№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Организационно- мотивационный (10 минут)
| Организационный момент Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
| - Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока | Слушают, настраиваются на восприятие материала урока Называют отсутствующих в классе Вспоминают ранее изученный материал | Регулятивные: Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью Познавательные общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели выбор оптимальных способов решения задач умение строить речевое высказывание | |
Актуализация знаний УУД в начале урока Выдается рабочий лист__1 с вопросами для проверки домашнего задания. - Предлагается внимательно прочитать вопросы и ответить непосредственно в рабочем листе_1. | - Направляет на актуализацию мыслительных операций - Организует взаимопроверку и оценивание выполненной работы - Организует обсуждение (Слайд 2) | - Проверяют правильность выполнения по предложенному алгоритму и критерию оценивания - Оценивают работу - Систематизируют знания | Личностные: самоопределение, умение оценивать ситуацию, содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к педагогу и сверстникам; Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; Регулятивные: умение организовывать рабочее место, организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция
| |
Формулировка темы урока (слайд 3) Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана!
Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. В русском языке есть такая пословица: “Человек без родины, что дерево без корней”. Каков смысл этой пословицы? (Человек без родины прожить не может, а дерево - без корней.) Человек и растение – живые организмы планеты, сила которых кроется в корнях.(слайд 6) Постановка цели урока Постановка задач урока. Запись плана на доске
Где мы можем найти информацию по интересующей теме??
| Показывает зонтик Демонстрирует пример Создает условия, через создание проблемных ситуаций, для самостоятельного определения обучающимися темы урока. Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим процессам. (слайд 4) Мотивирует к постановке познавательной цели и задач План урока 1.Внешнее строение корня и его функции. 2.Виды корней. 3.Виды корневых систем. 4.Лабораторная работа №6: “Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”. 5.Рост корня. 6.Движение корня.
| Побуждение учащихся к выдвижению гипотез Определяют тему урока Предлагают свои варианты формулировки темы урока. Озвучивают тему урока Актуализируют свои знания Формулируют и согласовывают цель и задачи урока Предлагают пути их достижения Составляют план работы на уроке Формулируют ответ (в учебнике, в справочниках, в интернете …) | Личностные: осознание ответственности за общее дело; умение оценивать ситуацию содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии уважительно относиться к учителю и одноклассникам Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. | |
Операционно- технологический (28 минут) | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Организует выступление учащегося с сообщением о корнях.(слайд 7) Организует подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. Вводит понятие «Корень», «Виды корней» Объясняет Вводит понятие «Корневые системы» Объясняет Организует работу по слайду Организует лабораторную работу №6«Строение корня и корневой системы» Фронтальные и индивидуальные консультации Напоминает о необходимости соблюдения правил техники безопасности | Один рассказывает сообщение Проговаривают по цепочке Воспроизводят новые понятия Выясняют место нового понятия в системе других понятий; Рассматривают слайд Открывают учебник стр.36-37. Работают по ним. Читают. Анализируют текст Рассматривают рисунки в учебнике Выполняют Л.Р Проверяют | Личностные: осознание ответственности за общее дело; умение оценивать ситуацию , содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии , уважительно относиться к педагогу и сверстникам; Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей; использование знаково- символических средств; Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, доказательство и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация); | |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Выдается рабочий лист__2 с заданиями для работы на уроке. - Предлагается внимательно прочитать вопросы и ответить непосредственно в рабочем листе_2. | Организует работу в парах Распределяет роли Организует взаимопроверку Контролирует проверку в парах Предлагает выполнить задание 1 ЗАДАНИЕ 1. Каждая пара получает в конвертах разрезанную схему (мозаику) «Виды корней и типы корневых систем». Учащимся предлагается собрать ее. Провести взаимопроверку Проясняет ситуацию решения Организует индивидуальное усвоение детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи:
Инструктирует, советует | Выбирают роли Выполняют работу в парах Собирают схемы Соотносят новые знания с правилом в учебнике Корректируют ошибки друг друга. Проводят анализ и делают вывод о видах корней и типах корневых систем Выполняют зад.29, 30. в рабочей тетради стр18 Сравнивают свои записи с рисунками в учебнике По результатам выполнения самостоятельной работы выявляют и исправляют допущенные ошибки.
| Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей; использование знаково- символических средств Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений Регулятивные универсальные учебные действия: коррекция | |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Выдается рабочий лист__2 с заданиями для работы на уроке. - Предлагается внимательно прочитать вопросы и ответить непосредственно в рабочем листе_2. | Организует работу в парах Организует взаимопроверку Контролирует проверку в парах Предлагает выполнить задание 2 ЗАДАНИЕ 2. Работа с тестом (лучше устно). Задание теста: из предложенных утверждений выбрать только правильные. 1.Виды корневых систем: стержневая, мочковатая и придаточная. 2.Боковые корни отходят от главного корня. 3.У стержневой системы хорошо развит главный корень 4.Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков. 5.Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке. 6.Главный корень всегда отходит от стебля Исправляет ошибки | Выполняют работу в парах.
Отвечают на вопросы по ходу работы.
Корректируют ошибки друг друга. Проводят анализ и делают вывод.
| Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение причинно-следственных связей; использование знаково- символических средств Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений Общеучебные универсальные: структурирование знаний;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | |
Динамическая пауза | | | Ожидаемый результат: психо-физическая разгрузка | |
Рефлексивно-оценочный (7 минут) | Рефлексия деятельности Выбери верное утверждение: 1.всё понял, могу помочь другим; 2.всё понял; 3.могу, но нужна помощь; 4.ничего не понял; | - Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения. - Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов. Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений | Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока) Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы Осуществляют рефлексию учебной деятельности Выбирают утверждения Показывают таблички с цифрами Высказываются, аргументируют свое мнение Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему
| Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; оценивание усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор ; Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; Регулятивные: оценка достижения планируемых результатов, волевая саморегулиция Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений использование критериев для обоснования своего суждения; Сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать и вступать в диалог
|
|
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников | Составление синквейна «Корень» Организовывает проведение самооценки учениками работы на уроке | Оценивают себя | Регулятивные универсальные учебные действия: оценка и контроль, |
|
| Домашнее задание | Организовывает обсуждение и запись домашнего задания Обращается к вопросам и заданиям после текста в учебнике. Поясняет, какие задания необходимо делать обязательно, а какие по желанию. Предлагает познакомиться с биографией и творчеством И.И. Шишкина Заложить дома опыт: Возьмите проросток фасоли или гороха с корешком, достигшим 1-2 см в длину. Тушью нанесите на него деления на расстоянии 2 мм одно от другого. Затем поместите проросток в бутылку (баночку) с налитой на дно водой, приколов семядоли к пробке (картонке) так, чтобы корень не касался воды. Через сутки посмотрите, что произошло с делениями, нанесенными на корешок проростка. Свои наблюдения запишите в тетрадь. | Записывают домашнее задание Выставляют оценки за урок | Познавательные: работать с текстом учебника, находить в нём необходимую информацию |
|