kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение клетки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. С.В. Суматохин Г.С. Калинова и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение клетки»

Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»

Автор: Курганская Любовь Михайловна, учитель химии и биологии

МКОУ «Говорёнковская ООШ»

Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. С.В. Суматохин Г.С. Калинова и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.


Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока:

Обучающая: изучить строение клетки.

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

- регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные:- обсуждать информацию;

- слушать одноклассника и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:- работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать одноклассника и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать свои версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу пары, группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, таблицы « Строение растительной клетки»; карточки с текстом; микропрепараты растительной клетки, клетки кожицы лука; микроскопы, компьютер, интерактивная доска, презентация.

Основные термины и понятия: клеточная мембрана, генетический аппарат, хромосомы, цитоплазма, ядро, пластиды, хлоропласты, вакуоли, цитология.


Ход урока

1. Мотивация

Ребята, добрый день!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Слайд №1

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Сейчас я хочу задать Вам несколько вопросов. Внимание!

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.) Слайд №2
– Что нужно, для составления предложения? (Слова, которые составляют основу предложений.)  Слайд№3
– Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.) Слайд №4
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)

Слайд № 5

Прослушайте отрывок из стихотворения. Подумайте, о чем говорится в нем?
В листике зеленом сетка
Называемая « клетка» 
В клетке той там горы пор, 
Выгоняющие сор. 
Почему же лист зеленый?
Окунемся ка мы в глубь 
Хлоропласты в нем живут,

Красят лист и там и тут. Цитоплазма лист питает.

Собою клетки заполняет.

Оболочка все хранит

Эту клетку защитит! 
Их не видел Левенгук, 
Удивился б Роберт Гук. 
Слайд № 11

Из чего состоят все живые организмы? Из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей)

Что вы хотите узнать на уроке?

Какова цель сегодняшнего урока? (Ответы).

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

2. Целеполагание и планирование
Тема урока: Строение клетки

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;

– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся и происходит обмен веществ.

– учить анализу, созданию образов и понятий.

3. Актуализация пройденного материала.

Ребята, давайте вспомним, что мы с вами говорили на прошлом уроке (Дети отвечают.) Правильно, увеличительные приборы. Давайте вспомним основные приборы.

1. С помощью каких приборов можно изучать клетки? Слайд №8

2. Назовите основные части лупы?

3. Во сколько раз увеличивает лупа?

4. Назовите основные части светового микроскопа? Слайд №9

5. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?

4.Актуализация нового материала

Ребята! Если взять нашу планету, то ее населяют различные живые существа.

Они отличаются друг от друга по форме , но все они состоят из клеток, то есть имеют клеточное строение.

Слайд№11

1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. Слайд №12

2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. Вы можете в этом убедиться, рассмотрев изображения клеток на слайде. А что же такое клетка? (Версии детей)

3. Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и развития всех живых организмов. Слайд №6

Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток. Слайд№10

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. Слайд №13-14-16

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды , вакуоль и др. Подробно об этом мы будем говорить в старших классахСлайд №15-17-18-19

Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение? (Ответы детей)

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.

Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр. 30–31). (заполнение таблицы)

1. Какие функции выполняет оболочка в клетке,

2.Какие функции выполняет цитоплазма,

3.Какие функции выполняет ядро,

4. Функции вакуоли. Слайд № 20

Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды. Слайд № 17

Пластиды делятся на: лейкопласты (бесцветные), хромопласты (оранжево – красные), хлоропласты (зеленые) содержат зеленый пигмент хлорофилл. Слайд № 18

Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях клетки мы будем говорить через 2 урока. ()

5.Подготовка к лабораторной работе.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами. Вначале прослушаем стихотворение – инструкцию:

С лука сняли кожицу –
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат – на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук – из долек!
Дольки – это клетки
С ядрами внутри,
Вакуоли крупные
В клетке рассмотри.
Снаружи – оболочка,
Под нею – цитоплазма.
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно.

Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом”.

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. Слайд №14-15-16

6.Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Мы с вами рассмотрели клетки растений. Ответьте мне, какие утверждения верны? В своих карточках поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

7.Организм человека состоит из клеток

Соотнесите цифры от 1-10 с предложенными функциями. Слайд №21

Проверь себя. Слайд№22

Оцените, пожалуйста, сами свои работы. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

7.Рефлексия (Светофор.)

Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно;
Желтый – некоторые задания вызвали затруднения;
Зеленый – Задания были трудными, многое не понял.

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока. 

Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке. Какое у вас настроение после урока?

Дети поднимают сигнальные карточки и подводят итог урока

8. Домашнее задание

Параграф 8, вопросы на странице 31

Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина или из цветной бумаги клетку с ее органоидами. (Слайд №7)

Подведение итогов с помощью стихотворения: Стихотворение «Клетка»

Чепрасова Дарья

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

Мы в клетке наблюдаем много тел,

От аппарата Гольджи, лизосом,

До нужных компонентов, органелл,

Надежных центриолей, рибосом.

Есть в цитоплазме свой цитоскелет

И митохондрия, ядро,

Да эндоплазматическая сеть-

Все это основное лишь нутро.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок окончен, до свидания.






Опорный конспект. Урок №

Тема: _____________________________________________________________

Цель:________________________________________________________________________________________________________________________________

Цитология – это____________________________________________________

__________________________________________________________________

Клетка – это_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Каждая клетка имеет три главные части:





Строение и функции органоидов клетки

Название органоида

Строение

Функции


1.Оболочка


Прочная, бесцветная, прозрачная, легко пропускает свет внутрь клетки.


2. Цитоплазма

Внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки,

Бесцветное густое, тягучее образование.


3. Ядро

Центр жизнедеятельности клетки, Ядро с ядрышком располагаются в центре или вдоль оболочки клетки.

Ядро всегда окружено цитоплазмой.


4. Вакуоли

Резервуар в котором содержится клеточный сок.

Клеточный сок – жидкость с растворенными в ней сахарами, минеральными солями.

(содержит красящие вещества – пигменты: придающие синию, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растения)



Пластиды






Лабораторная работа

«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под

микроскопом».

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.











Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

7.Организм человека состоит из клеток


Домашнее задание

Параграф 7, вопросы на странице 31

Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина или из цветной бумаги клетку с ее органоидами, проект «Клетка»

Используемая литература

1.Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др. Рабочая программы Предметная линия учебников »Линия жизни»5-9 классы-М.: Просвещение,2017

2.Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др. Рабочая тетрадь по биологии 5класс

Москва «Просвещение» 2017

12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Строение клетки

Автор: Курганская Любовь Михайловна

Дата: 19.01.2019

Номер свидетельства: 496108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-priezientatsiia-po-tiemie-klietochnaia-tieoriia-osobiennosti-stroieniia-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "113452"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254898"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока биологии в  10 классе на  Тему  «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»"
    ["seo_title"] => string(96) "razrabotka-uroka-biologhii-v-10-klassie-na-tiemu-stroieniie-klietki-klietochnaia-miembrana-iadro"
    ["file_id"] => string(6) "252181"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341343"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект-урока на тему "Строение клетки""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stroieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "316538"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460109136"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок-повторение по теме : "Строение клетки". 6-й класс"
    ["seo_title"] => string(56) "urok-povtorieniie-po-tiemie-stroieniie-klietki-6-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "289460"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454827634"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Строение клетки "
    ["seo_title"] => string(18) "stroieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "194697"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427803831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства