I. Организационный | Создает положительную эмоциональную и целевую установки у обучающихся; Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Подготовка учебных принадлежностей | Самоконтроль. |
II. Актуализация знаний | Фронтальный опрос по ранее изученному материалу: демонстрирует слайды презентации «Фотосинтез» и дает задание: объяснить опыты ученых, изучавших процесс воздушного питания растений. | Рассматривают схемы опытов. Отвечают на вопросы – объясняют цели и результаты эксперимента ученых, делают вывод. Дополняют ответы товарищей. | формирование умения слушать и слышать; формирование умения оформлять внутреннюю речь во внешнюю; освоение интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы). |
Мы с вами на прошлом уроке говорили о важнейшем процессе на Земле - фотосинтезе. Давайте еще раз повторим схему процесса. Дает задание написать схему на доске. | Запись на доске формулы: Углекислый газ + вода + энергия солнца = органические вещества ( сахар и крахмал) + кислород | Умение составлять схемы, объяснять процесс по схеме. |
III. Актуализация новых знаний | Задает проблемный вопрос: «Выживет ли человечество без растений?» | Высказывают свои предположения о роли растений в жизни человека. | формирование умения слушать и слышать; формирование умения оформлять внутреннюю речь во внешнюю; формирование бережного отношения к природе. |
IV. Постановка познавательной задачи | Цитирует высказывание: «Говорят, что жизнь – это лучи Солнца, усвоенные зелёным листом растения. Вся жизнь на Земле связана с зелёным листом». Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? | Высказывают предположения, формулируют цель урока. | целеполагание. |
V. Усвоение новых знаний | Выдающийся русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев изучал этот процесс и назвал роль зеленый растений на Земле – космической. Во время урока мы выясним - почему роль растений названа – космической? Дает задание: найти в п. 14 учебника ответ на этот вопрос. | Работают с учебником, дают ответы на вопрос: 1. Растения образуют органические вещества для питания других организмов. 2.Энергия солнца накапливается в растениях и передается другим организмам. 3. Поглощая углекислый газ выделяемый животными и, образуемый при гниении и горении растения поддерживают его постоянный состав в атмосфере. 4. Растения образуют кислород для дыхания и озоновый слой, защищающий живые организмы. 5. При разложении растений и животных образуется почва, богатая минеральными веществами, которые могут опять использовать растения. | умение работать с учебником, находить информацию, анализировать, выделять главное. |
В чем же заключается космическая роль растений? Сделайте вывод. | Учащиеся делают вывод: Зеленые растения благодаря хлорофиллу осуществляют важную роль – космическую – роль жизни на нашей планете. | Умение обобщать и делать выводы. |
Задает проблемный вопрос: Какое вмешательство человека в природу нарушает процесс фотосинтеза? | Размышляют, высказывают предположения: - о загрязнении атмосферы углекислым газом и другими вредными газами, парниковый эффект; - озоновые «дыры» и уменьшение кислорода в атмосфере; - вырубка лесов и пожары - уменьшают равновесие газов в атмосфере; - изменение состава почв, особенно в городах, вред уборки листьев осенью | формирование умения слушать и слышать, понимать речь других; формирование умения оформлять внутреннюю речь во внешнюю; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; формирование бережного отношения к природе. |
VI. Физкультминутка | Сменяет деятельность учащихся, обеспечивая эмоциональную разгрузку. Показ упражнений. | Повтор упражнений. | Умение сменять виды деятельности на уроке. |
VII. Закрепление знаний и способов действий. | Делит класс на временные группы по 4 человека, дает дидактические карточки с вопросами для обсуждения (карточки одинаковые для всех групп, но каждая группа готовит ответ только на 1 вопрос) – приложение 1 | Работа в группах по дидактическим карточкам, обсуждение вопроса, выдвижение гипотез. | умение вести диалог, управлять поведением партнера, умение сотрудничать, работая в группах. |
Предлагает старшему в каждой группе высказать мнение группы. | Выступление учащихся. Дополнение ответов учениками другой группы (при необходимости). | отработка навыков взаимоконтроля. |
VIII. Рефлексия | Просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом. | Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом. | самоанализ, взаимоанализ; умение вести диалог. |
IX. Подведение итогов | Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты. | Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке. | самоанализ |
X. Домашнее задание | Объявляет домашнее задание Дает комментарии по выполнению домашнего задания: Прочитать параграф 14. Составить цветную красочную схему «Взаимосвязи живой и неживой природы» | Записывают задание, задают уточняющие вопросы. | |