по истории в 6 классе.
Лысенко О.И.
г.о. Жигулёвск 2015
Технологическая карта урока по истории Средних веков.
Тема | Средневековая деревня и ее обитатели. |
Цель | Дать представления о жизни в средневековой деревне и рыцарском замке, об обязанностях, которые несли крестьяне, и образе жизни феодалов; выделить признаки натурального хозяйства, познакомить с понятиями феодальная вотчина, повинности, оброк,барщина, замок,палица, кольчуга,латы,забрало, турнир,герб,девиз. |
Задачи | Образовательные: Раскрывают смысл понятий: феодальной лестницы, сеньор, вассал; на какие сословия делилось средневековое общество; дать представление об условиях и образе жизни, занятиях крестьян; выделить признаки натурального хозяйства; дать характеристику феодального замка и существующих в нем взаимоотношениям. Развивающие: развивать умения и навыки работы с историческим пространством : историческими источниками, иллюстративным рядом; развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией; развивать умения прослеживать связь времен (средние века и современности); формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником Воспитательные: формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности; воспитание интереса к истории; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы |
УУД | Личностные:; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира. Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Планируемые результаты | Личностные: ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье, осознают причины успеха в учебной деятельности. осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением; развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план); развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; развитие умения работать в коллективе. Предметные: развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся |
Основные понятия | Феодальное общество, феодалы, феодальная вотчина, повинности, оброк, барщина, турнир, герб, девиз. |
Ресурсы: Основные Дополнительные | Основные: Рабочая программа, учебник, исторический документ. Дополнительные: Интернет – ресурсы, презентация «В рыцарском замке» {Электронный ресурс.}, |
Вид урока | Урок открытия новых знаний |
Технологии | Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий |
Организация пространства | Работа в группах |
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока. Средневековая французская пословица гласит «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды.» О ком говорится в ней и в чем смысл ее? Обсудим это на уроке. Объявление темы урока, учебных результатов и хода занятия.(презентация) | Для раскрытия сущности и значения событий и явлений применять понятийный аппарат исторического значения | Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением. |
2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: закрепление и углубление знаний по предмету. |
Участвуют в диалоге. | Беседа. -Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю? -Из кого образовался класс зависимых крестьян? В середине 11 в. в Европе установился феодальный строй. Власть в обществе принадлежала феодалам. Подавляющее большинство населения-зависимые крестьяне. Именно о них и будем вести речь. 1.Что означает изученное ранее понятие «феодальная лестница». 2.Дайте определение понятиям «сеньор» и «вассал». 3.А входили ли крестьяне в феодальную лестницу? В 11-13 вв. в Западной Европе-3 сословия:духовенство,рыцарство, крестьянство. | Освоение понятий по теме «Средневековая деревня» Феодальная лестница,сеньор,вассал. Знают ли на какие сословия делилось средневековое общество. | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Владеют диалогической формой речи. Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности Демонстрируют знания по пройденному материалу. Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми. |
3.Изучение нового материала. |
Работа с иллюстрацией учебника, формулирование устных ответов. | Организует формулирование темы урока учащимися. Озвучивает ключевые моменты изучаемого материала. Задание: изучите иллюстрации учебника (с.87-88, 90-93) и ответьте на следующие вопросы: -Какие работы выполняют крестьяне, изображенные на миниатюре. -Какие еще крестьянские работы изображены на с.90-93? | Умение находить нужную информацию. Характеризуют условия и образ жизни, занятия крестьян, представляют близкие к действительности картины исторических явлений. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: действие смыслообразования, т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность. Познавательные: Обмениваются полученной информацией.умеют использовать иллюстрационный материал. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению. |
Работа со словарем (вотчина,поместье) | «Нет земли без сеньора»- такое правило существовало в Средние века. Вся земля, поля, луга, реки и озера стали их собственностью. Это феодальная вотчина, или поместье. | Освоение понятий: вотчина и поместье. | . |
Работа с историческим документом «Повинности зависимых крестьян (вилланов) Нормандии» и заполнение таблицы. | Задание: прочитать исторический документ на с.90 и ответить на вопросы: 1.Какие обязанности крестьян, упомянутые в тексте, относятся к оброку и барщине? 2.Ккакие еще дополнительные платы и ограничения были у крестьян? 3.Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство? | Умение работать с историческим документом. Находить правильный ответ на поставленный вопрос. | Личностные: ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примерах взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье. Познавательные:владеют смысловым чтением текста,самостоятельно выделяют в нем необходимую информацию. Регулятивные:умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Осмысленно читают тест, формулируют устные ответы. | Работа с текстом учебника п.3.&11?исследуйте и назовите причины объединения крестьян в общины. Работа с текстом учебника (с.92-93, п.6) Вопрос: Какое хозяйство называется натуральным? Две главные причины господства натурального хозяйства? | Находить правильный ответ на поставленный вопрос. | Регулятивные: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; Познавательные: владеют смысловым чтением текста,самостоятельно выделяют в нем необходимую информацию. |
В тетрадях графически изобразить феодальное поместье. | Виртуальное путешествие во времени. Презентация «В рыцарском замке». | Слушают учителя и делают записи. Грамотно излагать исторический материал. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. |
Физ. минутка. | | | |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. |
Составление вопросов. | На основе изученного материала обобщить выводы и составить пять вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как». | Работа в парах. Готовность применять новые знания и умения | Познавательные: Ориентируются на разнообразие способов выполнения задания.; Коммуникативные Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Регулятивные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивание качества и уровня усвоения. |
5.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке. |
Оценивают уровень своих новых знаний на уроке. Подведение итогов урока. | - Средневековая французская пословица гласит «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды.» О ком говорится в ней и в чем смысл ее? | | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе; Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: оценка действий партнера |
6.Информация о домашнем задании – Цель: постановка учебных задач. |
Записывают домашнее задание в дневник. | Домашнее задание (дифференцированное): 1.Для сильных учеников-&11,ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? 2.Для средних учеников- &11,составить схему «Повинности средневековых крестьян». 3.Для слабых учеников- & 11, вопросы и задания к параграфу. | | Познавательные:формировать мотивацию к изучению нового материала. Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного изучения. |