Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии 5 класс»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Учитель биологии МБОУ « Госконзаводская СОШ»
Галиева Люция Разифовна
Предмет
биология
Класс
5
Тема урока
Методы изучения природы
Тип урока
Урок общеметодологической направленности
Цель урока
Создание условий для овладения научных методов познания биологии
СОТ
Исследование, критическое мышление, КСО – вз, проектная деятельность.
Решаемые проблемы
Как изучают природу? Какие приборы используют в изучении природы? По какому алгоритму нужно действовать при различных методах изучения природы?
Планируемые результаты
предметные
метапредметные
личностные
научились давать определение понятиям наблюдение, эксперимент, измерение; будут различать и характеризовать методы изучения живой природы; освоят способы оформления результатов исследования;
ознакомлены с приемами безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования по биологии, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, научной аргументацией
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
развитие умений взаимодействия с окружающими;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего научного кругозора;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер , формирование мотивации к изучению предмета биологии;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, лабораторным оборудованием).
Регулятивные УУД:
Формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать деятельность и прогнозировать результаты; осуществлять рефлексию;
Смогут устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; умение применять полученные знания в практической деятельности; формирование представлений о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил
Основные понятия, изучаемые на уроке
Гипотеза, исследование, научный подход, наблюдение, эксперимент, измерение, результат, приборы.
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на уроке
компьютер, проектор, учебник, презентация, рабочий лист, лаб. оборудование, объекты исследований
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Длительность этапа: 5мин
Основной вид учебной деятельности
Ситуационные задания
коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, оформлении результатов
личностные:
самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы, выступление в качестве транслятора знаний
регулятивные:
целеполагание, регулирование учебного времени
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная, групповая.
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Рабочий лист, презентация. учебник
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Длительность этапа: 5
Основной вид учебной деятельности
Работа с информацией, инструкции
Форма организации деятельности учащихся
групповая
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Рабочий лист. презентация
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Длительность этапа: 20
Основные виды учебной деятельности
познавательные: структурирование знаний,
выбор наиболее эффективных способов решения задач,
логические: анализ объектов с целью выделения признаков,
регулятивные: саморегуляция,
контроль (сличение знаний с эталоном)
Формы организации деятельности учащихся
Обучающиеся работают в группах.
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Лабораторное оборудование, учебник,
КОНТРОЛЬНЫЙ
Длительность этапа: 10
Методы контроля
КСО
Форма организации контроля
Взаимообмен знаниями
Методы оценивания
Таблица оценок
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Рабочий лист, рабочая тетрадь
РЕФЛЕКСИВНЫЙ
Длительность этапа: 5
Используемые приемы рефлексии
Прием Хайку .
Рефлексивный прием технологии развития критического мышления .Обязательное условие Хайку должно включать в себя категорию состояния Хайку (5-7-5).
«Я был» кем-то или чем-то
«Я видел» кого-то или что-то
2)Где и что делал(место и действия)
3)Как мне было
1.Я был экспериментатором
2.На уроке биологии провел опыт
3.Прикольно!
(+,-,интересно)
(+-все что понравилось)
(- _ не понравилось)
(интересно –любопытные факты , что еще хотелось бы узнать)
Приложение 1
Для актуализации знаний
Ответьте на вопросы
Логическое соответствие « Биология»
Что?---
Кто?----
Зачем?---
Когда?---
Где?----
Как?----
Тест
Галиева ЛР МБОУ « ГОСКОНЗАВОДСКАЯ СОШ
Биология 5 класс Урок 2.
Тема Наука о живой природе
Цель контроль уровня интеллектуального развития понятия « естественные науки
Ожидаемые результаты: характеристика особенности и значения науки биологии, анализ задач науки биологии.
Задание 1 За каждый верный ответ 1 балл.
Выберете один правильный ответ
1. К естественным наукам не относят ...
А) историю Б) астрономию В) химию Г) физику
2. Как называется наука о небесных телах?
А) Физика Б)Геология В)Астрономия Г)Астрономия
3. Рассвет и закат - это ...
А) тело Б)вещество В)реакция Г)явление
4. Наука, изучающая форму, строение и развитие Земли, называется ...
1.Какие потребности человека привели к возникновению науки биологии?
2.Какую роль играют биологические знания для современного человечества?
Приложение 2
Шкала баллов
время
5
5
20
15
5
задание
тест
Работа с текстом
Работа в группе
Вз, тест
итоги
оценка
20-18 (б)-«5»
17-15 (б)-«4»
14-10 (б)-«3»
Приложение 3 Рабочий лист «Эксперимент»
1)Учебник. Прочитайте информацию по вашей теме
2)Эксперимент. Дайте определение ключевому понятию
3)Правило эксперимента . Как нужно проводить эксперимент, рассмотрите правило.
4)Какие приборы необходимы для эксперимента
5)Лабораторная работа
Выяснение причин «тонет-не тонет»
Проверьте какие предметы могут утонуть в пресной и соленой воде?
Дано : яйцо , желудь, яблоко, огурец, грецкий орех, луковица, клубень, вода соленая и пресная, тазик.
Засеките время и следите за каждым объектом.
Ответьте на вопрос. Почему не все биологические объекты утонули, в чем причина?
6, Приготовьтесь в отчету- выступлению
Приложение 6
Рабочий лист «Наблюдение»
1)Учебник Прочитайте информацию по вашей теме.
2)Что такое наблюдение?
3)Правило наблюдения. рассмотрите правила
4)Какие приборы нужны для наблюдения?
5)Лабораторная работа
Изучение внешнего строения и поведения дождевого червя и гусеницы
С помощью лупы рассмотрите внешнее строение , зарисуйте.
Опишите по плану : размеры, форма,окраска тела, характер движения.
Поместите объекты на разный фон, пронаблюдайте действия.
Ответьте на вопросы
Как происходит движения дождевого червя и гусеницы , как это связано со строением
6) Приготовьтесь к выступлению.
Приложение 7
Рабочий лист «Измерение»
Купила семена фасоли на рынке , один стакан -20 руб., выросло 20 растений .Какую прибыль я получу , если продам семена со всех растений следующей весной.
Оборудование :стакан , целое растение фасоли с бобами
1)Учебник. Прочитайте информацию по теме.
2)Определение: измерение- это....
3)Правило измерения. Рассмотрите правила.
4)Какие приборы можно использовать для измерения?
5)Измерьте с помощью весов массу семян со всего растения