1. | Мотивация (2 мин.) | Добрый день, ребята! Жизненное кредо достойного человека. «Я – дитя природы и господин природы, поэтому я умею слушать голос природы, люблю общаться с природой, переживаю за состояние природы на нашей Земле» Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Посмотрите друг на друга, приветливо улыбнитесь, ведь улыбка - это маленькое солнце, подарите улыбку друг другу. Этот урок мы проведём с хорошим настроением. Пусть он вам принесёт радость познания и много новых интересных впечатлений. И так, начинаем! | Слушают, настраиваются на деятельность | Личностные УУД - проявлять интерес к изучению темы; проявлять желание узнавать новое. |
2. | Актуализация (3 мин.) | За своеобразный внешний вид эту группу организмов назвали «хаосом природы», «убогой нищетой растительности». Почему лишайники назвали пионерами растительности? Учитель записывает тему на доске. «Лишайники – комплексные симбиотические организмы» Учитель спрашивает: 1.Какая основная цель нашего урока? 2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели? | - Дети отвечают на вопрос. - Учащиеся записывают тему урока в тетради. - Изучить строение и особенности жизнедеятельности лишайников. - Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомится с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя. | Личностные УУД - проявлять интерес к изучению темы о лишайниках. Познавательные УУД - поиск и выделение информации Коммуникативные УУД - определять цель урока, свои функции, контроль, коррекция действий партнера. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи, составление последовательности действий |
3. | Изучение нового материла. 1.Актуализация опорных знаний. (5 мин.) 2.Совместное открытие нового знания (21 мин.) | Сегодня мы познакомимся со строение и особенностями жизнедеятельности представителей живых организмов – лишайниками. Давайте вспомним. Отработка опорных понятий. Учитель просит дать ответы на вопросы. 1) Расскажите, что такое грибница? 2) На какие две группы делятся грибы по способу питания. 3) Что вам известно о таком явлении как симбиоз? 4) Как размножаются грибы. 5) Какие грибы вы знаете. 6) Расскажите о значении грибов в природе из жизни человека. Лишайники - это не менее интересные организмы, чем грибы. Они очень многообразны по своему внешнему виду. Слайд №2 (изображены кустистые, листовые и накипные лишайники) -Вопрос: Как вы думаете, почему академик К.А. Тимирязев назвал лишайник Сфинксом? Прочитайте текст в учебнике строение лишайника стр. 107. Слайд №2. Как называется тело лишайника? Посмотрите на схему (рис 71) строение лишайника. Вопрос: Из чего состоит лишайник? Как питается лишайник? Вы знаете, как размножаются многие живые организмы. Дайте ответ на вопрос: Как размножаются лишайники? Как различаются лишайники по внешнему виду? А теперь давайте подумаем, где растут лишайники? Как вы думаете, какую роль играют лишайники в природе и жизни человека? - Рассказ учителя с демонстрацией фрагментов видеофильма «Лишайники» о значении лишайников | - Дают ответы на заданные вопросы. - Делают предположения, что на фотографии изображены лишайники, они являются растениями. -Учащиеся делают предположения о двойственной природе лишайника. Записывают определение «лишайник» в тетрадь. - Осознают принадлежность лишайников к особой группе живых организмов – симбиозу. - Читают текст. - Проверяют выполненное задание. -Слоевище -Из клеток водоросли и гифов гриба - Грибы поставляют водорослям воду с растворенными минеральными веществами, а водоросли поставляют грибам готовые органические вещества. Размножаются лишайники вегетативно – частями слоевища. Кустовые, листовые и накипные Лишайники растут по всему земному шару: от полярных широт до раскалённых песков пустыни. Лишайники играют большую роль в природе. Особенно велика их роль в тундровых, лесотундровых и лесных сообществах, где они составляют значительную часть растительного покрова. С лишайниками связана большая группа животных. В основном это беспозвоночные, но есть и крупные позвоночные животные, например, северные олени, для которых лишайники служат основным кормом. | Личностные УУД Формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения Познавательные УУД Анализировать, классифицировать и обобщать; Коммуникативные УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Регулятивные УУД Составлять в группе план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. - Учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщение, представлять результаты классу. - Слушают, анализируют |
4. | Закрепление изученного материала (10 мин.) | А теперь мы сыграем в игру «Семафор». Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если не правильное - красный. Тело лишайника называется слоевище. Лишайники приносят вред природе. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания. Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт. Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета. Лишайники делятся на накипные, кустистые и листоватые. | - да - нет - нет - да - да - нет - да - нет - да | Регулятивные УУД выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД использовать приобретённые знания для выполнения заданий. Личностные УУД оценивание усваиваемого материала. Регулятивные УУД выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |