kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение клетки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. С.В. Суматохин Г.С. Калинова и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение клетки»

Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»

Автор: Курганская Любовь Михайловна, учитель химии и биологии

МКОУ «Говорёнковская ООШ»

Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. С.В. Суматохин Г.С. Калинова и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.


Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока:

Обучающая: изучить строение клетки.

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

- регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные:- обсуждать информацию;

- слушать одноклассника и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:- работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать одноклассника и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать свои версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу пары, группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, таблицы « Строение растительной клетки»; карточки с текстом; микропрепараты растительной клетки, клетки кожицы лука; микроскопы, компьютер, интерактивная доска, презентация.

Основные термины и понятия: клеточная мембрана, генетический аппарат, хромосомы, цитоплазма, ядро, пластиды, хлоропласты, вакуоли, цитология.


Ход урока

1. Мотивация

Ребята, добрый день!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Слайд №1

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Сейчас я хочу задать Вам несколько вопросов. Внимание!

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.) Слайд №2
– Что нужно, для составления предложения? (Слова, которые составляют основу предложений.)  Слайд№3
– Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.) Слайд №4
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)

Слайд № 5

Прослушайте отрывок из стихотворения. Подумайте, о чем говорится в нем?
В листике зеленом сетка
Называемая « клетка» 
В клетке той там горы пор, 
Выгоняющие сор. 
Почему же лист зеленый?
Окунемся ка мы в глубь 
Хлоропласты в нем живут,

Красят лист и там и тут. Цитоплазма лист питает.

Собою клетки заполняет.

Оболочка все хранит

Эту клетку защитит! 
Их не видел Левенгук, 
Удивился б Роберт Гук. 
Слайд № 11

Из чего состоят все живые организмы? Из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей)

Что вы хотите узнать на уроке?

Какова цель сегодняшнего урока? (Ответы).

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

2. Целеполагание и планирование
Тема урока: Строение клетки

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;

– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся и происходит обмен веществ.

– учить анализу, созданию образов и понятий.

3. Актуализация пройденного материала.

Ребята, давайте вспомним, что мы с вами говорили на прошлом уроке (Дети отвечают.) Правильно, увеличительные приборы. Давайте вспомним основные приборы.

1. С помощью каких приборов можно изучать клетки? Слайд №8

2. Назовите основные части лупы?

3. Во сколько раз увеличивает лупа?

4. Назовите основные части светового микроскопа? Слайд №9

5. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?

4.Актуализация нового материала

Ребята! Если взять нашу планету, то ее населяют различные живые существа.

Они отличаются друг от друга по форме , но все они состоят из клеток, то есть имеют клеточное строение.

Слайд№11

1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. Слайд №12

2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. Вы можете в этом убедиться, рассмотрев изображения клеток на слайде. А что же такое клетка? (Версии детей)

3. Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и развития всех живых организмов. Слайд №6

Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток. Слайд№10

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. Слайд №13-14-16

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды , вакуоль и др. Подробно об этом мы будем говорить в старших классахСлайд №15-17-18-19

Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение? (Ответы детей)

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.

Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр. 30–31). (заполнение таблицы)

1. Какие функции выполняет оболочка в клетке,

2.Какие функции выполняет цитоплазма,

3.Какие функции выполняет ядро,

4. Функции вакуоли. Слайд № 20

Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды. Слайд № 17

Пластиды делятся на: лейкопласты (бесцветные), хромопласты (оранжево – красные), хлоропласты (зеленые) содержат зеленый пигмент хлорофилл. Слайд № 18

Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях клетки мы будем говорить через 2 урока. ()

5.Подготовка к лабораторной работе.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами. Вначале прослушаем стихотворение – инструкцию:

С лука сняли кожицу –
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат – на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук – из долек!
Дольки – это клетки
С ядрами внутри,
Вакуоли крупные
В клетке рассмотри.
Снаружи – оболочка,
Под нею – цитоплазма.
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно.

Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом”.

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. Слайд №14-15-16

6.Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Мы с вами рассмотрели клетки растений. Ответьте мне, какие утверждения верны? В своих карточках поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

7.Организм человека состоит из клеток

Соотнесите цифры от 1-10 с предложенными функциями. Слайд №21

Проверь себя. Слайд№22

Оцените, пожалуйста, сами свои работы. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

7.Рефлексия (Светофор.)

Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно;
Желтый – некоторые задания вызвали затруднения;
Зеленый – Задания были трудными, многое не понял.

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока. 

Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке. Какое у вас настроение после урока?

Дети поднимают сигнальные карточки и подводят итог урока

8. Домашнее задание

Параграф 8, вопросы на странице 31

Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина или из цветной бумаги клетку с ее органоидами. (Слайд №7)

Подведение итогов с помощью стихотворения: Стихотворение «Клетка»

Чепрасова Дарья

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

Мы в клетке наблюдаем много тел,

От аппарата Гольджи, лизосом,

До нужных компонентов, органелл,

Надежных центриолей, рибосом.

Есть в цитоплазме свой цитоскелет

И митохондрия, ядро,

Да эндоплазматическая сеть-

Все это основное лишь нутро.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок окончен, до свидания.






Опорный конспект. Урок №

Тема: _____________________________________________________________

Цель:________________________________________________________________________________________________________________________________

Цитология – это____________________________________________________

__________________________________________________________________

Клетка – это_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Каждая клетка имеет три главные части:





Строение и функции органоидов клетки

Название органоида

Строение

Функции


1.Оболочка


Прочная, бесцветная, прозрачная, легко пропускает свет внутрь клетки.


2. Цитоплазма

Внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки,

Бесцветное густое, тягучее образование.


3. Ядро

Центр жизнедеятельности клетки, Ядро с ядрышком располагаются в центре или вдоль оболочки клетки.

Ядро всегда окружено цитоплазмой.


4. Вакуоли

Резервуар в котором содержится клеточный сок.

Клеточный сок – жидкость с растворенными в ней сахарами, минеральными солями.

(содержит красящие вещества – пигменты: придающие синию, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растения)



Пластиды






Лабораторная работа

«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под

микроскопом».

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.











Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

7.Организм человека состоит из клеток


Домашнее задание

Параграф 7, вопросы на странице 31

Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина или из цветной бумаги клетку с ее органоидами, проект «Клетка»

Используемая литература

1.Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др. Рабочая программы Предметная линия учебников »Линия жизни»5-9 классы-М.: Просвещение,2017

2.Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др. Рабочая тетрадь по биологии 5класс

Москва «Просвещение» 2017

12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Строение клетки

Автор: Курганская Любовь Михайловна

Дата: 19.01.2019

Номер свидетельства: 496108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-priezientatsiia-po-tiemie-klietochnaia-tieoriia-osobiennosti-stroieniia-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "113452"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254898"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока биологии в  10 классе на  Тему  «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»"
    ["seo_title"] => string(96) "razrabotka-uroka-biologhii-v-10-klassie-na-tiemu-stroieniie-klietki-klietochnaia-miembrana-iadro"
    ["file_id"] => string(6) "252181"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341343"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект-урока на тему "Строение клетки""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stroieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "316538"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460109136"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок-повторение по теме : "Строение клетки". 6-й класс"
    ["seo_title"] => string(56) "urok-povtorieniie-po-tiemie-stroieniie-klietki-6-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "289460"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454827634"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Строение клетки "
    ["seo_title"] => string(18) "stroieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "194697"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427803831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства