Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. С.В. Суматохин Г.С. Калинова и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»
Автор: Курганская Любовь Михайловна, учитель химии и биологии
МКОУ «Говорёнковская ООШ»
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. С.В. Суматохин Г.С. Калинова и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цели урока:
Обучающая: изучить строение клетки.
Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Задачи: – показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований; – дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:- обсуждать информацию;
- слушать одноклассника и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать одноклассника и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать свои версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу пары, группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные термины и понятия: клеточная мембрана, генетический аппарат, хромосомы, цитоплазма, ядро, пластиды, хлоропласты, вакуоли, цитология.
Ход урока
1. Мотивация
Ребята, добрый день!
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Слайд №1
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Сейчас я хочу задать Вам несколько вопросов. Внимание!
– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.) Слайд №2 – Что нужно, для составления предложения? (Слова, которые составляют основу предложений.) Слайд№3 – Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.) Слайд №4 – А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)
Слайд № 5
Прослушайте отрывок из стихотворения. Подумайте, о чем говорится в нем? В листике зеленом сетка Называемая « клетка» В клетке той там горы пор, Выгоняющие сор. Почему же лист зеленый? Окунемся ка мы в глубь Хлоропласты в нем живут,
Красят лист и там и тут. Цитоплазма лист питает.
Собою клетки заполняет.
Оболочка все хранит
Эту клетку защитит! Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. Слайд № 11
Из чего состоят все живые организмы? Из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей)
Что вы хотите узнать на уроке?
Какова цель сегодняшнего урока? (Ответы).
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
2. Целеполагание и планирование Тема урока: Строение клетки
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся и происходит обмен веществ.
– учить анализу, созданию образов и понятий.
3. Актуализация пройденного материала.
Ребята, давайте вспомним, что мы с вами говорили на прошлом уроке (Дети отвечают.) Правильно, увеличительные приборы. Давайте вспомним основные приборы.
1. С помощью каких приборов можно изучать клетки? Слайд №8
2. Назовите основные части лупы?
3. Во сколько раз увеличивает лупа?
4. Назовите основные части светового микроскопа? Слайд №9
5. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?
4.Актуализация нового материала
Ребята! Если взять нашу планету, то ее населяют различные живые существа.
Они отличаются друг от друга по форме , но все они состоят из клеток, то есть имеют клеточное строение.
Слайд№11
1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. Слайд №12
2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. Вы можете в этом убедиться, рассмотрев изображения клеток на слайде. А что же такое клетка? (Версии детей)
3. Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и развития всех живых организмов. Слайд №6
Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток. Слайд№10
Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. Слайд №13-14-16
Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды , вакуоль и др. Подробно об этом мы будем говорить в старших классах. Слайд №15-17-18-19
Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение? (Ответы детей)
Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.
Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр. 30–31). (заполнение таблицы)
1. Какие функции выполняет оболочка в клетке,
2.Какие функции выполняет цитоплазма,
3.Какие функции выполняет ядро,
4. Функции вакуоли. Слайд № 20
Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды. Слайд № 17
Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях клетки мы будем говорить через 2 урока. ()
5.Подготовка к лабораторной работе.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами. Вначале прослушаем стихотворение – инструкцию:
С лука сняли кожицу – Тонкую, бесцветную, Положили кожицу На стекло предметное. Микроскоп поставили, Препарат – на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек! Дольки – это клетки С ядрами внутри, Вакуоли крупные В клетке рассмотри. Снаружи – оболочка, Под нею – цитоплазма. Зеленые пластиды Искать будешь напрасно.
Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом”.
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. Слайд №14-15-16
6.Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Мы с вами рассмотрели клетки растений. Ответьте мне, какие утверждения верны? В своих карточках поставьте знак “+” или “-”.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
5. Живые клетки только питаются.
6.Клетки одинаковы по форме и размерам.
7.Организм человека состоит из клеток
Соотнесите цифры от 1-10 с предложенными функциями. Слайд №21
Проверь себя. Слайд№22
Оцените, пожалуйста, сами свои работы. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.
7.Рефлексия (Светофор.)
Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно; Желтый – некоторые задания вызвали затруднения; Зеленый – Задания были трудными, многое не понял.
Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока.
Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке. Какое у вас настроение после урока?
Дети поднимают сигнальные карточки и подводят итог урока
8. Домашнее задание
Параграф 8, вопросы на странице 31
Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина или из цветной бумаги клетку с ее органоидами. (Слайд №7)
Подведение итогов с помощью стихотворения: Стихотворение «Клетка»
Чепрасова Дарья
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
Мы в клетке наблюдаем много тел,
От аппарата Гольджи, лизосом,
До нужных компонентов, органелл,
Надежных центриолей, рибосом.
Есть в цитоплазме свой цитоскелет
И митохондрия, ядро,
Да эндоплазматическая сеть-
Все это основное лишь нутро.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок окончен, до свидания.
Прочная, бесцветная, прозрачная, легко пропускает свет внутрь клетки.
2. Цитоплазма
Внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки,
Бесцветное густое, тягучее образование.
3. Ядро
Центр жизнедеятельности клетки, Ядро с ядрышком располагаются в центре или вдоль оболочки клетки.
Ядро всегда окружено цитоплазмой.
4. Вакуоли
Резервуар в котором содержится клеточный сок.
Клеточный сок – жидкость с растворенными в ней сахарами, минеральными солями.
(содержит красящие вещества – пигменты: придающие синию, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растения)
Пластиды
Лабораторная работа
«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под
микроскопом».
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Какие утверждения верны?
Поставьте знак “+” или “-”.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
5. Живые клетки только питаются.
6.Клетки одинаковы по форме и размерам.
7.Организм человека состоит из клеток
Домашнее задание
Параграф 7, вопросы на странице 31
Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина или из цветной бумаги клетку с ее органоидами, проект «Клетка»
Используемая литература
1.Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др. Рабочая программы Предметная линия учебников »Линия жизни»5-9 классы-М.: Просвещение,2017
2.Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др. Рабочая тетрадь по биологии 5класс