Конспект урока по теме "Внешнее строение насекомых"
Конспект урока по теме "Внешнее строение насекомых"
Тема урока: Внешнее строение насекомых.
Цель: Расширить и углубить знания о типе Членистоногих.
I. Организационный момент.
Класс поделен на 5 групп по 4 человека.
II. Повторение изученного материала.
1. Заполнить таблицу.
Признаки Ракообразные Паукообразные
Размеры тела
Покров
Отделы тела
Число пар усиков
Глаза
Число пар ходильных ног
Место обитания
Признаки : до 80 см; хитиновый; головогрудь и брюшко; 3 пары; в разных средах обитания; голова, грудь и брюшко; 2 пары; 5 пар; отсутствуют; 4 пары; преимущественно в водоемах; простые; сложные; сухопутные животные, до 17 см.
2. Проверка выполнения задания.
Все ли карточки с перечисленными признаками были использованы. Почему?
Какой из классов нами не изучен?
Учащиеся формулируют тему урока. Высказанные предположения сверяются со слайдом № 1.
II. Изучение нового материала.
Слайд 2. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общие внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определенными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства и поведением.
Слайд 3.Класс насекомых включает свыше 70% всех известных на Земле животных. Они являются хозяевами планеты.
- Знаете ли вы что изучает наука энтомология?. Прикрепляется на доску карточка с названием науки.
на столах учащихся: раздаточные карточки «Признаки разных представителей типа Членистоногих», коллекции насекомых «Майский жук» и «Медоносная пчела», лупы, инструкции для выполнения лабораторной работы, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся поделены на 5 групп по 4 человека.
II. Повторение изученного материала.
1. Учащимся предлагается распределить признаки представителей типа Членистоногих по их принадлежности к разным классам и расположить их в таблицу.
Признаки
Ракообразные
Паукообразные
Размеры тела
Покров
Отделы тела
Число пар усиков
Глаза
Число пар ходильных ног
Место обитания
Признаки для распределения: до 80 см; хитиновый; головогрудь и брюшко; 3 пары; в разных средах обитания; голова, грудь и брюшко; 2 пары; 5 пар; отсутствуют; 4 пары; преимущественно в водоемах; простые; сложные; сухопутные животные, до 17 см.
2. Проверка выполнения задания. Учащиеся называют признаки классов Ракообразных и Паукообразные.
Уточняю, все ли карточки с перечисленными признаками были использованы. Почему?
Вспоминаем, какими классами представлен тип Членистоногие (Ракообразные, Паукообразные, Насекомые). Какой из этих классов нами не изучен.
Прошу сформулировать тему урока. Учащиеся называют «Класс насекомые. Внешнее строение насекомых» На доску проецируется слайд № 1. Затем формулируются цели и задачи урока и высказанные предположения сверяются с записью в данном слайде.
II. Изучение нового материала.
1. Введение в тему.
Мы продолжаем изучение самого многочисленного типа животных – Членистоногие. Мы уже познакомились с признаками класса Ракообразных, Паукообразных. А сегодня поговорим о насекомых.
Слайд 2. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общие внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определенными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства и поведением.
Слайд 3. Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 1 млн. видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей тропической Африки до вершин Гималаев.
- Знаете ли вы что изучает наука энтомология? (Это раздел зоологии, изучающий насекомых). Прикрепляется на доску карточка с названием науки. Уточняю, что научная энтомология дает знания о производстве воска, шелка. Прикладная энтомология изучает способы борьбы с насекомыми вредителями.
С целью выяснения особенностей внешнего строения насекомых предлагается выполнение учащимися лабораторной работы.
Цель: Изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука и пчелы.
Оборудование: линейка, коллекции насекомых, лупа, инструкция к выполнению лабораторной работы ( учебник, стр. 127)
1 , 2 и 3 группы (сильные учащиеся) работают с коллекцией
4 и 5 группы (более слабые учащиеся)работают с коллекциями и учебниками
Ход работы
1) Определить длину и окраску тела насекомого.
2) Найдите отдела тела: голову, грудь и брюшко.
3) Рассмотрите голову насекомого, найдите усики, глаза и ротовые органы. Назовите их функции.
4) Установите, к какому отделу тела прикрепляются ноги, определите их число.
5) Найдите две пары крыльев: переднюю и заднюю. Назовите отдел тела, к которому они прикрепляются. Какое строение они имеют?
6. Рассмотрите брюшко, найдите с помощью лупы дыхальца.
7. Сделайте в тетради соответствующие записи.
8. Перечислите характерные черты строения насекомого как представителя Членистоногих.
Оформление лабораторной работы проводится в рабочей тетради (задание 1 стр. 85-86)
3. Беседа по итогам выполнения лабораторной работы.
Рассмотрим подробнее внешнее строение насекомых.
Слайд 4. – Какой покров имеет тело насекомых и какое значение имеет такой покров? (хитиновый, является наружным скелетом и выполняет защитную функцию)
Назовите свойства хитинового покрова. (плотный, прочный, малорастяжимый)
- Что происходит с покровом в период роста насекомого? (линька)
Назовите отделы тела насекомого (голова, грудь и брюшко)
Слайд 5. Органы, расположенные на голове (глаза, усики, ротовые органы)
Обращаю внимание на глаза. Это пара сложных глаз по бокам головы и несколько простых глазков на лбу. Основными для зрительного восприятия являются сложные фасеточные глаза. Число фасеток у насекомых разное: у мух – 4 тыс., у стрекоз – 28 тыс. Верхней половиной глаза насекомые различают синий и фиолетовый цвет, а нижней – желтый, зеленый, оранжевый, красный. С помощью простых глазков насекомые определяют интенсивность освещения.
Далее выясняем функцию усиков. С помощью усиков насекомые чувствуют запахи на большом расстоянии (10-12 км)
Слайд 6. Ротовые органы состоят из верхней и нижней губы, верхней и нижней челюсти. Нижняя губа, верхняя и нижняя челюсть являются видоизмененными конечностями.
Слайд 7. Ротовой аппарат у насекомых в зависимости от пищи подразделяется на:
А) острые, будто иглы – колюще-сосущего типа (комар)
Б) лижущий - сросшийся в одну большую губу ( муха)
Слайд 8.
В) грызущий – с острыми краями (пчела)
Г) сосущий – бабочка
Слайд 9. Часто насекомые и их личинки имеют разное строение ротового аппарата, т.к. питаются разной пищей, что уменьшает конкуренцию между ними.
Слайд 10. На груди у насекомых расположены крылья. Среди беспозвоночных только насекомые способны к полету. Крылья у насекомых могут быть перепончатыми (стрекоза)
Слайд 11. У жуков на поверхности перепончатых крыльев, участвующих непосредственно в полете, расположены жесткие надкрылья, выполняющие защитную функцию, а также роль несущих плоскостей.
Слайд 12. У бабочек крылья образованы чешуйками – видоизмененными волосками, которые имеют яркую окраску и при сильном преломлении света, создают причудливый узор.
Слайд 13. Далее выясняем, сколько ног у насекомых и где они располагаются (3 пары конечностей, расположены на груди). Т.о. насекомые – шестиногие животные. По строению и функциям конечности насекомых бывают:
Слайд 14. у медведки – копательного типа
Слайд 15. у жука-плавунца – плавательные (имеют длинные волоски, образующие широкую поверхность как весло)
Слайд 16. у кузнечика – длинные задние прыгательные ноги
Слайд 17. у большинства насекомых ноги бегательные (таракан)
Учащиеся делают вывод о том, что насекомые способны передвигаться как на суше, так и в воде.
Слайд 18. Брюшной отдел состоит из 10-12 сегментов. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца – это органы дыхания.
Подводя итог, предлагаю учащимся перечислить основные признаки, по которым мы будем отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. (три пары конечностей, пара усиков, у большинства крылья, глаза сложные и несколько простых глазков)
III. Закрепление.
1) Игра «Определить представителей Членистоногих по классам»
Членистоногие
Ракообразные Паукообразные Насекомые
Представители Представители Представители
Показываю представителей членистоногих, учащиеся распределяют их по группам.