-умение определять границу «знания-незнания».
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
-умение работать в парах, группах.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности Организационный момент | - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь. - Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны. Пожелаем друг другу удачи | Дети соприкасаются ладошками друг с другом и говорят пожелания | Личностные : самоопределение ; регулятивные : целеполагание коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Не будем терять ни минуты. Приступим. Итак, тема нашего урока (пауза)… Я передумала открывать тему нашего урока. Вы скоро сами догадаетесь. - Начнем наш урок с хорошо знакомого материала. Прием «Вопрос - ответ» | (Одна группа получает вопросы , а другая ответы. Вопросы под номерами. Задаются по порядку. Дети с ответами зачитывают их услышав свой вопрос). Вывод: (в процессе обобщения ответов должны быть открыты слова темы ЯДОВИТЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ …………. ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ) | Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи | 1 задание (СПИСОК С НАЗВАНИЯМИ ГРИБОВ) Проверка - Трудно было выполнить задание (Нет, знакомые названия) 2 задание (лист с картинками ГРИБОВ) - Галочкой отметить несъедобные грибы. - Кто уверен, что все грибы отметили правильно. - Почему возникло затруднение .( Не все внешние признаки грибов знаем, некоторые грибы очень похожи на съедобные) | РАБОТА В ПАРАХ Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. 1 ученик зачитывает Затруднение | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | -Как называют человека собирающего грибы? (Грибник.) Так вот у грибников есть пословица (НА ДОСКЕ) Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзинку кладут. - Почему так говорят? – Фильм: объяснение грибника о грибах двойниках ( ОТКРЫВАЮ СЛОВО В ТЕМЕ ДВОЙНИКИ) Какая тема нашего урока?(Читают с доски) - Сегодня мы более подробно познакомимся с представителями удивительного царства . Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение - Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? -Что мы должны знать о грибах – двойниках, чтобы не отравиться. Поставьте цель нашего урока. - На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке. | - Несъедобные и ядовитые грибы есть нельзя, значит и в корзинку класть не надо - Отравлением -Узнать отличия съедобных от несъедобных грибов – двойников - Узнать у каких грибов есть двойники? | Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление | Работа в парах 1 задание. Заполнить таблицы.(Приложение1) -Что поможет выполнить задание? - Откройте учебник стр.113 -114 и выпишите недостающую информацию Проверка (слайд) Грибы - двойники (белый, желчный) - Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда. - По каким признакам нашли отличие? (слайд) Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка) 3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем) - Чем отличаются? Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо? (слайд) Грибы - двойники Саратовской области (опята - ложные опята) 2)У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.(читаем) - Чем они похожи? - Чем отличаются? Ложный опёнок - ядовитый гриб. - По какому признаку нашли отличие? Вывод. - Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов? | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух .- Можно спросить у взрослого, воспользоваться интернетом, найти информацию в учебнике - По цвету, по срезу - По цвету, по строению - Вызвать скорую помощь - Формой - По цвету, по запаху (по запаху, по цвету, по кольцу) (слайд) Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма) | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Физминутка | - Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъедобный гриб, проходим мимо. Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок. - Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком. Садитесь. - Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим. | Выполняют действия. | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1. Игра «Задай вопрос товарищу» Составьте по таблице и задайте вопрос ребятам. 2. А теперь давайте вернемся к картинкам с грибами. Все ли несъедобные грибы были вами отмечены.(слайд) Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания. Самостоятельная работа. Игра «Собери в корзинку съедобные грибы» (Рисунок корзинки и карточки с изображением изученных на уроке грибов: шампиньон, бледная поганка, белый гриб, сатанинский гриб, желчный гриб. Съедобных грибов по несколько штук, а несъедобных двойников по одному) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. _ Называют грибы, изображенные на картинках Работа в группах. Взаимопроверка группами друг друга по эталону. | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | - Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. - Прикрепить магнит на шляпу, соответствующую настроению и результату «Три шляпы» Желтая – было интересно, вопросов по теме нет Белая - было интересно, но есть вопросы по теме Синяя – было неинтересно, ничего не понял (-а) За активную работу на уроке получают оценки…. Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес. И даже если для человека гриб несъедобный, то уничтожать его нельзя! Потому что в природе ничего нет лишнего! Рекомендации по выполнению домашнего задания ВСЕМ - Прочитать рассказ «Как грибы помогают человеку?». (Хрестоматия) НА ВЫБОР - Придумать загадку о любом грибе нашей местности. - Составить рассказ о любом грибе нашей местности. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: смыслообразование личностные рефлексия |