Цель урока: формирование представлений о многообразии биосистем, уровнях организации жизни.
Планируемые образовательные результаты: личностные-убежденность в возможности познания природы, метапредметные-переводить информацию из одной знаковой системы в другую, предметные-актуализировать знания учащихся о биосистемах.
Методы обучения: практические и наглядно-словестные
Формы организации познавательной деятельности: работа фронтальная, в группах.
Средства обучения: модели биологических объектов: глобус, болото, водоем, молекула, клетка, сердце, паук, лист, цветок; коллекция раковин.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| Учитель приветствует уч-ся, проверяет отсутствующих. | ||
| Учащиеся дают определение понятию биологическая система, называют характерные для неё признаки. | Обосновывают свой выбор. | Аргументируют выбор |
3.Подготовка к основному этапу занятия | Теперь Вы знаете, что живые системы могут быть различного уровня сложности. Установить связи между ними человек пытался с давних пор и чаще всего представлял мир в виде лестницы, ведь лестница символ восхождения и совершенствования. Давайте и мы сегодня выясним, какие выделяют ступени «Лестницы жизни». Какую биосистему мы на прошлом уроке рассматривали? Все организмы, включая человека, занимают одну из ступеней в середине лестницы Это начало нашего путешествия. Рядом с моделью человека можно поместить на эту ступень— Данный уровень организации жизни называется- | Уч-ся слушают учителя Организм Растение, гриб, животное. организненный | Организуют продуктивное взаимодействие с учителем |
4.Основной этап-усвоение новых знаний | Отправимся вниз по «Лестнице жизни»: Из чего состоит организм человека А органы в свою очередь из клеток и тканей. Расположите на лестнице данные уровни Следующая ступень, составляющая основание лестницы это молекулы разнообразных веществ, из которых состоят клетки. А теперь совершим восхождение. Особи одного вида не обособлены друг от друга они образуют популяции (в переводе на русский язык—население) Следующую ступень—экосистемы, совокупность разных живых организмов совместно проживающих на одной территории. А если объединить все экосистемы нашей планеты то мы получим живую оболочку Земли—биосферу. В ней обитает 3 млн. видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек так же является частью биосферы. | Из органов (сердце) (Клетка) Органный Клеточный (молекула) молекулярный (раковины) Популяционно-видовой (водоем) экосистемный (глобус) биосферный | Анализируют содержание рисунков, модели, муляжи |
5. Закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка. | Определить уровень биосистемы: Болото, молекула воды, груша, паук, инфузория, рапана, гриб. «Чёрный ящик»: Учитель—ученик. | Узнают биосистему и её уровень | Выдвигают и обосновывают гипотезы |
6. Информация о Д\З | Д\З п.11 | Записывают Д\З | |
7.Подведение итогов занятия | Оценки за урок |