kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение и гигиена зубов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен на городском семинаре-практикуме для молодых учителей. Полное описание сторения зубов и их гигиены

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение и гигиена зубов»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Государственное учреждение средняя школа №10


















Учитель билогии І категории Базаева Т.И.






Тараз -2010

Тема: «Строение и гигиена зубов»

Цель: Раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости

Развитие мыслительных способностей учащихся анализа, сравнения, обобщения.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Вводное слово учителя

Важнейшее условие здорового образа жизни – соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил, позволяющих предупредить возникновение различных заболеваний. Самые массовые из них – стоматологические, т.е. болезни зубов и полости рта. Пожалуй, нет человека, не знакомого с ними. Они далеко не безобидны и могут быть причиной серьезных аллергических реакций, воспалительных процессов в ряде органов. Разрушенные и больные зубы, воспалительные процессы в деснах и челюстях - постоянный источник инфекции и интоксикации организма. Поэтому так важно с детства выработать устойчивые навыки правильного и регулярного ухода за зубами.

Сегодня мы познакомимся со строением зубов.

  1. Зубы в жизни человека

- Ребята, как вы думаете, сколько зубов у человека?

У человека 32 зуба. В 6 – 9 месяцев у детей появляются первые резцы. Когда вам исполнилось 2,5 – 3 года, полностью прорезались первые молочные зубы. Их всего пока только 20. Молочные зубы «живут» мало, несколько лет. В 6 – 7 лет они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают зубы постоянные. К 12 – 14 годам заканчиваются появления постоянных зубов – 28. Остальные 4 зуба, которое, называют зубами мудрости, вырастают поздно, после 17 лет, но к накоплению жизненного опыта не имеют отношения.

Зубы разделяются на 3 вида, в зависимости от того, какую работу они выполняют. Вот сейчас мы и узнаем, какие виды зубов есть у человека и какое у них назначения. А для этого проведем небольшой опыт, который поможет нам почувствовать работу зубов.

Опыт: На столе у каждого лежит кусочек яблока. Сейчас вы должны будете съесть этот кусочек, но при этом наблюдать за собой. Запомните, какое действие вы совершаете с пищей сначала, чтобы она оказалась у вас во рту, и какие зубы при этом участвуют. И какое действие с пищей вы совершаете потом, и какие зубы участвуют при этом действии.

(Учащиеся проводят опыт).

А теперь проверим:

  1. Чтобы пища оказалась во рту, что вы сделали? (Откусили от яблока небольшой кусочек). Какие зубы в этом участвовали?

Чтобы откусить небольшой кусочек от какого–то продукта, участвует передний ряд зубов: по 4 верхних и нижних.

Проведите языком по краю. Что вы можете сказать об их внешнем виде? (Эти зубы плоские и острые).


Вывод: Так как эти зубы предназначены для откусывания, отрезания кусочков от целой пищи, то их так и называют – резцы.

Виды зубов взрослого человека

резцы

клык

малые коренные


большие коренные


большие коренные


малые коренные

клык

резцы





  1. Что потом происходило с пищей во рту? Какие зубы в этом участвовали?

Вывод: Да, в измельчении пищи участвуют зубы, находящиеся в глубине рта, которые называются коренными.

Обратите внимание: их поверхность неровная, с выступами. Это неслучайно. Выступы и выемки на коренных зубах обеспечивают лучшее перетирание пищи, чтобы её было легче проглотить.

  1. Вспомните, какими зубами вы обычно отрываете от мяса кусочек, отгрызаете от корки хлеба кусочек или разгрызаете орех? Обычно это делаем зубами, расположенными между коренными зубами и резцами. Посмотрите на них – они не такие, как резцы и коренные. У них острые края, но по форме они массивные.

Вывод: Это клыки – да, они так и называются. Клыки приспособлены для разрывания и разгрызания плотной пищи: корнеплодов, мяса, рыбы. Клыки есть у многих животных, особенно хорошо они развиты у хищников.

Ученики в тетрадях выполняют следующую запись:

Зубы человека делятся на 3 группы:

I резцы (4) – откусывают кусочки пищи.

II клыки (2) – разгрызают плотную пищу.

III коренные малые (4) и большие (6) – дробят и перетирают пищу.

Делают рисунок «Разновидность зубов».

  1. Строение зубов

Хотя зубы имеют разную форму и предназначены для разных целей, все они устроены одинаково.

Каждый зуб – это маленькая кость в нашем организме, только намного тверже и прочнее, чем другие кости. И это неслучайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережевываем ими пищу по три раза в день в течение всей жизни.

Эмаль


Дентин



Пульпа




Десна




Нерв Кровеносные сосуды


Коронка


Шейка




Корень



Поверхность зубов, предназначенная для кусания и жевания, покрыта снаружи эмалью. Эмаль – очень твердое вещество. Здоровую, крепкую эмаль не берет сверло, острые сабли при ударе об эмаль тупятся.

У детей зубная эмаль содержит меньше минеральных веществ и более проницаема, чем эмаль зубов взрослых. С годами она «созревает». Именно в этот период организм испытыавет особую потребность во фторе. Основной источник фтора – питьевая вода, а из продуктов питания – зеленый чай, зеленый салат, орехи, баранина.

Основную массу зуба составляет дентин, который на 70% сформирован из неорганических веществ – фосфата, фторида и карбоната кальция. Если кариес не лечить, то разрушение дентина продолжается, и микроорганизмы могут проникнуть в пульпу, что часто заканчивается гибельно пульпы и зуба.

Пульпа – энергетический центр зуба. В ней большое количество кровеносных сосудов и интенсивным кровотоком, что обеспечивает активный тканевый обмен веществ. Большое количество нервных волокон и их чувствительных окончаний объясняет высокую биологическую активность этой ткани. Наружный слой пульпы состоит из нескольких рядов особых, свойственных только пульпе зуба клеток – одонтобластов. У этих клеток имеются длинные отростки, которые через узкие канальцы, пронизывающие дентин, доходят до эмали, а иногда и проникают в нее. С помощью этих отростков клетки пульпы контролируют обменные процессы в твердых тканях зуба. При повреждении эмали отросток одонтобласта передает болевые ощущения от поверхностных слоев дентина в направлении чувствительных нервных окончаниий в пульпе зуба.

Внизу зуба различают корень. Он закрепляет зуб в зубных ячейках. У резцов и клыков – 1 отросток, у малых коренных – 2 отростка, у больших коренных – 3 отростка. Через корень проходит нерв, который передает сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов.

Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы десны всегда были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Если в десну попадет инфекция, то она может распространиться на зуб и разрушить его.


(Звучит мелодия из передачи «Здоровье»)


ІV Профилактика стоматологических заболеваний


Во рту у каждого человека есть бактерии – микроскопические живые существа.

Если на зубах остаются частицы пищи, которую мы едим, бактерии начинают приносить нашим зубам большой вред. Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб, и образуется дупло. Дупло – это кариес.

Ученик: На процесс возникновения кариеса влияет в первую очередь образования зубного налета. Также оказывает влияние недостаток фтора и кальция в питьевой воде, неполноценное питание, избыток сахара в пище, ухудшение общего состояние организма, стрессы, неблагоприятная наследственность, возрастной фактор, нарушение свойств и состава слюны. На ранних стадиях кариес практически не вызывает болевых ощущений и диагностируется только при осмотре стоматологом. Поэтому необходимо посещать стоматолога 2 раза в год!

Гингивит – это воспаление десны, сопровождающее кровоточивостью и отечностью.

Учник: В норме в полости рта человека существует большое количество микроорганизмов, содержащихся в зубном налете. Некоторые их виды размножаются при поступлении в полость рта углеводов (сахара), происходит химическая реакция, то есть микробы вырабатывают из сахара кислоту, которая разрушает эмаль и твердые ткани зуба, а так же приводит к воспалению десны.

При неправильной чистке зубов не происходит механического удаления зубного налета, с течением времени бактерии в зубном налете размножаются, он становится более толстым и плотным, оказывая разрушительное действие на зубы и на десну.


Пародонтоз – соправождается разрушением связок, удерживающих зуб, и разрушением кости челюсти, в которой крепится зуб.

Ученик: Микробы, образующие зубной налет, вызывают не только кариес, но и заболевания пародонта.

Начальной стадией заболевания является гингивит.

На этой стадии заболевание обратимо. Когда воспалительный процесс распространяется под десну, заболевание переходит в следующую стадию – пародонтит.

Симптомы заболевания:

  • десны начинают кровоточить, когда вы чистите зубы;

  • десна отходит от зубов;

  • появления гноя между зубом и десной при надавливании на десну;

  • постоянные зубы начинают расходиться, и между ними появляются промежутки;

  • смещение зубов при откусывании пищи;

  • неприятный запах изо рта.

Появлению заболеваний пародонта зачастую способствуют: скопление зубного налета, неправильная или неполноценная гигиена полости рта, в т.ч. отсутствие ухода за межзубными промежутками с помощью флосса (зубной нити), неполноценное питание, избыток сахара в пище,химические или термические ожоги десны, неправильно поставленные пломбы.

Человек с больными зубами не может пережевывать пищу, и это может привести к болезни желудка. Болезни могут вызвать и поселившиеся в зубах микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей. Как же сохранить зубы здоровыми, крепкими? А для этого надо уметь за ними ухаживать.



V Гигиена зубов

Что вы знаете о чистке зубов и о зубной щетке?

    • У каждого человека должна быть зубная щетка. Она всегда должна быть чистой.

    • Чистить зубы надо два раза в день: утром и перед сном, после еды всегда полоскать рот теплой водой.

    • Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние – снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной стороны, но и с внутреннней. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. Чтобы, хорошо почистить зубы, требуется не меньше трех минут.

Демонстрация для наглядности: можно взять расческу, начесать на нее вату и предложить её очистить. Ясно, что только движениями от основания к краям зубов можно это сделать. Обратные движения нежелательны, так как грязь забивается под десны, что содействует заболеванию и десен и зубов.

Чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы, надо соблюдать еще ряд правил.

  • Не ковыряйте в зубах металлическими предметами (булавками, иголкой). Металлическим предметом можно поцарапать зуб, и он начнет разрушаться.

  • Не откусывайте нитку и проволоку зубами. От этого зубы быстро разрушаются.

  • Сразу после холодной пищи не берите горячую и наоборот. В зубах от этого будут образовываться трешины.

  • Не курите! От табачного дыма зубы становятся неприятно желтого и даже коричневого цвета. На них раньше, чем у некурящего человека, образуются трещины, и зубы разрушаются.

  • Больные зубы обязательно лечите. Два раза в год посещайте зубного врача. Недаром гласит народная мудрость «Здоровые зубы – залог здоровья».

Чтобы ваши зубы были здоровыми, употребляйте в пищу больше витаминов (фрукты, овощи). Особенно полезен зубам витамин Д. Он содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, масле.

Заканчивая наш урок, хочу пожелать всем вам здоровья. Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей. Ничто не придает столько красоты улыбке, как здоровые белые зубы. Красивые и здоровые зубы говорят о хорошем здоровье. «Нет, зубов – нет здоровья» - говорят французы.


Д/з §43.


Подведение итогов.






Эвристическая беседа

Вопросы:

  1. «Каждый раз во время еды вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту» - так утверждает реклама одной из жевательных резинок. Как может химик прокомментировать это утверждение?

Ответ: В полости рта постоянно присутствуют бактерии, вырабатывающие кислоту. Поэтому наши зубы постоянно, а не только во время еды, подвергаеются действию кислоты. В этом и заключается ошибка рекламного текста. А «каждый раз во время еды» мы поставляем этим бактериям еще и углеводы, т.е. дополнительное сырье для вырабатывания кислоты. Поэтому во время еды разрушительное действие бактерий усиливается.


  1. Избыточное потребление сладостей способствует развитию кариеса. Как это можно объяснить с точки зрения химического разрушения зубной эмали – одной из серьезных причин кариеса? Можете ли вы предложить способ защиты зубов, позволяющий любителям сладостей потреблять их без ограничения?

Ответ: Глюкоза, содержащаяся во всех сладостях, легко подвергается процессу молочнокислого брожения. Поэтому остатки сладкой пищи в полости рта превращаются в молочную кислоту, которая растворяет зубную эмаль. Любителям сладостей можно посоветовать полоскать рот раствором питьевой соды после каждого приема пищи.


  1. Всем известно ощущение оскомины после обильного потребления кислых фруктов. При этом зубы становятся очень чувствительными к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если 2 раза в день чистить зубы зубной пастой, содержащей фтор. Как можно объяснить все эти явления с позиции химии, если знать, что по составу зубная эмаль очень близка к минералу гидроксиапатиту?

Ответ: Зубная эмаль по своему составу относится к классу основных солей, т.к. содержит группу – ОН. Все основные соли легко растворяются в кислотах, даже в таких слабых, как яблочная, лимонная, щавелевая, которые содержатся в кислых фруктах. Частичное растворение эмали делает зубы чувствительными к горячему и холодному. Фторид-ион содержащийся в зубных пастах, замещает гидроксид-ион в составе зубной эмали. При этом образуется менее растворимый в кислотах фторапатит кальция.


  1. Реклама зубной пасты (особенно «Blend-a-med» нас уверяет, что уникальная фтористая система «флористат» эффективно укрепляет зубную эмаль. Демонстрируется впечатляющий опыт с куриным яйцом, которое после обработки этой пастой не растворяется в уксусной кислоте. Попробуем разобраться теоретически: возможно ли то, что обещает эта реклама?

Ответ: В последнее время выпускают очень много разных лечебно-профилактических паст. Борьбу с кариесом ведут по двум направлениям: укрепление минеральной ткани зуба и предупреждение образования зубного налета. Для укрепления минеральной ткани зуба в пасту добавляют монофторфосфат натрия, а также фторид натрия или фторид олова. А термином «флористат» фирма – изготовитель обозначает то фтористое соединение, а чаще их смесь, которое включено в состав зубной пасты. Эти соединения переводят гидроксиапатит эмали в менее растворимый в кислотах фторапатит.

Как можно объяснить с яйцом? Скорлупа яйца состоит преимущественно из СаСО3 – соединения, растворимого в кислотах, но плохо растворимого в воде. Поскольку частично карбонат кальция все же растворяется в воде, возможно протекание обменной реакции. Фторид кальция хуже растворим в кислотах, чем СаСО3, он хорошо адсорбируется пористой поверхностью скорлупы и предохраняет ее от растворения в кислоте.


  1. Некоторые пожилые люди до сих пор не признают зубные пасты и чистят зубы только мылом. И у многих из них зубы хорошо сохранились. Можно ли это объяснить с точки зрения химии?

Ответ: В состав любой, даже самой современной, зубной пасты входят моющие и пенообразующие вещества, чаще всего натриевая соль лаурилсульфоновой кислоты. Их действие и аналогично действию мыла, а преимущество в том, что они не имеют неприятного запаха и вкуса мыла. Поэтому с помощью мыла можно неплохо очистить зубы. К тому же зубные пасты содержат абразивные вещества для механической очистки зубов, значит способствуют истиранию зубной эмали. Мыло лишено этого недостатка. Так что способ чистки зубов мылом хотя и кажется странным, но вполне удовлетворяет требованиям гигиены.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Строение и гигиена зубов

Автор: Базаева Татьяна Ивановна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 332791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Анатомическое строение человека"
    ["seo_title"] => string(39) "anatomichieskoie-stroieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "320327"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461062042"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методическая разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti"
    ["file_id"] => string(6) "139869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417805098"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами».  (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(51) "tiema-gighiiena-polosti-rta-ukhod-za-zubami-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "157287"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421581254"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок по познанию мира "Органы пищеварения. Гигиена питания" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-po-poznaniiu-mira-orghany-pishchievarieniia-gighiiena-pitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "145983"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419049553"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "конспект урока окружающего мира на  тему : Органы пищеварения"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomiranatiemuorghanypishchievarieniia"
    ["file_id"] => string(6) "318036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460481493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства