kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Строение насекомых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по биологии 7 класс.

Тема: Строение класса Насекомые

Цель: Расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения строения насекомых и выявить признаки, подтверждающие принадлежность класса насекомых к типу Членистоногих.

Задачи: Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением насекомого на примере стрекозы.

Найти характерные признаки внутреннего строения членистоногих  путем заполнения таблицы

Найти прогрессивные признаки в строение насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка знаний. Тест на тему Паукообразные.

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

А. Тело паукообразных состоит из. и.

Б. Для захвата пищи у паукообразных предназначены.

В. Паукообразные измельчают пищу при помощи.

Г. Паукообразные имеют. пары ходильных конечностей, состоящих из.

Д. Органы чувств представлены..,.

Е. Кровеносная система у паукообразных.

Ж. – самые древние представители паукообразных.

3. – паразиты растений, животных, человека.

Выберите правильный ответ.

2. Паукообразные имеют:

A. Хитиновый покров

Б. Членистые конечности

B. Сегментированное тело

Г. Пять пар ходильных конечностей

3. Характерными чертами пауков являются:

A. Паутинные бородавки

Б. Две первые пары конечностей участвуют в захвате и измельчении пищи

B. Фасеточное зрение

Г. Замкнутая кровеносная система

4. Пищеварение у пауков происходит:

А. Вне организма

Б. В кишечнике

В. В желудке

Г. В пищеводе

5. Строит свое жилище из паутины:

А. Паук-серебрянка

Б. Паук-прядильщик

В. Паук-охотник

Г. Каракурт

6. Клещей можно отличить от пауков:

A. Все членики тела срастаются между собой

Б. Тело разделено на головогрудь и брюшко

B. Имеют пять пар ног

Г. Имеются ядовитые железы

7. К паукообразным относят:

А. Всех членистоногих

Б. Скорпионов

В. Клещей

Г. Дафний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Строение насекомых" »

План урока по биологии 7 класс.

Тема: Строение класса Насекомые

Цель: Расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения строения насекомых и выявить признаки, подтверждающие принадлежность класса насекомых к типу Членистоногих .

Задачи: Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением насекомого на примере стрекозы.

Найти характерные признаки внутреннего строения членистоногих путем заполнения таблицы

Найти прогрессивные признаки в строение насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка знаний. Тест на тему Паукообразные.

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

А. Тело паукообразных состоит из ... и ...

Б. Для захвата пищи у паукообразных предназначены ...

В. Паукообразные измельчают пищу при помощи ...

Г. Паукообразные имеют ... пары ходильных конечностей, состоящих из ...

Д. Органы чувств представлены ... ..., ...

Е. Кровеносная система у паукообразных ...

Ж ... – самые древние представители паукообразных.

3 ... – паразиты растений, животных, человека.

Выберите правильный ответ.

2. Паукообразные имеют:

A. Хитиновый покров

Б. Членистые конечности

B. Сегментированное тело

Г. Пять пар ходильных конечностей

3. Характерными чертами пауков являются:

A. Паутинные бородавки

Б. Две первые пары конечностей участвуют в захвате и измельчении пищи

B. Фасеточное зрение

Г. Замкнутая кровеносная система

4. Пищеварение у пауков происходит:

А. Вне организма

Б. В кишечнике

В. В желудке

Г. В пищеводе

5. Строит свое жилище из паутины:

А. Паук-серебрянка

Б. Паук-прядильщик

В. Паук-охотник

Г. Каракурт

6. Клещей можно отличить от пауков:

A. Все членики тела срастаются между собой

Б. Тело разделено на головогрудь и брюшко

B. Имеют пять пар ног

Г. Имеются ядовитые железы

7. К паукообразным относят:

А. Всех членистоногих

Б. Скорпионов

В. Клещей

Г. Дафний

Изучение нового материала.

Насекомые в настоящее время являются самой процветающей группой животных на Земле. Тело насекомых подразделяется на три отдела: голову, грудь и брюшко.

На голове насекомых находятся фасеточные глаза и четыре пары придатков. У некоторых видов кроме фасеточных глаз имеются простые глазки. Первая пара придатков представлена усиками (антеннами), являющимися органами обоняния. Остальные три пары образуют ротовой аппарат. Верхняя губа (лабрум), непарная складка, прикрывает верхние челюсти. Вторая пара ротовых придатков образует верхние челюсти (мандибулы), третья пара – нижние челюсти (максиллы), четвертая пара срастается и образует нижнюю губу (лабиум). На нижней челюсти и нижней губе могут находиться по паре щупиков. К ротовому аппарату относится язык (гипофаринкс) – хитиновое выпячивание дна ротовой полости (рис. 2). В связи со способом питания, ротовые аппараты могут быть различных типов. Различают грызущий, грызуще-лижущий, колюще-сосущий, сосущий и лижущий типы ротовых аппаратов. Первичным типом ротового аппарата следует считать грызущий

Грудь состоит из трех сегментов, которые называются соответственно переднегрудь, среднегрудь и заднегрудь. Каждый из сегментов груди несет пару конечностей, у летающих видов на средне- и заднегруди находятся по паре крыльев. Конечности членистые. Основной членик ноги называется тазик, за ним следуют вертлуг, бедро, голень и лапка (рис. 1). В связи с образом жизни конечности бывают ходильными, бегательными, прыгательными, плавательными, копательными и хватательными.

Крылья представляют собой выпячивания стенок тела. Крыло состоит из двух складок кожи, покрытых кутикулой, и полости между ними. Крыло имеет жилки, утолщения, в которых проходят трахеи и нервы. Обычно крыльев – две пары. У насекомых из отряда Двукрылые вторая пара крыльев превращена в жужжальца. Есть небольшое количество видов насекомых, никогда не имевших крыльев (щетинкохвостки), есть вторично утратившие крылья, например, в связи с паразитическим образом жизни (вши).

Число сегментов брюшка варьирует от 11 до 4. На брюшке у низших насекомых имеются парные конечности, у высших насекомых они видоизменяются в яйцеклад или другие органы.

Покровы представлены хитиновой кутикулой, гиподермой и базальной мембраной, защищают насекомых от механических повреждений, потери воды, являются наружным скелетом. Насекомые имеют много желез гиподермального происхождения: слюнные, пахучие, ядовитые, паутинные, восковые и пр. Окраска покровов насекомых обуславливается пигментами, содержащимися в кутикуле или гиподерме.

Мышцы насекомых по гистологическому строению относятся к поперечнополосатым, они отличаются способностью к очень высокой частоте сокращений (до 1000 раз в секунду).

Пищеварительная система как у всех членистоногих подразделяется на три отдела, передний и задний отделы имеют эктодермальное происхождение, средний – энтодермальное (рис. 3). Пищеварительная система начинается ротовыми придатками и ротовой полостью, в которую открываются протоки 1–2 пар слюнных желез. Первая пара слюнных желез вырабатывает пищеварительные ферменты. Вторая пара слюнных желез может видоизменяться в паутинные или шелкоотделительные железы (гусеницы многих видов бабочек). Протоки каждой пары соединяются в непарный канал, который открывается у основания нижней губы под гипофаринксом. Передний отдел включает в себя глотку, пищевод и желудок. У некоторых видов насекомых пищевод имеет расширение – зоб. У видов, питающихся растительной пищей, в желудке находятся хитиновые складки, зубцы, способствующие перетиранию пищи. Средний отдел представлен средней кишкой, в которой происходит переваривание и всасывание пищи. В своей начальной части средняя кишка может иметь слепые выросты (пилорические придатки). Пилорические придатки функционируют как пищеварительные железы. У многих насекомых, питающихся древесиной, в кишечнике поселяются симбиотические простейшие и бактерии, выделяющие фермент целлюлазу и этим способствующие перевариванию клетчатки. Задний отдел представлен задней кишкой. На границе между средней и задней отделами в просвет кишечника открываются многочисленные слепо замкнутые мальпигиевы сосуды. Задняя кишка имеет ректальные железы, которые отсасывают из остатков пищевой массы воду.

Органы дыхания насекомых – трахеи, по которым осуществляется транспорт газов. Трахеи начинаются отверстиями – дыхальцами (стигмами), которые находятся по бокам среднегруди и заднегруди и на каждом членике брюшка. Максимальное число дыхалец – 10 пар. Часто стигмы имеют особые замыкательные клапаны. Трахеи имеют вид тонких трубочек и пронизывают все тело насекомого Концевые ветви трахей заканчиваются звездчатой трахейной клеткой, от которой отходят еще более тонкие трубочки – трахеолы. Иногда трахеи образуют небольшие расширения – воздушные мешки. Стенки трахей выстланы тонкой кутикулой, имеющие утолщения в форме колец и спирале

.Кровеносная система насекомых – незамкнутого типа .Сердце находится в перикардиальном синусе на дорсальной стороне брюшного отдела тела. Сердце имеет вид трубки, слепо замкнутой на заднем конце. Сердце разделено на камеры, каждая камера имеет по бокам парные отверстия с клапанами – остии. Число камер – восемь и меньше. К каждой камере сердца подходят мышцы, обеспечивающие ее сокращение. Волна сокращений сердца от задней камеры кпередней обеспечивает одностороннее движение крови вперед. Гемолимфа движется из сердца в единственный сосуд – в головную аорту и далее выливается в полость тела. Через многочисленные отверстия гемолимфа попадает в полость перикардиального синуса, затем через остии, при расширении сердечной камеры, засасывается в сердце. Гемолимфа не имеет дыхательных пигментов и представляет желтоватую жидкость, содержащую фагоциты. Основная ее функция – снабжение органов питательными веществами и перенос продуктов обмена корганам выделения

Дыхательная функция гемолимфы незначительна, лишь у некоторых водных личинок насекомых (личинки комаров-звонцов) гемолимфа имеет гемоглобин, окрашена в ярко-красный цвет и отвечает за транспорт газов.Органами выделения насекомых являются мальпигиевы сосуды и жировое тело. Мальпигиевы сосуды (в количестве до 150) имеют эктодермальное происхождение, впадают в просвет кишечника на границе между средним и задним отделами кишечника. Продукт выделения – кристаллы мочевой кислоты. Жировое тело насекомых помимо основной функции – накопления запасов питательных веществ, служит еще и «почкой накопления». В жировом теле имеются особые экскреторные клетки, которые постепенно насыщаются труднорастворимой мочевой кислотой.

Центральная нервная система насекомых состоит из парных надглоточных ганглиев (головного мозга), подглоточных ганглиев и сегментарных ганглиев брюшной нервной цепочки. Головной мозг включает в себя три отдела: протоцеребрум, дейтоцеребрум и тритоцеребрум. Протоцеребрум иннервирует акрон и размещающиеся на нем глаза. На протоцеребруме развиваются грибовидные тела, к которым подходят нервы от органов зрения. Дейтоцеребрум иннервирует усики, тритоцеребрум – верхнюю губу. В состав брюшной нервной цепочки входят 11–13 пар ганглиев: 3 грудных и 8–10 брюшных. У некоторых насекомых грудные и брюшные сегментарные ганглии сливаются в грудные и брюшные нервные узлы.Периферическая нервная система представлена нервами, отходящими от центральной нервной системы, и органами чувств. Имеются нейросекреторные клетки, нейрогормоны которых регулируют деятельность эндокринных органов насекомых.Чем сложнее поведение насекомых, тем сильнее развит у них головной мозг и грибовидные тела.Органы чувств насекомых достигают высокой степени совершенства. Возможности их сенсорного аппарата часто превосходят таковые высших позвоночных животных и человека.Органы зрения представлены простыми и сложными глазами (рис. 5). Сложные, или фасеточные глаза располагаются по бокам головы и состоят из омматидиев, число которых у различных видов насекомых варьирует от 8–9 (муравьи) до 28000 (стрекозы). У многих видов насекомых зрение цветное. Каждый омматидий воспринимает небольшую часть из поля зрения всего глаза, изображение складывается из множества мелких частичек изображения, такое зрение иногда называют «мозаичным». Роль простых глазков до конца не изучена, установлено, что они воспринимают поляризованный свет.Многие насекомые способны издавать звуки и слышать их. Органы слуха и органы, издающие звуки, могут находиться на любом участке тела. Например, у кузнечиков, органы слуха (тимпанальные органы) располагаются на голенях передних ног, здесь имеются по две узкие продольные щели, ведущие к барабанной перепонке, связанной с рецепторными клетками. Органы, издающие звуки, находятся на передних крыльях, причем левое крыло соответствует «смычку», а правое – «скрипке». Органы обоняния представлены совокупностью обонятельных сенсилл, расположенных, в основном, на антеннах. Антенны самцов развиты в большей степени, чем антенны самок. По запаху насекомые разыскивают пищу, места для откладки яиц, особей противоположного пола. Самки выделяют особые вещества – половые аттрактанты, привлекающие самцов. Самцы бабочек находят самок на расстоянии 3–9 км. Вкусовые сенсиллы располагаются у жуков на челюстных и губных щупиках, у пчел, мух, бабочек – на ножках, у пчел, муравьев – на усиках.Осязательные рецепторы, термо- и гигрорецепторы рассеяны по поверхности тела, но больше всего их на усиках и щупиках. Многие насекомые воспринимают магнитные поля и их изменение, где находятся органы, воспринимающие эти поля, пока неизвестно.Насекомые – раздельнополые животные. У многих видов насекомых выражен половой диморфизм. В состав мужской половой системы входят: парные семенники и семяпроводы, непарный семяизвергательный канал, совокупительный орган и придаточные железы. В состав совокупительного органа входят кутикулярные элементы – гениталии. Придаточные железы выделяют секрет, разбавляющий сперму и формирующий оболочку сперматофора. В состав женской половой системы входят: парные яичник и яйцеводы, непарное влагалище, семяприемник, придаточные железы. Самки некоторых видов имеют яйцеклад. Гениталии самцов и самок имеют сложное строение и таксономическое значение.Насекомые размножаются половым способом, для ряда видов известен партеногенез (тли).Развитие насекомых делится на два периода – эмбриональное, включающее развитие зародыша в яйце, и постэмбриональное, которое начинается с момента выхода личинки из яйца и заканчивается смертью насекомого. Постэмбриональное развитие проходит с метаморфозом. По характеру метаморфоза эти членистоногие подразделяются на две группы: насекомые с неполным превращением (гемиметаболические) и насекомых с полным превращением (голометаболические).

У гемиметаболических насекомых личинка похожа на взрослое животное. Отличается от него недоразвитыми крыльями – гонадами, отсутствием вторичных половых признаков, меньшими размерами. Такие имагоподобные личинки называются нимфами. Личинка растет, линяет, после каждой линьки зачатки крыльев увеличиваются. После нескольких линек из нимфы старшего возраста выходит имаго.У голометаболических насекомых личинка не похожа на имаго не только по строению, но и экологически, например, личинка майского жука живет в почве, имаго – на деревьях. Личинки после нескольких линек превращаются в куколок. Во время стадии куколки происходит разрушение личиночных органов и формирование организма взрослого насекомого.Личинки голометаболических насекомых не имеют сложных глаз и зачатков крыльев. Их ротовой аппарат грызущего типа, усики и конечности – короткие. По степени развития конечностей выделяют четыре типа личинок: протоподные, олигоподные, полиподные, аподные. У протоподных личинок имеются лишь зачатки грудных ног (пчелы). У олигоподных личинок – три пары нормальных ходильных ног (жуки, сетчатокрылые). Полиподные личинки кроме трех пар грудных ног имеют еще несколько пар ложных ножек на брюшке (бабочки, пилильщики). Брюшные ножки представляют собой выступы стенки тела, несут на подошве шипики и крючочки. Аподные личинки конечностей не имеют (двукрылые).По способам движения личинки голометаболических насекомых подразделяются на камподеовидных, эруковидных, проволочниковых и червеобразных.Камподеовидные личинки имеют длинное гибкое тело, бегательные ноги и чувствующие церки (жужелицы). Эруковидные личинки – мясистое слабоизогнутое телос конечностями или без (майские жуки, бронзовки, навозники). Проволочниковые – с жестким телом, круглым в поперечнике, сопорными церками (жуки-щелкуны, чернотелки). Червеобразные – по внешнему виду похожи на червей, безногие (двукрылые и многие другие).Куколки бывают трех типов: свободные, покрытые, скрытые (рис. 6). У свободных куколок зачатки крыльев и конечностей хорошо видны, свободно отделены от тела, покровы – тонкие и мягкие (жуки). У покрытых куколок зачатки плотно прирастают к телу, покровы – сильно склеротизированные (бабочки). Скрытые куколки – свободные куколки, находящиеся внутри ложного кокона – пупария (мухи). Пупарий представляет собой несброшенную затвердевшую личиночную шкурк

Закрепление материала: Выполнить работы в рабочей тетради.стр 88-91 задание № 106,108,109



Д/ з стр. рабочая татрадь стр 88-91 з.№ 107,110-111.










рис. 1. Схема строения
конечности насекомого:

1 - крыло, 2 - тазик, 3 - вертлуг,
4 - бедро, 5 - голень, 6 - лапка.




рис. 2. Схема строения насекомого:
1 - фасеточные глаза, 2 - простые глазки, 3 - мозг, 4 - слюнная
железа, 5 - зоб, 6 - перднее крыло, 7 - заднее крыло, 8 - яичник,
9 - сердце, 10 - задняя кишка, 11 - хвостовая щетинка (церка),
12 - антенна, 13 - верхняя губа, 14 - мандибулы (верхние челюсти) 15 - максиллы (нижние челюсти), 16 - нижняя губа,
17 - подглоточный ганглий, 18 - брюшная нервная цепочка.

19 - средняя кишка, 20 - мальпигиевы сосуды.












рис. 4. Схема строения
пищеварительной системы
черного таракана:

1 - слюнные железы, 2 -
пищевод, 3 - зоб, 4 -
пилорические придатки,
5 - средняя кишка,
6 - мальпигиевы сосуды,
7 - задняя кишка,
8 - прямая кишка








рис. 5. Глаза насекомых.
А - фасеточный глаз (на разрезе видны омматидии), Б - схема
строения отдельного омматидия, В - схема строения простого
глазка: 1 - хрусталик, 2 - хрустальный конус, 3 - пигментные
клетки, 4 - зрительные (ретинальные) клетки,
5 - рабдом (зрительный стержень), 6 - фасетки (наружные
поверхности хрусталика), 7 - нервные волокна.



рис. 6. Типы куколок.
А - открытая (наездник), Б -
покрытая (бабочка),
В - скрытая (муха).





Д/ з стр. рабочая татрадь стр 88-91 з.№ 107,110-111.



Тема урока: Тип Иглокожии

Цель урока: познакомить учащихся с характерными особенностями строения представителей типа Иглокожие.

Задачи урока

Образовательные: изучить особенности внешнего и внутреннего строения иглокожих; рассмотреть их многообразие и выявить роль в природе и жизни человека.

Развивающие: развитие умения сопоставлять, логически мыслить, анализировать и делать выводы.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения; воспитание бережного отношения к природе.

Вид урока: с применением средств мультимедиа.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, иллюстрации с изображением иглокожих, Презентация.



ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка целей и задач

Примерно 500 млн. лет назад, океаническое дно было заселено удивительными животными, которые были похожи то на огромные цветы, то на шары, покрытые длиннейшими иглами, то на много конечные звезды. Это было время расцвета иглокожих.

Название «иглокожие» – было дано еще древними греками, из-за наличия на теле этих животных игл.

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным миром иглокожих, узнаем особенности их внешнего и внутреннего строения, рассмотрим их многообразие и роль в природе и жизни человека. (рисунок 1)

3. Изучение нового материала

Иглокожие – это морские животные, ведущие прикрепленный или малоподвижный образ жизни .В настоящее время известно около 6 тыс. видов современных иглокожих, размеры тела которых колеблются от нескольких миллиметров до метра. Взрослые особи имеют радиальную (лучевую) симметрию.

Внешне иглокожие не похожи на других животных. Форма их тела очень разнообразна: это может быть и диск, и шар, и даже причудливый цветок. (рисунок 1)

Форма тела:

Шар (морские ежи)

Диск (морские ежи)

Звезда (морские звезды, офиуры)

Цветок (морские лилии)

Червеобразная (голотурии)

В подкожном слое иглокожих развивается биоминеральный эндоскелет, который состоит из известковых пластинок и часто образует разнообразные наружные придатки: иглы, шипы и педицеллярии. У многих морских ежей эти придатки развиваются особенно сильно. Иглы выполняют защитную функцию. Часто они бывают подвижными. Некоторые морские ежи направляют иглы в сторону приближающейся опасности. Педицеллярии — это иглы, видоизменённые в хватательные щипчики. С их помощью животное чистится и избавляется от паразитов. У морских ежей скелет принимает участие в формировании особого жевательного органа — аристотелеваHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2_%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%8C" фонаряHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E3%EB%EE%EA%EE%E6%E8%E5"[. У офиур скелет особенно развит в лучах, где он образует ряд массивных известковых члеников — позвонков. У голотурий скелет редуцирован.

Иглокожие, в отличие от всех других животных, могут обратимо менять жёсткость своих покровов и соединительной ткани. Они обладают соединительной тканью, способной изменять свою жёсткость, — так называемой мутабельной соединительной тканью. Крайние значения жёсткости различаются как лёд и вода. Когда морская звезда изгибается дугой над жертвой она придаёт жёсткость своей соединительной ткани и её лучи становятся опорой для амбулакральных ножек, которые прикрепляются к створкам моллюска. После принятия пищи соединительная ткань размягчается, становится эластичной, морская звезда распрямляется. Морские ежи, изменяя жёсткость соединительной ткани, могут фиксировать положение игл, которые используются для отражения хищников или для заякоривания в расщелинах скал. В стрессовых условиях офиуры и голотурии спонтанно отторгают (аутотомируют) лучи или выбрасывают внутренние органы с помощью местного размягчения соединительной ткани. В крайних случаях, когда некоторые голотурии извлекаются из воды на воздух, их тело полностью размягчается, растекается, и животное погибает. Хотя покровы иглокожих содержат мышцы, нервы и другие типы клеток, жёсткость меняет именно внеклеточный матрикс соединительной ткани. В этом матриксе имеются окончания нервных клеток, причём, вероятно, существует два типа нервов: действие одних делает матрикс жёстким, действие других размягчает его. На жёсткость матрикса влияет изменение концентрации Ca2+ и других катионов. В целом увеличение концентрации Ca2+ придаёт матриксу жёсткость, а уменьшение — размягчает его. Ca2+ может участвовать в образовании мостиков между макромолекулами в матриксе.

В состав эпидермы иглокожих входят механорецепторные клетки, обеспечивающие осязание, пигментные клетки, обуславливающие окраску животного, и железистые клетки, выделяющие липкий секрет или даже токсины.

Одной из уникальных особенностей иглокожих является наличие у них амбулакральной системы.

АмбулакральнаяHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0" система уникальна для всего царства животных. Это сообщающаяся с окружающей средой через каменистый канал и мадрепоровую пластинку сеть каналов, заполненная жидкостью, по составу близкой к морской воде. От радиальных амбулакральных каналов отходит множество амбулакральных ножек, у основания которых находятся ампулы — мышечные пузырьки, при сокращении которых ножка удлиняется. На конце ножки находится присоска. Амбулакральная система участвует в дыхании, передвижении и добывании пищи. Так, с помощью совместной работы множества амбулакральных ножек морская звезда может раскрыть раковину двустворчатого моллюска.

Нервная система иглокожих примитивная, состоит из трёх отдельных частей, построенных по радиальному плану: нервное кольцо и радиальные нервные тяжи. В оральной стенке тела лежит две нервные системы — чувствительная и двигательная. В аборальной стенке тела — только двигательная. Органы чувств иглокожих достаточно разнообразны, но примитивны по строению. Они диффузно распределены по телу в виде различных чувствительных клеток (функции осязания, химического чувства, зрения). Светочувствительные клетки могут быть собраны в глазках. У морских звёзд глазки расположены на концах лучей, а у морских ежей — вокруг анального отверстия.

Кровеносная система состоит из кольцевых и радиальных сосудов.

Пищеварительная система :представлена.

Рот иглокожих расположен на оральной стороне тела. Анальное отверстие чаще всего находится на аборальной стороне, но у морских лилий и неправильных морских ежей он располагается на оральной стороне тела. У офиур ануса нет. Чаще всего пищеварительная трубка представлена длинной кишкой. У морских звёзд формируется объёмный желудок, способный выворачиваться наизнанку через рот. Звезда обволакивает желудком добычу, которую не может проглотить, и таким образом осуществляет наружное пищеварение. Пищеварительные железы представлены печёночными выростами и ректальными железами.(рисунок№4).

Органы дыхания представлены кожными жабрами, некоторые виды иглокожих дышат при помощи амбулакральной системы.

Выделительная систем У некоторых иглокожих есть орган (функционально интегрированное сердце, осевой канал и осевой кровяной сосуд), который гомологичен рено-перикарду («сердцу-почке») полухордовых, но его роль в выделении сомнительна. Другие иглокожие не имеют такого органа, и все иглокожие обладают экскрецией на клеточном уровне.

Большинство иглокожих раздельнополые животные, но встречаются и гермафродиты. Развитие происходит с превращением (метаморфозом). Свободноплавающая личинка имеет двустороннюю симметрию тела.

Многие иглокожие обладают способностью к регенерации (слайд 10), т.е. способны восстанавливать утраченные части тела. Так, например, из одного луча морской звезды может восстановиться целое животное.

Тип Иглокожие подразделяется на пять классов (рисунок1)

Тип Иглокожие

Класс Морские звезды

Класс Морские ежи

Класс Морские лилии

Класс Офиуры

Класс Голотурии

Класс Морские звезды

Это морские малоподвижные животные, по форме тела, напоминающие пятиконечную звезду. В настоящее время насчитывается 1,5 тыс. видов.

Это:Класс Морские ежи Это донные ползающие или же зарывающиеся животные. Насчитывается 800 видов, обитающих в зарослях водорослей, на камнях, кораллах. Питаются водорослями, губками, моллюсками, разнообразной падалью.

Класс Морские лилии Формой тела эти животные напоминают причудливый цветок. Насчитывается около 800 видов, ведущих сидячий образ жизни. По типу питания – фильтраторы.

Класс Офиуры Это донные животные, по внешнему виду напоминающие морских звезд. Тело состоит из плоского диска и отходящих от него 5 лучей. Насчитывается около 2 тыс. видов. По типу питания – фильтраторы, но встречаются виды, питающиеся мертвыми останками.

Класс Голотурии Имеют продолговатую, червеобразную форму тела. Насчитывают около 1,5 тыс. видов. Это донные малоподвижные или ползающие животные. Питаются планктоном, органическими остатками, некоторые виды – фильтраторы.

Значение Иглокожих

В природе:

освобождают морское дно от органических останков

являются пищей морским животным

В жизни человека:

морские ежи и их икра имеют промысловое значение

панцирь морских ежей богат фосфором и кальцием, поэтому перерабатывается на удобрения

некоторые виды голотурий под названием «трепанги» употребляют в пищу

Выводы к уроку

Иглокожие – морские донные животные, насчитывающие около 6 тыс. видов

Размеры тела колеблются от нескольких миллиметров до метра

Имеют радиальную (чаще всего – пятилучевую) симметрию тела

Имеют амбулакральную систему, служащую для движения, выделения, дыхания и осязания

Обладают внутренним известковым скелетом, состоящим из пластин с иглами или шипами

Развитие происходит с превращением: личинка имеет двустороннюю симметрию тела и свободно плавает в толще воды

Насчитывают 5 классов: морские звезды, морские ежи, морские лилии, офиуры, голотурии

4. Закрепление изученного материала

Тест «Тип Иглокожие»

Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений.

Иглокожие – это морские животные.

В настоящее время известно около 650 видов животных, относящихся к иглокожим.

размеры тела не превышают 10-15 см.

Иглокожие имеют внутренний известковый скелет.

Амбулакральная система представлена кольцевым каналом, окружающим пищевод с двумя отходящими каналами.

Специальные органы выделения у иглокожих отсутствуют.

Все иглокожие раздельнополые животные.

Личинки имеют двустороннюю симметрию тела.

Тип Иглокожие включает три класса: морские звезды, морские ежи, морские лилии.

Морские звезды по типу питания – хищники.

5. Домашнее задание. стр.







Разнообразие иглокожих рисунок № 1

Морская звезда Linckia sp.

Морская звезда Plectaster decanus

Морской ёж Strongylocentrotus franciscanus

Офиура Ophionereis reticulata Голотурия Isostichopus badionotus



ГолотурияHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F"CucumariaHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F"miniata Морская лилия Ptilometra australis









Рисунок №3

С помощью амбулакральных ножек морской ёж передвигается

Мадрепоровая пластинка




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Строение насекомых"

Автор: Томарович Екатерина Юрьевна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 183809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация к уроку "Внешнее строение насекомых""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-k-uroku-vnieshnieie-stroieniie-nasiekomykh"
    ["file_id"] => string(6) "256450"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448131568"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по теме "Внешнее строение насекомых""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokapotiemievnieshnieiestroieniienasiekomykh"
    ["file_id"] => string(6) "256325"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448115025"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по теме "Внешнее строение насекомых""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokapotiemievnieshnieiestroieniienasiekomykh1"
    ["file_id"] => string(6) "256326"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448115032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности  насекомых" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-nasiekomykh"
    ["file_id"] => string(6) "230463"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442149772"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "урок "Общая характеристика класса Насекомые" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-obshchaia-kharaktieristika-klassa-nasiekomyie"
    ["file_id"] => string(6) "159892"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421956178"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства