kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии по ФГОС, в 5 классе, на тему: "Лишайники".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: продолжить развивать понятие о многообразии живых организмов на примере лишайников.

Задачи:

1.     Обучающие: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; их роль в природе и в жизни человека.

2.     Развивающие: формировать познавательный интерес к данной теме; развивать умения сравнивать, анализировать, проводить простейшие лабораторные опыты.

3.     Воспитывающие: воспитывать любовь к природе и потребность в сохранении окружающего мира.

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, микроскопы, микропрепараты: «Срез лишайника», коллекция лишайников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по ФГОС, в 5 классе, на тему: "Лишайники".»

Тема: «Лишайники. Особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособленность к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека».

Цель: продолжить развивать понятие о многообразии живых организмов на примере лишайников.

Задачи:

  1. Обучающие: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; их роль в природе и в жизни человека.

  2. Развивающие: формировать познавательный интерес к данной теме; развивать умения сравнивать, анализировать, проводить простейшие лабораторные опыты.

  3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе и потребность в сохранении окружающего мира.

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, микроскопы, микропрепараты: «Срез лишайника», коллекция лишайников.

Ход урока

План урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала

  1. Лихенология – наука о лишайниках

  2. Место обитания лишайника

  3. Морфологические группы лишайников

  4. Практическая работа с коллекцией лишайников

  5. Строение лишайников:
    а) работа учащихся с микроскопом
    б) демонстрация опыта

  6. Способ питания лишайников

  7. Размножение и рост лишайника

  8. Практическое значение лишайников

IV. Закрепление материала

V. Домашнее задание

Сегодня на уроке мы продолжим развивать понятие о многообразии живых организмов.

Проверка домашнего задания. II. Проверка домашнего задания (фронтальная беседа).

К какой группе по способу питания относятся грибы? (Гетеротрофам)

Из чего состоит вегетативное тело гриба? (Из тонких гиф, из них формируются грибница и мицелий)

Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев? (Симбиоз корней деревьев и нитей грибницы.)

Как размножаются грибы? (Спорами и частью мицелия)

Какую роль играют грибы в жизни человека? (Используются в пищу, для приготовления лекарств, паразитируют на растениях и животных)

I. Организационный момент

Обучающиеся в начале урока получают инструктивные карточки с заданиями, которые они должны заполнить по ходу урока.

II. Актуализация знаний

Учитель (демонстрирует натуральный экземпляр лишайника и задаёт вопрос классу): Слайд 1“В гостях у Берендея”.

Учитель: Взгляните на толстые стволы берез и осин где-нибудь на опушке леса. Они обычно покрыты серовато-бирюзовым чешуйчатым налетом. А стволы осин чаще украшены яркими желто-оранжевыми “лепешками”. К какому царству живых организмов относится данный объект?

Ответ учащихся: Это растение.

Учитель: А к какому отделу растений его можно отнести?

(Учитель выслушивает ответы учащихся, если правильный ответ не дан, учитель сам даёт ответ).

  1. Учитель: Это лишайник. Тема нашего сегодняшнего урока «Лишайники. Особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособленность к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; их роль в природе и в жизни человека.

Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами» (слайд 2).

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

III. Изучение нового материала

Сообщение: Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Началом ее возникновения принято считать1803год. Когда шведский ученый Эрик Ахариус опубликовал свой труд: «Методы, с помощью которых каждый сможет определять лишайники». Он выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов лишайников известных в то время науке (слайд 3).

2. В современное время лишайников насчитывается свыше 20 тысяч видов. Лишайники окрашены в самые разнообразные цвета. Встретить их практически можно повсюду (слайд 4)

Эту особенность лишайников отмечал К.А.Тимирязев, он писал: « Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»

Как правило, лишайники предъявляют скромные требования к потреблению минеральных веществ, получая их, большей частью, из пыли в воздухе или с дождевой водой всей поверхностью тела. В связи с этим они могут жить на открытых незащищённых поверхностях (камни, кора деревьев, бетон и даже ржавеющий металл). Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (высоким и низким температурам (от −47 до +80 градусов по Цельсию), кислой и щелочной среде, ультрафиолетовому излучению). Лишайники- это низшие растения, т.к. не имеют стеблей, корней и листьев. Тело их называют слоевище или таллом.

3. По типу строения слоевища лишайники поделены на 3 морфологические группы:

Накипные (слайд 5)

Листоватые (слайд 6)

Кустистые (слайд 7)

Характерной их особенностью является похожесть на корочку («накипь»). Нижняя их поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений, на долю их приходится 80% от всех известных лишайников. Представители: являются: графис, умбиликария цилиндрическая, бацидия, калоплака, леканора, порпидия.

Их форма в виде чешуек, пластинок, чем-то напоминает листья, отсюда их название. Они прикреплены к субстрату особыми образованиями, которые носят название ризины. Представители: пармелия, ксантория, лобария, колемма, омфалина.

Представляют собой кустики, образованные тонкими ветвящимися нитями или стволиками. Они прикреплены к субстрату лишь своим основанием. Представители: кладония, ягель или «олений мох», вислянка или «бородатый мох», алектория, цетрария исландская или «исландский мох» , уснея.

4. Выполнение практического задания учащимися.

Используя, коллекции лишайников в течение 3 минут обучающиеся проводят распределение лишайников по типу слоевища. Сейчас распределите лишайники по типу слоевища.

5. Учитель: Приблизительно 75% лишайников имеют очень маленькие размеры, поэтому изучение строения лишайников без применения увеличительного оборудования затруднено. У нас с вами есть возможность рассмотреть строение лишайника с помощью микроскопа и готового микропрепарата «Срез лишайника».

(Учащиеся рассматривают срез лишайника под микроскопом)

Учитель: Что вы увидели под микроскопом?

(Учащиеся дают ответ, что они видят тонкие нити.)

Учитель: Часть, какого известного организма они вам напоминают?

(Ответ учащихся – нити грибов.)

Учитель: Вы правы это действительно нити грибов. Сообщение.

Впервые строение лишайников было открыто в 1867 году русскими ботаниками Андреем Сергеевичем Фаминцыным и Осипом Васильевичем Баранецким. Чтобы выяснить строение лишайника они провели опыт. Такой же опыт мы повторили. Предоставим слово.

Учащиеся, проводившие опыт: Я 1. увлажненное слоевище лишайника (к примеру, Рода Пармелия) поместил в стакан.

Через 10 дней наблюдал разрастание бесцветных нитей – гиф гриба.

  1. Увлажненное и измельченное слоевище другого лишайника я поместил во второй стакан, где через 10 дней можно видеть зеленоватый налет на стенках стакана. Это увеличилось число клеток одноклеточных водорослей.

Учитель: Как вы думаете, что же в банке сгнило, а что осталось и стало хорошо заметно?

(Учитель прослушивает предположения).

Учитель: Русские ботаники - А.С. Фаминцын и О.В. Баранецкий - обнаружили, что зеленый налёт это ни что иное как одноклеточная водоросль.

Дальнейшее изучение строения лишайников показало, что лишайники в основном имеют

2 типа анатомического строения:

  1. Гомеомерное (от греч. hómoios - подобный, одинаковый и мерос) (слайд 8) - слоевище этих лишайников представляет собой рыхлое сплетение гиф гриба, среди которых более или менее равномерно располагаются клетки водорослей. Этот тип строения считается более простым и присущ в основном накипным лишайникам.

  2. Гетеромерное. Мы видим переплетение гиф гриба и клеток водорослей. Но обратите внимание, самый верхний слой образован плотно переплетенными нитями гриба и называется корой. Как вы думаете, какова его функция?

  3. Учащиеся: Защитная.

  4. Учитель: Верно. Защита от повреждений и высыхания. Следующий слой – водорослевый, где между гифами расположено много клеток водорослей. Как вы думаете, какую роль могут играть водоросли?

  5. Учащиеся: Фотосинтезируют, образуют органические вещества.

  6. Учитель: Молодцы! Совершенно верно. Центральна часть – это сердцевина, образованная рыхло переплетенными грибными гифами. Вспомните, какую функцию выполняет сердцевина у дерева?

  7. Учащиеся: Запасающую.

  8. Учитель: Верно. Считают, что и у лишайников она выполняет туже функцию, а так же проводит воздух к клеткам водорослей. И последний слой это нижняя кора. От нее у многих лишайников отходят органы прикрепления – ризины, образованные гифами гриба

  9. Такое строение лишайника представляет собой наиболее высокоорганизованную форму слоевища и характерно для большинства листоватых и кустистых лишайников.

6.Учитель: Итак, работа с микроскопом и проведенные опыты помогут нам сделать вывод. Из каких же двух организмов образован лишайник? Каким царствам принадлежат эти два организма?

Как вы думаете, какие особенности этих организмов позволяют им существовать вместе, образовав единый организм?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

Учитель помогает сделать вывод: (слайд 10)

Водоросль, осуществляет фотосинтез, снабжает себя и гриб органическими веществами.

Гриб осуществляет прикрепление слоевища к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными веществами. Следовательно, между клетками водорослей и грибами существуют взаимовыгодные отношения называемые симбиотическими.

7. Учитель: Как же происходит размножение лишайника? (слайд 11)

Размножение лишайника своеобразно:

  1. Лишайник размножается частями слоевища, которые отламываются под воздействием ветра, животных или других факторов среды.

  2. Специальными образованиями: они состоят из одной или нескольких клеток водоросли, окруженных гифами гриба. Образуясь внутри лишайника, они выходят наружу в результате разрыва коркового слоя.

Попав в благоприятные условия лишайники, начинают свое развитие.

Сообщение: Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище увеличивается примерно на 2 - 8 мм. Альпийский лишайник за 200 лет вырастает всего на миллиметр. Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. В 1981г. было установлено, что возраст некоторых антарктических лишайников - как минимум 10 тыс. лет. Благодаря лишайникам учёные установили возраст знаменитых гигантских каменных изваяний на острове Пасхи. Измерив по фотографиям, насколько выросли за полвека, поселившиеся на статуях лишайники, учёные вычислили их возраст, более 400 лет. Этот метод получил название лихенометрия.

Причиной медленного роста лишайников ученые связывают с тем, что водоросль, которая обеспечивает пищей и себя и гриб в лишайнике занимает всего 10% объема лишайника. В последнее время встаёт вопрос об охране лишайников в связи с тем, что они очень медленно растут (1 – 3 мм. в год), а роль их велика, особенно в питании животных (олени, улитки, слизни, насекомые). Многие лишайники занесены в Красную Книгу (примеры). Красная книга Тульской области. На территории Тульской области известно 201 вид лишайников, из них 25 занесены в Красную книгу: КЛАДОНИЯ ТРУХЛЯВАЯ- редкий вид, КЛАДОНИЯ ТЕЛЕСНАЯ — вид, находящийся под угрозой исчезновения, КЛАДОНИЯ ПАЛЬЧАТАЯ — редкий вид, КЛАДОНИЯ ОЛЕНЕРОГОВИДНАЯ –редкий вид, КЛАДОНИЯ ВЗДУТАЯ-редкий вид,КЛАДОНИЯ МУТОВЧАТАя- редкий вид, КОЛЛЕМА ТОПЯНАЯ-редкий вид, КОЛЛЕМА МАЛАЯ-редкий вид, ЛЕПТОГИУМ ТОНЧАЙШИЙ-редкий вид, БРИОРИЯ БУРОВАТАЯ-вид, находящийся под угрозой исчезновения

ЭВЕРНИЯ МЕЗОМОРФНАЯ- редкий вид, ФЛАВОПАРМЕЛИЯ КОЗЛИНАЯ- уязвимый вид,

НЕОФУСЦЕЛИЯ ТЕМНО-БУРАЯ - редкий вид, НЕОФУСЦЕЛИЯ БОРОДАВЧАТОНОСНАЯ- вид, находящийся под угрозой исчезновения, ПАРМЕЛИНА ЛИПОВАЯ -вид, находящийся под угрозой исчезновения, ДИМЕЛАЕНА ОРЕЙНА - вид, находящийся под угрозой исчезновения, ФИСЦИЯ ДВУХРАЗДЕЛЬНАЯ- вид, находящийся под угрозой исчезновения.

8. Учитель: Лишайники не только интересный объект для науки. Лишайники имеют огромное значение в природе и жизни человека (слайд 12). Самостоятельная работа.

Значение в природе

Значение в жизни человека

1. Играют существенную роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса.

2. Корм для животных. Такие лишайники как олений мох, или ягель, исландский мох, поедаются не только северными оленями, но и маралами, кабаргой, косулями, лосями, беспозвоночными животными.

3. Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые.

1. Являются организмами – индикаторами для определения условий окружающей среды, в частности, качества воздуха (лихеноиндикация), так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.

2. Некоторые виды лишайников (аспицилия – «лишайниковая манна», гигрофора) используются в пищу

3. Используют лишайники и в парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса.

4. Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.

5. Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка.

Сообщение. Проблема загрязнения природной среды - одна из глобальных проблем современного мира. В связи с интенсивным развитием промышленности и транспорта в атмосферу, гидросферу, литосферу поступает все большее количество вредных выбросов. На земном шаре практически невозможно найти место, где бы ни присутствовали, в той или иной концентрации, загрязняющие вещества.

Среди веществ, загрязняющих воздух, наибольшее значение имеет сернистый газ, галогены и их соединения, оксид углерода, сероводород, аммиак, этилен. А также копоть, пепел, твердые частицы пыли (цемента, извести, кремния, каменного угля, металлов и их соединений). Давно известна способность лишайников, поглощать и накапливать минеральные соли. Вместе с водой лишайники впитывают всей поверхностью слоевища и растворенные в ней загрязняющие вещества, которые при кратковременном воздействии невредны, но при длительном поглощении способны накапливаться в талломах и пагубно сказываться на жизнеспособности лишайников.

Установлено, что при повышении степени загрязнения воздуха первыми исчезают кустистые, затем листовые и последними накипные (корковые) формы лишайников.

Благодаря уникальным свойствам лишайников их стали использовать для общей оценки степени загрязненности атмосферного воздуха. Я получил задание определить степень загрязнения воздуха вокруг школы. Для этого выбрал отдельно стоящие старые, но здоровые, растущие вертикально деревья. На каждом дереве подсчитал количество видов лишайников и обнаружил кустистые, листоватые и накипные лишайники. Кустистых мало, значит, загрязнения нет или слабое загрязнение. Отсутствие кустистых, листоватых и накипных лишайников свидетельствует о сильном загрязнение. IV. Закрепление материала

1. Работа по слайдам (Слайд 13, 14).

Учитель: Просмотрите записи, которые вы вели по ходу нашего урока в инструктивной карточке. Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?

Подведение итого урока.

V. Домашнее задание:

Подготовить сообщения по теме:

  1. «Лишайники Краснодарского края »

  2. Кроссворд.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока биологии по ФГОС, в 5 классе, на тему: "Лишайники".

Автор: Красикова Татьяна Васильевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники""
    ["seo_title"] => string(76) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-5-klassie-po-tiemie-lishainiki"
    ["file_id"] => string(6) "250745"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447135257"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Технологическая карта урока биологии в 6 классах, по ФГОС, на тему:"Опыление  цветковых растений"."
    ["seo_title"] => string(107) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-6-klassakh-po-fgos-na-tiemu-opylieniie-tsvietkovykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "251140"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447181238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства