kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии в 6 классах, по ФГОС, на тему:"Опыление цветковых растений".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования понятия об опылении, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления.

Задачи
-образовательные: познакомиться с различными способами опыления цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; выявить значение опыления в жизни растений; 

-развивающие: дальнейшее формирование умения анализировать, сравнивать, систематизировать; 

-воспитательные: способствовать экологическому воспитанию школьников, создавать ситуацию успеха у детей. 


Учебные универсальные действия: 

-познавательные: продолжать формирование умения выделять главное, поиска новой информации, развивать основы поискового чтения,находить причинно-следственные связи; 

-регулятивные: способность учащихся через игровую форму определить тему урока, умение составить схему последовательности процесса оплодотворения; 

-коммуникативные: обеспечить социальную компетентность учащихся через возможность выслушать мнение одноклассника и аргументировано высказать свою точку зрения, умение оказать помощь товарищу в освоении знаний; 

-личностные: формировать высокую ценность жизни во всех ее проявления, потребность в самореализации. 


Оборудование: инструктивные карточки, интерактивный комплекс, диск «Наглядная биология….», электронное пособие с видеоматериалом: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», модели цветка вишни и пшеницы, дифференцированные дидактические карточки «Строение цветка», «Соцветия». 

Планируемые результаты:

Учащиеся должны усвоить:

-способы опыления у цветковых растений; 

-особенности строения цветков, опыляемых насекомыми и ветром; 

-биологическую роль опыления; 

-значение опыления для повышения урожайности культурных растений.

-формировать понятие об опылении, его значении для размножения растений, о приспособленности цветков к опылению насекомыми и ветром; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы; способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 6 классах, по ФГОС, на тему:"Опыление цветковых растений".»

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Опыление у цветковых растений.

Цель урока: создать условия для формирования понятия об опылении, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления.

Задачи
-образовательные: познакомиться с различными способами опыления цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; выявить значение опыления в жизни растений; 

-развивающие: дальнейшее формирование умения анализировать, сравнивать, систематизировать; 

-воспитательные: способствовать экологическому воспитанию школьников, создавать ситуацию успеха у детей. 


Учебные универсальные действия: 

-познавательные: продолжать формирование умения выделять главное, поиска новой информации, развивать основы поискового чтения,находить причинно-следственные связи; 

-регулятивные: способность учащихся через игровую форму определить тему урока, умение составить схему последовательности процесса оплодотворения; 

-коммуникативные: обеспечить социальную компетентность учащихся через возможность выслушать мнение одноклассника и аргументировано высказать свою точку зрения, умение оказать помощь товарищу в освоении знаний; 

-личностные: формировать высокую ценность жизни во всех ее проявления, потребность в самореализации. 


Оборудование: инструктивные карточки, интерактивный комплекс, диск «Наглядная биология…..», электронное пособие с видеоматериалом: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», модели цветка вишни и пшеницы, дифференцированные дидактические карточки «Строение цветка», «Соцветия». 

Планируемые результаты:

Учащиеся должны усвоить:

-способы опыления у цветковых растений; 

-особенности строения цветков, опыляемых насекомыми и ветром; 

-биологическую роль опыления; 

-значение опыления для повышения урожайности культурных растений.

-формировать понятие об опылении, его значении для размножения растений, о приспособленности цветков к опылению насекомыми и ветром; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы; способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию.

Ход урока.

I.Ориентировочно-мотивационный этап.

Настрой учащихся на занятие: дерево эмоции. На ветвях дерево лица с различным выражением эмоции. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).



 

Учитель: «…накопление знаний подобно росту дерева» (Винсон Браун), я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни цветковых растений, а что это за процесс давайте попробуем определить вместе.(Работа учащихся по инструктивным карточкам, сетка кроссворда расчерчена на интерактивной доске) 

1. Он совсем не хрупкий,  
А спрятался в скорлупке.  
Заглянешь в середину – 
Увидишь сердцевину.  
Из плодов он тверже всех,  
Называется ... (Орех.) 

2. Сам плод душистый и пушистый,  
А середка – словно камень. (Персик.) 

3. В старой сказке овощ этот  
Стал для золушки каретой. (Тыква.) 

4. Дольку этого плода  
В чай кладем мы иногда,  
Ароматней и вкусней  
В чашке чай бывает с ней.  
Нужен сахара вагон,  
Чтоб с улыбкой съесть ... (Лимон.) 

5. Корнеплод на грядке жил,  
Дед себе его растил.  
Он такой огромный стал!  
В сказку сразу же попал. (Репа.) 

6. Весной на деревце – беленькие венчики.  
Летом на деревце – красные бубенчики. (Вишня.) 

7. Он шипы свои выставил колко.  
Шипы у него как иголки.  
Но мы не шипы у него соберем,  
Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.) 

8. Он почти по форме сердца,  
Желто-красный плод у ... (Перец.)

Решив кроссворд, учащиеся определят ключевое слово, обозначающее тему урока, – «опыление». Учитель записывает тему на доске, а учащиеся – в инструктивной карточке.

Создание проблемной ситуации. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.

Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему? (обсуждение проблемы, выдвижение гипотез).

Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. Только после того, как в Австралию и Новую Зеландию были завезены из Англии шмели, клевер стал давать богатые урожаи семян.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? Какие задачи будем решать?


Актуализация опорных знаний.

Каково значение цветка для растений? Назовите главные части цветка. Каково строение и значение тычинок? Какое строение имеет пестик? Какова его роль? Какие цветки называют обоеполыми? Раздельнополыми? Чем различаются простой и двойной околоцветник? Какова роль околоцветника? Что такое соцветие? Какие бывают соцветия? Какова биологическая роль соцветий?

Итак, цветок — орган размножения. Его строение приспособлено к выполнению этой функции. После цветения образуются плоды и семена. Но всегда ли так происходит?


Открытие новых знаний.

Учитель: на каких растениях вы видели насекомых? (учащиеся называют растения). С каким органом растения связано опыление?(цветок) – проблемный вопрос.

Работа учащихся по индивидуальным дифференцированным карточкам: строение цветка, главные части цветка, соцветия

- Как вы понимаете термин «опыление»? (проблемный диалог, работа со схемами опыления, дети дают определения понятий)

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Пыльца с тычинок может попадать на рыльце пестика того же цветка – самоопыление.

Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка - перекрестное опыление.

- Как пыльца может попадать с одного цветка на другой?

- Чем цветки привлекают насекомых?

Давайте попробуем взять на себя роль насекомых (например, бабочек) и выбрать те цветки, которые они посещают. (На доске рисунки различных цветков насекомо - и ветроопыляемых растений. Учащиеся прикрепляют бабочек на те цветки, которые опыляются насекомыми, и объясняют свой выбор).

- Каковы же признаки насекомоопыляемых цветков?

Яркая окраска околоцветника Цветки крупные или собраны в соцветия Сильный запах, не обязательно приятный Наличие нектара Цветки обоеполые

- Какой должна быть пыльца, чтобы удержаться на теле насекомого? (липкая, с неровной поверхностью).

Просмотр видеофрагментов самоопыления, опыления растений насекомыми и ветром (электронное пособие с видеоматериалом).

Вывод: Итак, чтобы обеспечить процесс опыления, а значит, и размножения растения, цветки имеют особые приспособления для привлечения насекомых.

- А как же опыляются остальные цветки, на которые не прилетают насекомые? (оставшиеся без бабочек рисунки на доске).

- Каковы их приспособления?

Маленький невзрачный околоцветник в виде пленчатых чешуй Мелкие цветки собраны в длинные соцветия Цветки раздельнополые Пестики длинные или раздвоенные, опушенные Тычинки длинные Пыльца легкая, летучая, ее много Растения растут большими группами, цветут до распускания листьев

Применение знаний.

Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. 


Признаки цветка 


Насекомоопыляемые растения 


Ветроопыляемые растения 


1. Венчик 


Яркий 


Невзрачный или отсутствует 


2. Расположение тычинок 


Внутри цветка 


Открыто, пыльники на длинных нитях 


3. Рыльца пестиков 


Небольшие 


Большие, часто перистые 


4. Пыльца 


Не очень много, липкая, крупная 


Очень много, сухая, мелкая 


5. Запах 


Есть у многих 


Нет 


6. Нектар 


Есть у многих 


Нет 

Физминутка. Зрительная, двигательная, дыхательная гимнастики.
Самостоятельная работа по вариантам.

Вариант 1.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«… Всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но цветы на стебле собрались в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно было бы не обратить внимание, не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

Ну, как же! Неужели я не знаю эту траву?! У неё ещё стебли пустые. Бывало, надо напиться, а родничок в глубокой промоине. Сейчас срежешь стебель метровой длины, да через него и напьёшься. А листья у неё немножко на малиновые похожи… Ну как же, неужели я не знаю эту траву?»

В. А. Солоухин «Белая трава».

2. Ответьте на вопросы

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

А1Правильное систематическое название «белой травы»:

1) земляника лесная

2) рябина обыкновенная

3) таволга вязолистная

4) берёза белая.

А2. Описанное в тексте растение относится к жизненной форме:

1) деревья

2) кустарники

3) травянистые растения

4) цветущие растения.

А3. Описанное в тексте растение относится к отделу:

1) мохообразные

2) папоротникообразные

3) голосеменные

4) покрытосеменные.

А4. Описанное в тексте растение относится к классу двудольных по признаку:

1) корневая система мочковатая

2) стебель внутри пустой (полый)

3) жилкование листьев сетчатое

4) цветки собраны в соцветие.

А5. Описанное в тексте растение относится к группе насекомоопыляемых по признаку:

1) мелкие невзрачные цветки

2) высокий рост растения

3) ароматные цветки

4) пустой внутри стебель.

А6. К насекомоопыляемым растениям не относится:

1) орешник (лещина обыкновенная)

2) таволга вязолистная

3) черёмуха обыкновенная

4) одуванчик лекарственный.

А7. Описанное в тексте растение обитает:

1) на дне озера

2) в сырых местах

3) в засушливых местах

4) в садах, огородах.

А8. Опыление – это процесс:

1) поглощения углекислого газа растением

2) переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка

3) оседания пыли на листьях растения

4) опудривания растения порошком от вредителей.

Часть В.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками насекомоопыляемых растений являются:

1) одиночные невзрачные цветки

2) медвяный аромат цветков

3) крупные белые цветки

4) мелкая лёгкая пыльца

5) липкая пыльца

6) цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

Опыление насекомыми Опыление ветром

А. ландыш майский

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

Г. берёза белая

Д. таволга вязолистная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

Признаки растения

1. Опыление ветром

2. Опыление насекомыми

А. крупные одиночные цветки

Б. мелкие невзрачные цветки

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

Часть С.

С1. Как вы думаете, таволга вязолистная это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Таволга вязолистная относится к царству цветковых растений. 2. Органами таволги вязолистной являются стебель, листья, цветки. 3. Таволга вязолистная имеет органы, поэтому её считают высшим растением. 4.Мелкие ароматные цветки таволги вязолистной собраны в соцветия и заметны для насекомых. 5. Таволга вязолистная - это невысокое дерево.

Вариант 2.

Задание: 1. Внимательно прочитайте текст.

«Известно, что орешник цветет самым первым, первее даже ольхи. У пчеловодов, которым важно знать, когда что цветет, цветение орешника служит своеобразным эталоном, или, скажем, началом шкалы, вроде нуля на термометре, или вроде первого января. В пчеловодческих календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. Например, липа зацветает на семьдесят второй день.

Стоит тряхнуть ветвь цветущего орешника, как тотчас в прозрачном ранневесеннем воздухе возникает светло-золотое, чуть зеленоватое облако – из сережек высыпается пыльца. Облако будет тихо расширяться в воздухе, если он неподвижен, и оседать, или, может быть, его развеет ветерком, и пыльца попадает на женские цветы, ждущие оплодотворения».

В. А.Солоухин «Третья охота»

2. Ответьте на вопросы.

Часть А. Выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

А1Правильное систематическое название орешника:

1) ольха чёрная

2) жимолость лесная

3) лещина обыкновенная

4) крушина ломкая

А2. Орешник относится к жизненной форме:

1) деревья

2) кустарники

3) травянистые растения

4) цветущие растения.

А3. Орешник является представителем отдела:

1) мохообразные

2) папоротникообразные

3) голосеменные

4) покрытосеменные.

А4. Орешник является однодомным растением по признаку:

1) женские и мужские цветки расположены на разных растениях

2) женские и мужские цветки расположены на одном растении

3) все цветки обоеполые расположены на одном растении

4) на всех растениях только женские цветки

А5. Орешник относится к группе ветроопыляемых растений по признаку:

1) крупные цветки

2) ароматные цветки

3) много лёгкой сухой пыльцы

4) наличие женских цветков.

А6. К ветроопыляемым растениям не относится:

1) ландыш майский

2) рожь посевная

3) орешник

4) берёза белая.

А7. Орешник зацветает раньше липы:

1) на 80 дней

2) на 72 дня

3) на 64 дня

4) на 56 дней.

А8. Опыление – это процесс:

1) поглощения углекислого газа растением

2) переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка

3) оседания пыли на листьях растения

4) опудривания растения порошком от вредителей.

Часть В.

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками ветроопыляемых растений являются:

1) невзрачные цветки собраны в соцветие

2) медвяный аромат цветков

3) крупные белые цветки

4) мелкая лёгкая пыльца

5) липкая пыльца

6) цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

1. Опыление ветром

2. Опыление насекомыми

А. ольха чёрная

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

Г. яблоня дикая

Д. орешник.

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

Признаки растения

1. Опыление насекомыми

2. Опыление ветром

А. крупные одиночные цветки

Б. растут скоплениями

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

Часть С.

С1. Как вы думаете, орешник - это ветроопыляемое или насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3 доказательств.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

Орешник – это представитель класса цветковых растений. 2. Орешник - это высокий кустарник, поэтому его относят к высшим растением. 3. Орешник – первое цветущее растение. 4. Мелкие мужские цветки орешника собраны в соцветия, и пыльца легко переносится пчёлами. 5. Орешник помогает пчеловодам определять сроки цветения медоносных растений.

Дополнительный материал: 

Анемофилия- опыление растений с помощью ветра. 

Энтомофилия-опыление растений с помощью насекомых. 

Орнитофилия – опыление с помощью птиц. 

Гидрофилия- опыление с помощью воды.

Этап контроля полученных знаний.

К нам в школу пришло 2 письма от жителей цветочного города. Одного из жителей этого города – Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка решил всерьез заняться ботаникой, но как обычно все перепутал. Ваша задача найти в стихах Незнайки биологические ошибки. А второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на свои вопросы, которые отличаются от вопросов Незнайки своей серьезностью и правильностью.

По окончании конкурсов подсчитываются очки, заработанные парами. Называется команда – победительница. 

Рефлексия.

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какая информация оказалась полезной?

Задание на дом: § 42, часть С самостоятельной работы, если не успели обсудить на уроке, сообщения об интересных примерах взаимосвязи насекомых и опыляемых ими растений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Красикова Татьяна Васильевна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251140

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства