kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биология 5 класс по теме Лишайники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии 5 класс по теме "Лишайники"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биология 5 класс по теме Лишайники»



Васильева Любовь Михайловна, МОУ «СОШ№61» г. Магнитогорска

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

5 класс

Базовый учебник

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – Москва, «Просвещение» 2022 год

Тема урока

Лишайники – комплексные симбиотические организмы

Тип урока изучение нового материала

Проблемно-поисковый

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные: учащиеся должны знать многообразие и особенности строения лишайника; иметь представление о лишайниках как симбиотических организмах.

Метапредметные: развивать у учащихся умения проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Личностные: учащиеся должны осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости.

Материалы и оборудование

компьютер, презентация, учебник, мультимедиапроектор.


Структура и ход урока

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивация

(2 мин.)

Добрый день, ребята! Жизненное кредо достойного человека. «Я – дитя природы и господин природы, поэтому я умею слушать голос природы, люблю общаться с природой, переживаю за состояние природы на нашей Земле» Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Посмотрите друг на друга, приветливо улыбнитесь, ведь улыбка - это маленькое солнце, подарите улыбку друг другу. Этот урок мы проведём с хорошим настроением. Пусть он вам принесёт радость познания и много новых интересных впечатлений. И так, начинаем!

Слушают, настраиваются на деятельность

Личностные УУД -

проявлять интерес к изучению темы;

проявлять желание узнавать новое.


2.

Актуализация

(3 мин.)

За своеобразный внешний вид эту группу организмов назвали «хаосом природы», «убогой нищетой растительности».

Почему лишайники назвали пионерами растительности?


Учитель записывает тему на доске. «Лишайники – комплексные симбиотические организмы»


Учитель спрашивает: 1.Какая основная цель нашего урока?



2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели?


- Дети отвечают на вопрос.





- Учащиеся записывают тему урока в тетради.


- Изучить строение и особенности жизнедеятельности лишайников.


- Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомится с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя.

Личностные УУД -

проявлять интерес к изучению темы о лишайниках.

Познавательные УУД - поиск и выделение информации

Коммуникативные УУД - определять цель урока, свои функции, контроль, коррекция действий партнера.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи, составление последовательности действий

3.

Изучение нового материла.


1.Актуализация опорных знаний.

(5 мин.)









2.Совместное открытие нового знания (21 мин.)


Сегодня мы познакомимся со строение и особенностями жизнедеятельности представителей живых организмов – лишайниками.

Давайте вспомним.

Отработка опорных понятий. Учитель просит дать ответы на вопросы. 1) Расскажите, что такое грибница? 2) На какие две группы делятся грибы по способу питания. 3) Что вам известно о таком явлении как симбиоз? 4) Как размножаются грибы. 5) Какие грибы вы знаете. 6) Расскажите о значении грибов в природе из жизни человека.



Лишайники - это не менее интересные организмы, чем грибы. Они очень многообразны по своему внешнему виду.


Слайд №2 (изображены кустистые, листовые и накипные лишайники)

-Вопрос: Как вы думаете, почему академик К.А. Тимирязев назвал лишайник Сфинксом?

Прочитайте текст в учебнике строение лишайника стр. 107. Слайд №2.

Как называется тело лишайника?

Посмотрите на схему (рис 71) строение лишайника.

Вопрос: Из чего состоит лишайник?

Как питается лишайник?



Вы знаете, как размножаются многие живые организмы.

Дайте ответ на вопрос: Как размножаются лишайники?


Как различаются лишайники по внешнему виду?




А теперь давайте подумаем, где растут лишайники?







Как вы думаете, какую роль играют лишайники в природе и жизни человека?

- Рассказ учителя с демонстрацией фрагментов видеофильма «Лишайники» о значении лишайников


























- Дают ответы на заданные вопросы.




- Делают предположения, что на фотографии изображены лишайники, они являются растениями.


-Учащиеся делают предположения о двойственной природе лишайника.

Записывают определение «лишайник» в тетрадь.


- Осознают принадлежность лишайников к особой группе живых организмов – симбиозу.

- Читают текст.

- Проверяют выполненное задание.

-Слоевище

-Из клеток водоросли и гифов гриба

- Грибы поставляют водорослям воду с растворенными минеральными веществами, а водоросли поставляют грибам готовые органические вещества.

Размножаются лишайники вегетативно – частями слоевища.


Кустовые, листовые и накипные



Лишайники растут по всему земному шару: от полярных широт до раскалённых песков пустыни.






Лишайники играют большую роль в природе. Особенно велика их роль в тундровых, лесотундровых и лесных сообществах, где они составляют значительную часть растительного покрова. С лишайниками связана большая группа животных. В основном это беспозвоночные, но есть и крупные позвоночные животные, например, северные олени, для которых лишайники служат основным кормом.














Личностные УУД

Формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения





Познавательные УУД Анализировать, классифицировать и обобщать;





Коммуникативные УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;





Регулятивные УУД

Составлять в группе план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- Учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщение, представлять результаты классу.

- Слушают, анализируют



4.

Закрепление изученного материала (10 мин.)

А теперь мы сыграем в игру «Семафор».  Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если не правильное - красный.

Тело лишайника называется слоевище.

Лишайники приносят вред природе.

Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.

Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество.

Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

Лишайники делятся на накипные, кустистые и листоватые.



- да

- нет


- нет


- да


- да


- нет

- да

- нет


- да

Регулятивные УУД

выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД использовать приобретённые

знания для выполнения заданий.

Личностные УУД

оценивание усваиваемого материала.

Регулятивные УУД

выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

5.

Информация о домашнем задании.(2 мин.)

Домашнее задание:

  1. Изучить §26, стр. 106 -109, вопросы 1-5.

2. На основании изучения материала параграфа, дополнительной литературы, интернет ресурсов, определить, какие формы лишайников встречаются в Челябинской области.



6.

Рефлексия (2 мин.)

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?




- отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД умение слушать , участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные УУД

умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Личностные УУД

оценивать результат собственной деятельности







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока биология 5 класс по теме Лишайники

Автор: Васильева Любовь Михайловна

Дата: 27.01.2024

Номер свидетельства: 644779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок-экскурсия по теме "Лишайники" "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-ekskursiia-po-tiemie-lishainiki"
    ["file_id"] => string(6) "231655"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442585009"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники""
    ["seo_title"] => string(76) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-5-klassie-po-tiemie-lishainiki"
    ["file_id"] => string(6) "250745"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447135257"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Технологическая карта урока биологии по ФГОС, в 5 классе, на тему: "Лишайники"."
    ["seo_title"] => string(83) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-po-fgos-v-5-klassie-na-tiemu-lishainiki"
    ["file_id"] => string(6) "253362"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447589488"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Технологическая карта урока биологии в 6 классах, по ФГОС, на тему:"Опыление  цветковых растений"."
    ["seo_title"] => string(107) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-6-klassakh-po-fgos-na-tiemu-opylieniie-tsvietkovykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "251140"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447181238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства