Комбинированный урок, предполагающий использование проблемно-поискового метода обучения; практические работы с цифровой лабораторией по биологии, с раздаточным материалом, используя содержание учебника; химический опыт; индуктивного метода - наблюдение с последующим анализом и формулировкой выводов.
Обучающиеся научатся:
Характеризовать лишайники и объяснять их значимость.
Применять методы биологических наук при наблюдении за демонстративным материалом.
Анализировать несложные химические эксперименты, и объяснять их результаты.
Использовать составляющие исследовательской деятельности для определения видового названия биологического объекта.
Применять метод моделирования для формирования представления о строении изучаемой группы организмов.
Получат возможность научится:
Использовать на практике приемы определения признаков лишайников.
Использовать на практике знания о значении лишайников.
Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о строении и жизнедеятельности лишайника как комплексного организма.
Использовать оборудования цифровых лабораторий по биологии для реализации индивидуальных проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
https://www.youtube.com/watch?v=h5zvj43meOo - Видеоурок на тему «Лишайники» 5 класс.
Учебная лаборатория по биологии образовательного центра «ТОЧКА РОСТА».
Для практического выполнения заданий:
Для определения темы урока и последующего деления на группы: биологические объекты (все объекты готовятся по числу предполагаемых групп): растения или их фрагменты (шишка, коробочка мака, спил дерева); животные (скелет черепахи, скорпион, коралл); грибы (опята и трутовик (сушеные), макет подосиновика); лишайники на сухих ветках деревьев (ксантория и гипогимния).
Для демонстрации поверхности лишайников: цифровая видеокамера цифровой лаборатории по биологии и программа для демонстрации Releon Camera, ноутбук, проектор; лишайники (гербарный материал): кустистые, накипные, листоватые.
Для моделирования: пластилин зеленый, нитки черные, белая бумага.
Для химического опыта: штатив для пробирок, 3 пробирки, универсальная индикаторная бумага, неорганическая кислота (любая), щелочь (гидроксид натрия), вода.
Раздаточные материалы: карточки с заданием «Заполните пропуски в предложениях и определите вид лишайника», учебник биологии 5 класс;
Формы работы: парная, индивидуальная и групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковый; практические работы с цифровой лабораторией по биологии, с раздаточным материалом используя содержание учебника; химический опыт; индуктивный - наблюдение с последующим анализом и формулировкой выводов
Планируемые образовательные результаты:
Научатся:
Характеризовать лишайники и объяснять их значимость.
Применять методы биологических наук при наблюдении за демонстративным материалом.
Анализировать несложные химические эксперименты, и объяснять их результаты.
Использовать составляющие исследовательской деятельности для определения видового названия биологического объекта.
Применять метод моделирования для формирования представления о строении изучаемой группы организмов.
Получат возможность научится:
Использовать на практике приемы определения признаков лишайников.
Использовать на практике знания о значении лишайников.
Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о строении и жизнедеятельности лишайника как комплексного организма.
Использовать оборудования цифровых лабораторий по биологии для реализации индивидуальных проектов.
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
предметные
УУД
Организационный момент
приветствует
приветствуют
Определение цели и функций участников
Актуализация знаний
Задает вопросы для повторения пройденного материала и направляет на определение темы. Предлагает учащимся собраться в группы по биологическим объектам, которые лежат у каждого ученика на столе.
Отвечают на вопросы
Берут биологические материалы, собираются в группы. Выясняют причины и следствия такой группировки.
Выясняют тему урока, формулируют задачи
Актуализация знаний учащихся о царствах живых организмов, формулирование темы и постановка задач на урок
Постановка задач, умение устно выражать свое мнение
Изучение нового материала
Демонстрация фото лишайника под микроскопом, анализ его строения
Слушают, делают выводы
Анализируют строение лишайника по фото
- Характеризовать строение лишайника
- Делать выводы о совместном проживании 2х организмов в одном теле.
Умение слушать
Умение устанавливать причинно-следственные связи при анализе структуры комплексного организма
Моделирование изучаемого объекта
Организует практическую работу по конструированию из подручных материалов лишайника
Выполняют практическую работу
Из черных ниток выкладывают гифы гриба, из зеленого пластилина лепят одноклеточные водоросли, создают модель комплексного организма
- Применять метод моделирования для изготовления биологических объектов
Умение работать с материалом, несвойственным биологическим объекта
Умение слушать учителя
Умение создавать модели
Изучение нового материала
Рассказывает, демонстрирует типы лишайников по форме на живых объектах. Используя цифровую видеокамеру цифровой лаборатории «Точка роста» демонстрирует поверхность лишайников, организует обсуждение
Смотрят, отвечают на вопросы
Характеризуют групповые особенности лишайников
- Характеризовать разные типы лишайников
- Классифицировать лишайники по жизненным формам
Умение слушать учителя
Умение наблюдать и делать выводы
Формирование в группы для проведения исследовательской работы
Организует перегруппировку учащихся, для работы в группе
Берут свои биологические объекты, использованные на стадии актуализации знаний и формируются в группы. Идут за столы для групповой работы
Задания для 4х групп (предложения с пропусками, составленные по материалу в учебнике – приложение 1).
