kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока на тему "Многообразие шляпочных грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Мнообразие шлапочных грибов" разработан согласно требованиям ФГОС,представлен в игровой форме. Урок можно применять при обобщении темы "Шляпочные грибы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Многообразие шляпочных грибов"»

Технологическая карта урока по теме « Многообразие шляпочных грибов».

Разработка урока.

Тема: Многообразие шляпочных грибов.

Класс: 6 Учитель биологии: Силькунова Л.Н. Тип урока: отработка умений и рефлексии. Учебник под редакцией И.Н. Пономаревой. Цели по содержанию:

Обучающие: закрепление и систематизация знаний о шляпочных грибах.

Развивающие: развитие у учащихся способностей работать в заданном темпе, систематизировать информацию, сравнивать признаки, приобретение опыта эмоционального общения.

Воспитывающие: формирование у учащихся экологической культуры.

Личностная значимость: умение предъявлять результаты работы, формирование чувства успеха, использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей.

Планируемые результаты: учащиеся показывают степень сформированности ряда интеллектуальных умений и уровень усвоения информации.

Предметные: знать – характеристики шляпочных грибов, определения : симбиоз, микориза, споры, гифы, плодовое тело. Уметь – отличать ядовитые грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения Метапредметные : Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы, выражать свои мысли. познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение, делать обобщения и выводы. Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве. Информационно-технологические ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, коллекция грибов.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу


Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы в виде показа слайда с разными видами шляпочных грибов.

Приветствие учителя. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.


Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

Ребята на предыдущем уроке получают задание дать «грибное» название своей команды, обосновать свой выбор, выбрать капитана команды.

Учитель: на прошлом уроке мы начали изучение темы «Грибы». Сегодня продолжим разговор о шляпочных грибах и проведем урок в форме путешествия в лес, за грибами.

Ребята, активно работающие на уроке, будут получать жетоны - «знайки». В конце урока, по количеству заработанных «знаек» получат оценки.

Итак, путешествие начинается.

Станция 1. Все вы поделились на три команды «грибников». Прошу дать название своей команды и объяснить, почему вы выбрали именно это название.

Станция 2. «Что возьмем с собой в дорогу?»

Любой путешественник, отправляясь в дорогу, берет с собой самое необходимое. Мы тоже путешественники, и первое, что мы должны взять с собой – это знания о грибах.

(Из «Грибной корзины « достаю термины, которые команды должны расшифровать).

1 команда: микология, спора, сапротрофное питание, гифы,

2 команда: грибница, симбиоз, трубчатые грибы, паразитическое питание.

3 команда: пластинчатые грибы


Дают название своей команды, обосновывая свой выбор, отвечают на вопросы учителя

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.










Слушают вопросы учителя, отвечают на них, отбирают главное.

Уметь работать с дополнительной информацией.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.















Развивают умения интегрироваться в рабочую группу и строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками, показывают свои знания, отвечая на вопросы учителя.

этап построения проекта выхода из затруднения;


Включение учащихся в целенаправленную деятельность, развитие познавательных интересов, повышение заинтересованности к предмету.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Учитель: ваши знания мы берем с собой в дорогу, но путь неблизкий и по дороге мы повторим правила сбора грибов.

Станция 3. «Грибные правила».

(каждая команда называет по 2 правила.

1.Пластинчатые грибы рекомендуется срезать.

2. Трубчатые грибы лучше выкручивать.

3. Нельзя разрывать лесную подстилку, чтобы не повредить грибницу.

4. Собирать нужно только хорошо знакомые вам грибы.

5. Ни в коем случае нельзя брать грибы, растущие у дорог, вблизи автостоянок, аэродромов.

6. Не следует сбивать те грибы, которые лично вам не нужны, они могут быть полезны животным.

7. Не следует сбивать и старые съедобные грибы, они - источник спор для нового поколения грибов.)

Учитель: вот мы и пришли в лес. Год на грибы урожайный, посмотрим, много ли вы знаете шляпочных грибов.


Станция 4. «Что ни шаг, то гриб».

Ребятам дается 3 минуты, чтобы они написали как можно больше названий шляпочных грибов. Затем представитель команды на каждый свой шаг называет шляпочный гриб.

Учитель: названия грибов вы знаете, а вот сможете ли угадать название гриба по его описанию?

Станция 5. «Угадай, кто я?»

( Задание рассчитано на то, чья команда быстрее даст правильный ответ).

  1. Срежешь гриб и вскоре увидишь, ножка его на срезе потемнела. Но у этого гриба ножка не темнеет никогда, даже когда ее высушишь. Может поэтому гриб и получил свое название. Какой это гриб?

( белый гриб).

  1. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, словно смазанные маслом.

(маслята).

  1. Красивый гриб, яркий, но есть его нельзя! Но и уничтожать не нужно – он лесу нужен. Для одних животных этот гриб – лекарство, для других – яд.

(мухомор).

  1. У этих грибов шляпки разного цвета: синие, красные, желтые, фиолетовые. А вот название у них одно.

(сыроежки).

  1. Эти грибы можно узнать по яркой окраске и еще потому, что на срезанной ножке выступает оранжевый сок.

(лисички, рыжики).

  1. Живут эти грибы на деревьях и на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно срезать целую корзину.

(опята).

Станция 5. «Художники».

Командам выдается лист ватмана, на котором они должны зарисовать схему строения шляпочного гриба, отметив все его части.

Станция 6. Конкурс капитанов.

А). Учитель задает капитанам команд по одному вопросу.

  1. Почему многие грибы растут под деревьями?

  2. Зимой в магазинах мы можем купить свежие шампиньоны и вешенки. Почему зимой не продаются, например, белые грибы или подберезовики?

Б). Учитель проводит конкурс «Отгадай загадку».

  1. Стоит Лукашка,

Белая рубашка,

А шляпа надета

Шоколадного цвета.

(белый гриб)

  1. Под осиной мужичок,

На нём красный колпачок.

(Подосиновик).

  1. Стоит мальчонка,

Замаслена шапчонка.

(масленок).

  1. Нет грибов дружней как эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

( опята).

5. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпах разноцветных

Издали приметных

Собирай, не мешкай

Это …

(сыроежки).

6. Всем известен с давних пор,

Гриб нарядный – …

На высокой ножке,

В юбке перелинке

А на красной шляпке –

Белые снежинки.

(мухомор)

7.Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

И нога в ботинке,

На чулке пестринки.

Кто к ней прикоснётся,

Тот не проснётся.

( бледная поганка).

Учитель: мы с вами попутешествовали по грибному лесу, устали, давайте сделаем привал, и посмотрим, какие грибы вы набрали.

Станция 7. «Привал».

Разделите все грибы из «Грибной корзины» на три группы, скажите, какие их них трубчатые, какие пластинчатые.

Масленок, бледная поганка, грибы зонтики, белый, сыроежка, сморчки, мухомор, подберезовик, ложный опенок, рогатики, дождевики, навозники, грузди.

( Съедобные: масленок, белый, сыроежка, подберезовик, грузди.

Ядовитые: мухомор, бледная поганка, ложный опенок.

Условно съедобные: рогатики, навозники, дождевики, грибы зонтики).

Станция 8. «Помоги себе сам».

Показ слайдов со съедобными и ядовитыми грибами. Командам нужно сказать, где съедобные, а где ядовитые грибы, и как их отличить друг от друга.

( белый гриб – сатанинский, лисички съедобные – лисички ложные, шампиньон - бледная поганка.)

Учитель: а теперь в тексте о мерах первой помощи при отравлении ядовитыми грибами найдите и исправьте биологические ошибки:

  1. 1.При отравлении ядовитыми грибами необходимо сделать промывание желудка, для этого нужно выпить несколько стаканов молока. 2. Ни в коем случае не вызывать рвоту. 3. Промывание нужно делать несколько раз, до тех пор, пока из желудка не начнет выделяться содержимое без примесей пищи. 4. Если состояние не улучшается, вызвать скорую помощь.












Учатся обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений. Представляют конкретное содержание и сообщают его в устной форме.















Строят свои действия в соответствии с поставленной целью.

Представляют конкретное содержание и сообщают его в устной форме. Сравнивают и анализируют информацию.























Применяют полученные знания.

Отвечают на проблемные вопросы.











Рисуют схему строения гриба, отмечают части гриба.



Внимательно слушают, анализируют услышанную информацию, находят причинно следственные связи.














































.
















Выполняют предложенные задания










Умение работать с информацией, умение выделять главное. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в команде.

Воспитание экологической культуры.














Синтезируют имеющиеся знания и применяют их, Развивают умения интегрироваться в рабочую группу и строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками, обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений..

































Синтезируют имеющиеся знания и применяют их.




Проводят анализ информации, делают множественный выбор.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать чувство ответственности и толерантности.









































Анализ информации, выделение существенных, главных признаков и свойств. Извлекают необходимую информацию из текста.










Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.


Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности


Этап рефлексии.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Учитель: вот мы и набрали полные лукошки грибов.

А теперь попробуем ответить на вопросы:

  1. На какие три группы ученые разделили шляпочные грибы?

(съедобные, ядовитые, условно съедобные).

  1. Как размножаются грибы?

(спорами и грибницей).

  1. В чем значение шляпочных грибов в природе и в жизни человека?



Извлекают необходимую информацию из прослушанного материала Используют адекватные смысловые средства для отображения своих мыслей. Выделяют и осознают то, что уже освоено и что еще предстоит усвоению.


Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение).

Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся


Для повышения заинтересованности в изучении предмета дается опережающее задание читается рассказ «Как гриб съел дом».

Как гриб съел дом.


На краю леса, в который мы ходим за грибами, стоит заброшенная сторожка, покривившаяся, обросшая мхом, настоящая избушка бабы яги. Под окнами выросла в человеческий рост крапива, жгучая, злая от старости. Между столбами крыльца растянул свои тенета паук – крестовик.

Мы с братом придумали игру: изводить паука, разрывая ему паутину. Уже три раза упрямый крестовик заново сплетал свою охотничью сеть, и нам интересно, надолго ли хватит у паука терпения.

Но сегодня, проходя мимо сторожки, мы видим, что на этот раз паук пострадал не по нашей вине. Вокруг столбика обвились и поблескивают на солнце, точно золотой елочный дождь обрывки паутины. Кто- то вмешался в нашу игру, взошел на крыльцо и разорвал паутину. С двери сторожки снят ржавый замок, и сама дверь неплотно прикрыта.

- Спрячься в кустах, - говорит брат,- а я пойду на разведку.

- И я тоже пойду.

- Только тебя там не видели! Мы не можем рисковать оба. Ты посидишь в засаде.

Я забираюсь в малинник и начинаю от скуки ощипывать душистые ягоды. По моим ногам бегают муравьи. Они, видно, привыкли считать малинник своей собственностью, и злобно кусают меня. Переминаясь с ноги на ногу, я нетерпеливо гляжу на заветную дверь.

Наконец она открывается. Из строжки выходят двое мужчин. Одного я знаю: это старый лесник Назарыч. Другой – незнакомый мне – молодой, с черными бровями и усами.

Потом на крыльце появляется брат. Он выжидает, пока мужчины скрываются за деревьями, и машет мне рукой: выходи!

- Кто это такой, с усами? – спрашиваю я

- Это из области, специалист.

- А что он тут делал?

- Он… - Брат с важностью смотрит на меня. – Мы… мы смотрели, как гриб съел дом.

- Как это «съел»?

- А вот посмотри.

Ты бы слышала, как приезжий отчитывал Назарыча: «Тебе народное добро доверили, как же ты допустил, чтоб у тебя под носом гриб съел дом!»

- Ну, а Назарыч что?

- Назарыч говорит: «Мы неученые…»

- А приезжий что?

- А приезжий говорит: «Небось у тебя в хате поддувальце есть? Ты свой дом проветриваешь. А строжку что же не проветривал? Не доглядел, что крыша течет. От сырости в сторожке и развелся гриб».

- Без зубов, а съел, понятно?

- Понятно – с дрожью в голосе говорю я, - да я с тобой и разговаривать не хочу.

- Почему?

- А ты не знаешь? Сам стоял, слушал, а меня не позвал! Я жду, жду, а он про меня забыл. Но я тебе этого не забуду, и, всхлипывая от обиды, я выбегаю из сторожки, которую съел гриб.

(Н.Надеждина. Полное лукошко. Стр.387-391.

Издательство «Детская литература», 1957г.).











Слушают, анализируют, отбирают информацию.


Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности, слушать, выделять главное.


Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся:

Учитель: ребята, подумаете дома над вопросом: как мог гриб «съесть» дом? Что это за гриб такой?




Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока на тему "Многообразие шляпочных грибов"

Автор: Силькунова Любовь Николаевна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока биологии в системе проектно-дифференцированного обучения. "
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-sistiemie-proiektno-diffierientsirovannogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244372"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445930271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства