- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;
- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1мин) | СЛАЙД №1 Деление класса на группы, проверка организации рабочих мест, приветствие. | Организация рабочих мест, приветствие. |
Формулирование проблемного вопроса урока и темы урока (5 мин) | СЛАЙД №1 Басня Крылова «Листы и корни» В прекрасный летний день Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами* шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: "Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами". - "Примолвить* можно бы спасибо тут и нам", - Им голос отвечал из-под земли смиренно. "Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?" – Листы, по дереву шумя, залепетали. "Мы те, Им снизу отвечали, - Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы - Корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас, Что с новою весной лист новый народится: А если корень иссушится, Не станет дерева, ни вас". А какое отношение басня Крылова иметь к уроку биологии? Учитель, при необходимости, с помощью уточняющих вопросов, подводит учащихся к мысли о споре между листьями и корнями о главенствующей роли в жизни дерева. Ребята мы с Вами уже изучили какой вид питания? СЛАЙД №2 А какой тип питания мы еще не рассматривали, хотя и говорили о нем в 5 классе. СЛАЙД №3 Тема нашего урока. Воздушное питание растений- фотосинтез. Ребята, так что же важней? Давайте решим эту проблему. | Учащиеся читают басню И.А. Крылова Высказывают свои предположения. Минеральное (почвенное или корневое) Воздушное (фотосинтез) Запись в тетрадь Проблемный вопрос урока |
Актуализация знаний (мозговой штурм) 3 мин | Прежде чем приступить к решению нашей проблемы. Давайте вспомним пройденный материал. СЛАЙД №4 Итак, давайте вспомним о минеральном (почвенном) питание растений. Как осуществляется минеральное питание? Почему почвенное питание называют корневым? А что такое корневые волоски? Что с их помощью корень поглощает из почвы? Механизм работы корневых волосков. Куда дальше перемещается вода с растворенными солями? Внутреннее строение стебля. Как происходит восходящий ток воды с растворенными веществами от корней к листьям? СЛАЙД №5 Подведём итог, для нормального роста и развития растениям необходима вода, минеральные вещества и ? ? | Ответы учащихся: 1.С помощью корневых волосков корня растение извлекает из почвы необходимые ему минеральные вещества. 2.Потому что в этом процессе особо важную роль играют корневые волоски. 3. Это длинные выросты клеток наружного покрова корня. 4. Воду и минеральные соли. 5.Работают подобно маленьким насосам, приклеиваются к частичкам почвы и выделяют слизь, которая растворяет мин. соли и отсасывают воду растворенные соли из почвы. 6.Из зоны всасывания, в зону проведения и продвигается к стеблю. 7.Корка, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина. 8.По сосудам древесины. - Выяснить, как происходит превращение минеральных веществ в органические. |
Постановка учебных задач. (3 мин) | Скажите, может быть, Вы уже знаете, как происходит это превращение? Или как называется процесс превращения? Верно, с этим понятием мы знакомились с вами уже в прошлом году в 5 классе. Но пока мы знаем, как НАЗЫВАЕТСЯ, но не знаем, как ПРОИСХОДИТ. СЛАЙД №6 Какие поставим цели перед собой: | Ставим цели урока: расширять знания о питании растений, узнать об истории открытия фотосинтеза, подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека |
«Открытие» нового знания учащимися ин | В течение тысячелетий люди считали, что питается растения исключительно благодаря корням, поглощая с их помощью все необходимые вещества из почвы. СЛАЙД №7 Проверить эту точку зрения взялся в начале XVI века голландский натуралист Ян ван Гельмонт. Он поставил простоя опыт, который при наличии хорошего терпения может повторить любой из Вас. Гельмонт взвесил землю в горшке и посадил туда побег ивы. В течение 5 лет он поливал деревце, а затем высушил землю и взвесил ее и растение. Ива весила 75 килограмм, а вес почвы уменьшился всего на 50 грамм. Вывод ученого был непреложен: он решил, что все питательные вещества растение получает из воды. Так же ученые решали еще одну загадку: для чего нужны листья растению. И в тот же время недоумевали, откуда берут питания растения для такой массы листьев и таких громадных стволов деревьев? Открытия шли медленно и с большими трудностями. Считается, что функцию зеленого листа обнаружил ученый Д. Пристли в конце 18 века. СЛАЙД № 8-12 Позже английский химик Джозеф Пристли проводил опыты. Он в своих опытах выяснил, что если под стеклянный колпак посадить мышь, то через некоторое время она погибает от удушья. Ученый решил, что с растением должна произойти аналогичная ситуация. И поместив его под колпак, стал наблюдать. Но растение чувствовало себя прекрасно, как и мышка, которую к нему подсаживали. И тогда, Пристли сделал вывод о том, что растение получает питание из воздуха, очищая его. СЛАЙД № 13 Итак, каковы были точки зрения на то, откуда растения получают питательные вещества для своей жизнедеятельности? СЛАЙД № 14 Климент Аркадьевич Тимирязев. Выдающийся русский ученый. Ботаник и физиолог растений. Сказал такие слова. «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь» Мы провели с ребятами мини проект, повторили опыт немецкого ученого Ю. Сакса. А теперь я предлагаю Вам самим, работая в группах с текстом учебника стр. 78-79., ответить на такие вопросы: Что такое фотосинтез? Где в растениях образуются органические вещества? Для фотосинтеза необходим хлорофилл, где он находится? Какие условия необходимы для образования крахмала в листьях? Как же из листьев органические вещества попадают в другие органы растений? Какой газ в процессе фотосинтеза поглощается зелёными растениями? Какой газ растения выделяют в процессе фотосинтеза? | Сообщение (Ходилин Семен) Все питательные вещества из ВОДЫ Сообщение Питательные вещества из ВОЗДУХА Почва, вода, воздух. Высказывают свои предположения. Рассказывают результаты опыта (Данько Е., Лазовская Л.) Учебник, стр. 78-79 Работа в группах |
Первичное закрепление 5мин | Время вышло, пожалуйста, давайте теперь проговорим, как же протекает процесс фотосинтеза в растениях. Давайте из вышесказанного сделаем выводы: какое значение имеет процесс фотосинтеза для жизни на земле? | |
| | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7’ | Обобщение предположений по информации слайда. Итак, вы теперь знаете, как происходит процесс фотосинтеза? У вас на столах для самостоятельной работы приготовлен тест вверху есть строчка «Моя оценка за знания о фотосинтезе». Подумайте, и поставьте себе туда оценку, за свои знания по теме фотосинтез. Моя оценка за знания о фотосинтезе - Верные суждения отметь знаком + Неверные суждения отметь знаком - Свет-необходимое условие для осуществления фотосинтеза. В процессе фотосинтеза выделяется углекислый газ. Для образования органических веществ нужна вода и кислород. Фотосинтез - это способ воздушного питания растений. В процессе фотосинтеза поглощается углекислый газ, а выделяется кислород. Оценка моего товарища за мои знания о фотосинтезе _____ Итоговая оценка учителя ______ А теперь давайте проверим, соответствует ли Ваша оценка действительности. За пять минут выполните задания в бланке индивидуальной работы. СЛАЙД №28 Организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок. | 1+ 2- 3- 4+ 5+ |
Включение нового знания в систему знаний и повторение 3’ | СЛАЙД №18 Итак, мы теперь можем ответить на этот вопрос? Нам достаточно знаний. Ведь решили задачи, стоявшие перед нами в начале урока: выяснили как именно происходит питание растений. Обсудите в группе в течение 1 минуты вашу точку зрения на то, какая версия является более верной. В итоге, учащиеся, с помощью учителя, должны придти к выводу, растения выполняют важную космическую роль: поддерживают постоянство состава атмосферы Земли и переводят космическую энергию солнца в доступное для других живых организмов состояние. | Учебник стр. 80 |
Рефлексия деятельности. Итог урока. 3’ | СЛАЙД №17 Организуется индивидуальная рефлексия. Желающим предлагается озвучить свои записи. | СИНКВЕЙН |
Домашнее задание 1’ | Запишите в дневниках домашнее задание: СЛАЙД №18 Обязательное § 14 Дополнительное: в «Путешествии Гулливера» Дж. Свифта рассказывается о Великой Академии в Лагадо, один из ученых которой искал способ извлекать из огурцов заключенные в них солнечные лучи. Оцени правдоподобность этого проекта. Какое практическое значение он может иметь? (задание выдается на заранее подготовленных листочках) Составляем дерево успеха. Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой; Желтый листок – допустил неточность; Красный листок – надо постараться и успех будет! Спасибо за работу на уроке! . | Записывают домашнее задание |