Получают задание, в котором нужно заполнить предложения, используя содержание параграфа «Лишайники» в учебнике. По окончании заполнения пропусков, из первых букв собирают родовое название лишайника
- Использовать составляющие исследовательской деятельности для определения родового названия лишайника
Умение работать с учебником
Умение самостоятельно и в группе проводить анализ текста и находить необходимые ответы
Умение слушать одноклассников
Применение ранее изученного материала и его практическое подтверждение
Направляет на анализ прочитанной информации в предыдущем уроке, демонстрирует фрагмент видеоурока для объяснения роли лишайников в природе (17.49-18.17с)
Проводит химический опыт «Индикаторы»
Слушают, делают выводы о значении лишайника
Анализируют фрагмент видеоурока с 17.49с по 18.17 с.
Подтверждают полученную из фрагмента видеоурока информацию, комментируя результаты химического опыта
Вступают в диалог с учителем о значении лишайников в природе и для человека
Досматривают фрагмент видеоурока с 18.17 с до 20.00
- Систематизировать информацию о роли лишайников в природе
- Определять вид лабораторного оборудования
Устанавливать причинно-следственные связи
Умение работать с лабораторным оборудованием
Умение устно выражать свои мысли.
Умение осуществлять совместную деятельность в системе «учитель-ученик».
Осмысление обучающимися знаний, полученных на предыдущих этапах урока. Рефлексия
Проводит фронтальный опрос
Отвечают на поставленные вопросы
Формулируют ответы
- систематизировать изученный материал
Умение осуществлять совместную деятельность в системе «учитель-ученик».
Домашнее задание
Предлагает посмотреть весь видеоурок «Лишайники» и ответить на 2 вопроса:
Что такое манная небесная?
Почему отношения гриба и водоросли рассматривают как отношения пастуха и овец?
Слушают, фиксируют
Ссылка на видеоурок и записывают вопросы в тетрадь
- Использовать дополнительную информацию
Умение анализировать и структурировать информацию.
Приложение 1.
Карточки для проведения исследовательской деятельности по учебнику
1 карточка: В 1 абзаце 15 параграфа найдите предложения (или их фрагменты) приведенные ниже. Выпишите пропущенные слова (буквы) в один СТОЛБИК ПО ПОРЯДКУ. Из ПЕРВЫХ БУКВ найденных слов, соберите название лишайника.
Лишайники – своеобразная группа организмов, обитающих на всех ……………
Но единого мнения о том, что это за организмы, не……………..
Обитающие на всех континентах, включая ………….
Их ……. и мхами и водорослями
Использовали лишайники для окрашивания ……….
Эти …………оказались симбиозом гриба и водоросли
Сущность лишайников была ………. только во второй половине 20 века
Симбиоз гриба и водоросли …….. гриба и цианобактерий
Но единого мнени..
2 карточка: Во 2 абзаце (Строение лишайников) 15 параграфа найдите предложения (или их фрагменты) приведенные ниже. Выпишите пропущенные слова (буквы) в один СТОЛБИК ПО ПОРЯДКУ. Из ПЕРВЫХ БУКВ найденных слов, соберите название лишайника.
Множество переплетенных ……….нитей
Слоевища очень разнообразны по окраске, размерам, форме …… строению
У листоватых лишайников слоевище ………, как пластинка
В зависимости от внешнего …….. слоевища лишайника делятся на три типа
Цвет слоевища может быть белый, розовый, желтый, ……, зеленый, серый и даже черный
Накипные, листоватые …. кустистые
Лишайники растут ……..
……..лишайники имеют вид корочки
Между ними одиночно …… группами расположены клетки зеленых водорослей
Прямостоячего или вис..чего
3 карточка. В 3 разделе (Жизнедеятельность лишайников) параграфа 15 найдите предложения (или их фрагменты) приведенные ниже. Выпишите пропущенные слова (буквы)в один СТОЛБИК ПО ПОРЯДКУ. Из ПЕРВЫХ БУКВ найденных слов, соберите название лишайника.
Питание лишайников происходит за счет деятельности ….. компонентов
Размножаются ……, подобно грибам
В которой …… хлорофилл
Оба симбионта обеспечивают друг другу …… условия
Водоросль (…… цианобактерии)
Лиша..ник
Поглощают из окружающей среды воду с растворенным в ней ……. веществами
Спорами или ………кусочками слоевища
А водоросль (или цианобактерии), в которой есть …….
4 карточка: В параграфе 15 (раздел: значение лишайников) найдите предложения (или их фрагменты) приведенные ниже. Выпишите пропущенные слова в один СТОЛБИК ПО ПОРЯДКУ. Из ПЕРВЫХ БУКВ найденных слов, соберите название лишайника.
Зимой – единственный ……. для северных оленей
Применяли их как …………средство
Их подмешивают в муку при выпечке хлеба, … в Японии один из видов лишайников считается деликатесом
Сегодня готовят ……. лекарственные препараты
Известны под названием ……. мох
…….виды лишайников человек использует в пищу
Некоторые виды лишайников ……. в качестве красителей