kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии по теме" Воздушное питание растений - фотосинтез"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урока по биологии в 6 классе.

Автор: учитель биологии Паринова Елена Владимировна.

Тема урока: Воздушное питание растений – фотосинтез.

Цель урока: создать условия для открытия учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе воздушного питания растений, Раскрыть космическую роль зеленых растений в жизни нашей планеты.

Задачи урока: создать условия для развития:

  1. предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением листа и его функциями, понимания сущности процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле
  2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
  3. ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;

- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;

- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

Тип урока: комбинированный урок

Ведущая педагогическая идея: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.

Методы обучения: частично-поисковый, с элементами лабораторной работы; проблемного обучения; организация работы в микро группе; самостоятельная работа с источниками информации и анализ новой информации; метод информационных технологий – презентация; уровневая дифференциация- разноуровневое домашнее задание.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах.

УМК: Авторская линия И.Н. Пономаревой. Биология: 6 класс: учебник/ И.Н. Пономаревой, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана –Граф, 2013. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по теме" Воздушное питание растений - фотосинтез" »

Открытый урока по биологии в 6 классе.


Автор: учитель биологии Паринова Елена Владимировна


Тема урока: Воздушное питание растений – фотосинтез.

Цель урока: создать условия для открытия учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе воздушного питания растений, Раскрыть космическую роль зеленых растений в жизни нашей планеты.

Задачи урока: создать условия для развития:

  1. предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением листа и его функциями, понимания сущности процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле

  2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

  3. ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;

- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;

- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.


Тип урока: комбинированный урок


Ведущая педагогическая идея: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.

Методы обучения: частично-поисковый, с элементами лабораторной работы; проблемного обучения; организация работы в микро группе; самостоятельная работа с источниками информации и анализ новой информации; метод информационных технологий – презентация; уровневая дифференциация- разноуровневое домашнее задание.


Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах.

УМК: Авторская линия И.Н. Пономаревой. Биология: 6 класс: учебник/ И.Н. Пономаревой, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана –Граф, 2013.




Ход урока:


Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1мин)

СЛАЙД №1

Деление класса на группы, проверка организации рабочих мест, приветствие.

Организация рабочих мест, приветствие.

Формулирование проблемного вопроса урока и темы урока

(5 мин)

СЛАЙД №1

Басня Крылова «Листы и корни»

В прекрасный летний день
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами* шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:


"Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами". -
"Примолвить* можно бы спасибо тут и нам", -


Им голос отвечал из-под земли смиренно.
"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?" –


Листы, по дереву шумя, залепетали.
"Мы те,


Им снизу отвечали, -
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы - Корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас,
Что с новою весной лист новый народится:
А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас".

А какое отношение басня Крылова иметь к уроку биологии?


Учитель, при необходимости, с помощью уточняющих вопросов, подводит учащихся к мысли о споре между листьями и корнями о главенствующей роли в жизни дерева.

Ребята мы с Вами уже изучили какой вид питания?

СЛАЙД №2

А какой тип питания мы еще не рассматривали, хотя и говорили о нем в 5 классе.

СЛАЙД №3

Тема нашего урока.

Воздушное питание растений- фотосинтез.

Ребята, так что же важней? Давайте решим эту проблему.




Учащиеся читают басню

И.А. Крылова





































Высказывают свои предположения.






Минеральное (почвенное или корневое)


Воздушное (фотосинтез)


Запись в тетрадь


Проблемный вопрос урока



Актуализация знаний (мозговой штурм) 3 мин





























Прежде чем приступить к решению нашей проблемы. Давайте вспомним пройденный материал.

СЛАЙД №4

Итак, давайте вспомним о минеральном (почвенном) питание растений.


  1. Как осуществляется минеральное питание?

  2. Почему почвенное питание называют корневым?

  3. А что такое корневые волоски?

  4. Что с их помощью корень поглощает из почвы?

  5. Механизм работы корневых волосков.

  6. Куда дальше перемещается вода с растворенными солями?

  7. Внутреннее строение стебля.

  8. Как происходит восходящий ток воды с растворенными

веществами от корней к листьям?

СЛАЙД №5

Подведём итог, для нормального роста и развития растениям необходима вода, минеральные вещества и ? ?



  • Растения из почвы получают воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Ответы учащихся:

1.С помощью корневых волосков корня растение извлекает из почвы необходимые ему минеральные вещества.

2.Потому что в этом процессе особо важную роль играют корневые волоски.

3. Это длинные выросты клеток наружного покрова корня.

4. Воду и минеральные соли.

5.Работают подобно маленьким насосам, приклеиваются к частичкам почвы и выделяют слизь, которая растворяет мин. соли и отсасывают воду растворенные соли из почвы.

6.Из зоны всасывания, в зону проведения и продвигается к стеблю.

7.Корка, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина.


8.По сосудам древесины.




- Выяснить, как происходит превращение минеральных веществ в органические.


Постановка учебных задач.

(3 мин)


  • Скажите, может быть, Вы уже знаете, как происходит это превращение? Или как называется процесс превращения?

  • Верно, с этим понятием мы знакомились с вами уже в прошлом году в 5 классе. Но пока мы знаем, как НАЗЫВАЕТСЯ, но не знаем, как ПРОИСХОДИТ.

СЛАЙД №6

Какие поставим цели перед собой:


Ставим цели урока:

  1. расширять знания о питании растений,

  2. узнать об истории открытия фотосинтеза,

  3. подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека

«Открытие» нового знания учащимися

    1. ин

В течение тысячелетий люди считали, что питается растения исключительно благодаря корням, поглощая с их помощью все необходимые вещества из почвы.

СЛАЙД №7

Проверить эту точку зрения взялся в начале XVI века голландский натуралист Ян ван Гельмонт. Он поставил простоя опыт, который при наличии хорошего терпения может повторить любой из Вас. Гельмонт взвесил землю в горшке и посадил туда побег ивы. В течение 5 лет он поливал деревце, а затем высушил землю и взвесил ее и растение. Ива весила 75 килограмм, а вес почвы уменьшился всего на 50 грамм. Вывод ученого был непреложен: он решил, что все питательные вещества растение получает из воды.


Так же ученые решали еще одну загадку: для чего нужны листья растению. И в тот же время недоумевали, откуда берут питания растения для такой массы листьев и таких громадных стволов деревьев?

Открытия шли медленно и с большими трудностями. Считается, что функцию зеленого листа обнаружил ученый Д. Пристли в конце 18 века.

СЛАЙД № 8-12

Позже английский химик Джозеф Пристли проводил опыты. Он в своих опытах выяснил, что если под стеклянный колпак посадить мышь, то через некоторое время она погибает от удушья. Ученый решил, что с растением должна произойти аналогичная ситуация. И поместив его под колпак, стал наблюдать. Но растение чувствовало себя прекрасно, как и мышка, которую к нему подсаживали.


И тогда, Пристли сделал вывод о том, что растение получает питание из воздуха, очищая его.


СЛАЙД № 13

Итак, каковы были точки зрения на то, откуда растения получают питательные вещества для своей жизнедеятельности?

СЛАЙД № 14

Климент Аркадьевич Тимирязев. Выдающийся русский ученый. Ботаник и физиолог растений. Сказал такие слова.

«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь»


Мы провели с ребятами мини проект, повторили опыт немецкого ученого Ю. Сакса.

А теперь я предлагаю Вам самим, работая в группах с текстом учебника стр. 78-79., ответить на такие вопросы:

  1. Что такое фотосинтез?

  2. Где в растениях образуются органические вещества?

  3. Для фотосинтеза необходим хлорофилл, где он находится?

  4. Какие условия необходимы для образования крахмала в листьях?

  5. Как же из листьев органические вещества попадают в другие органы растений?

  6. Какой газ в процессе фотосинтеза поглощается зелёными растениями?

  7. Какой газ растения выделяют в процессе фотосинтеза?





Сообщение (Ходилин Семен)






Все питательные вещества из ВОДЫ













Сообщение


Питательные вещества из ВОЗДУХА









Почва, вода, воздух.








Высказывают свои предположения.




Рассказывают результаты опыта (Данько Е., Лазовская Л.)

Учебник, стр. 78-79

Работа в группах






  • Высказывают свои предположения.


Первичное закрепление 5мин

Время вышло, пожалуйста, давайте теперь проговорим, как же протекает процесс фотосинтеза в растениях.


Давайте из вышесказанного сделаем выводы: какое значение имеет процесс фотосинтеза для жизни на земле?


  • Представители групп защищают свои работы









Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7’

Обобщение предположений по информации слайда.

  • Итак, вы теперь знаете, как происходит процесс фотосинтеза?

  • У вас на столах для самостоятельной работы приготовлен тест вверху есть строчка

  • «Моя оценка за знания о фотосинтезе».

  • Подумайте, и поставьте себе туда оценку, за свои знания по теме фотосинтез.


Моя оценка за знания о фотосинтезе -


Верные суждения отметь знаком +

Неверные суждения отметь знаком -


  1. Свет-необходимое условие для осуществления фотосинтеза.

  2. В процессе фотосинтеза выделяется углекислый газ.

  3. Для образования органических веществ нужна вода и кислород.

  4. Фотосинтез - это способ воздушного питания растений.

  5. В процессе фотосинтеза поглощается углекислый газ, а выделяется кислород.



Оценка моего товарища за мои знания о фотосинтезе _____


Итоговая оценка учителя ______


А теперь давайте проверим, соответствует ли Ваша оценка действительности. За пять минут выполните задания в бланке индивидуальной работы.

СЛАЙД №28

Организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок.

  • Скорее всего, весь класс скажет, что знает.

  • Оценивают себя



  • Выполняют индивидуальные задания.

  • Проверяют работы друг друга выставляют оценки за тест




1+

2-

3-

4+

5+

Включение нового знания в систему знаний и повторение

3’

    • Ребята, а напомните мне, с чего начался наш урок?

СЛАЙД №18

    • Итак, мы теперь можем ответить на этот вопрос? Нам достаточно знаний. Ведь решили задачи, стоявшие перед нами в начале урока: выяснили как именно происходит питание растений.

    • Обсудите в группе в течение 1 минуты вашу точку зрения на то, какая версия является более верной.

В итоге, учащиеся, с помощью учителя, должны придти к выводу, растения выполняют важную космическую роль: поддерживают постоянство состава атмосферы Земли и переводят космическую энергию солнца в доступное для других живых организмов состояние.


  • Обсуждают в группах, выбирают верную точку зрения.







Учебник стр. 80

Рефлексия деятельности. Итог урока.

3’

СЛАЙД №17

Организуется индивидуальная рефлексия.

Желающим предлагается озвучить свои записи.



СИНКВЕЙН

Домашнее задание

1’

Запишите в дневниках домашнее задание:

СЛАЙД №18

Обязательное § 14

Дополнительное: в «Путешествии Гулливера» Дж. Свифта рассказывается о Великой Академии в Лагадо, один из ученых которой искал способ извлекать из огурцов заключенные в них солнечные лучи. Оцени правдоподобность этого проекта. Какое практическое значение он может иметь? (задание выдается на заранее подготовленных листочках)

Составляем дерево успеха.

Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

Желтый листок – допустил неточность;

Красный листок – надо постараться и успех будет!


Спасибо за работу на уроке! .       


Записывают домашнее задание






10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока биологии по теме" Воздушное питание растений - фотосинтез"

Автор: Паринова Елена Владимировна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193158


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства