Все грибы в группе являются пластинчатыми и съедобными:

А) опёнок настоящий, лисичка настоящая, подосиновик

Б) сыроежка, бледная поганка, рыжик

В) подберёзовик, мухомор, груздь

Г) сыроежка, груздь, опёнок настоящий


Часть В

1.Выберите три особенности строения характерные для грибов

А) в клетках отсутствуют хлоропласты

Б) плодовое тело состоит из шляпки и ножки

В) размножение спорами

Г) наличие грибницы

Д) питание готовыми органическими веществами

Е) неограниченный рост

2. Установите соответствие между понятиями

А) шляпочные трубчатые грибы А) белый гриб

Б) шляпочные пластинчатые грибы Б) мухомор

В) опёнок настоящий

Г) подосиновик

Д) груздь

Е) подберёзовик

Часть С

1. Впишите подходящие по смыслу пропущенные слова:

Микориза – это _______________________ сожительство гриба с ______________.

2. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Груздь относится к царству съедобных грибов, а мухомор - к царству ядовитых грибов.

2. Клеточная оболочка гриба содержит хитин.

3. Споры шляпочных грибов образуются в грибнице.

4. Подосиновик через нити грибницы снабжает осину органическими веществами.

5.Шляпочные грибы является сапрофитами по способу питания.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Шляпочные грибы"

Автор: Степанова Наталья Викторовна

Дата: 18.06.2020

Номер свидетельства: 553622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику  «Окружающий мир  2 класс». Тема  "Грибы". Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива». "
    ["seo_title"] => string(167) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-uchiebniku-okruzhaiushchii-mir-2-klass-tiema-griby-avtory-a-a-plieshakov-m-iu-novitskaia-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "151485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420714066"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Технологическая карта урока на тему "Многообразие шляпочных грибов""
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_na_tiemu_mnoghoobraziie_shliapochnykh_ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "353581"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477850979"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технологическая карта урока  по  окружающему миру.Тема: "Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов" "
    ["seo_title"] => string(123) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-tiema-iadovityie-i-niesiedobnyie-dvoiniki-shliapochnykh-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "217163"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433258152"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику  «Окружающий мир  2 класс».  Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива» "
    ["seo_title"] => string(155) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-uchiebniku-okruzhaiushchii-mir-2-klass-avtory-a-a-plieshakov-m-iu-novitskaia-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "150627"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420538073"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Технологическая карта урока на тему "В царстве грибов""
    ["seo_title"] => string(62) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_na_tiemu_v_tsarstvie_ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "359699"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479369023"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства