kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение клетки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тело каждого многоклеточного животного и растения слагается из клеток, различных по внешнему виду, что связано с их функциями. Так, у животных сразу можно отличить нервную клетку от мышечной или эпителиальной клетки (эпителий — покровная ткань). У растений неодинаковы многие клетки листа, стебля и т. д.

Столь же изменчивы и размеры клеток. Самые мелкие из них (некоторые бактерии) не превышают 0,5 мкм Величина клеток многоклеточных организмов колеблется от нескольких микрометров (диаметр лейкоцитов человека 3-4 мкм, диаметр эритроцитов — 8 мкм) до огромных размеров (отростки одной нервной клетки человека имеют длину более 1 м). У большинства клеток растений и животных величина их диаметра колеблется от 10 до 100 мкм.

Несмотря на разнообразие строения форм и размеров, все живые клетки любого организма сходны по многим признакам внутреннего строения. Клетка — сложная целостная физиологическая система, в которой осуществляются все основные процессы жизнедеятельности: обмен веществ и энергии, раздражимость, рост и самовоспроизведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение клетки »

Тема урока: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»


Цель урока: Создать условие для комплексного применения знаний на уроке в процессе изучения темы.

Задачи урока:

Образовательная:

  1. углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра.

Воспитательная:

  1. Разъяснить обучающимся, что важнейший признак клетки – способность к размножению, передачи генетической информации следующему поколению.

Развивающая:

  1. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: Репродуктивный, частично - поисковый

Приемы обучения: рассказ, беседа, работа с таблицей в тетрадях, работа у интерактивной доски.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация, таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», учебник Биология. Общая биология 10 – 11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник..

Ход урока


  1. Оргмомент.

  2. Тема урока. Задачи урока


Деятельность преподавателя.

Актуализация знаний по теме: «Клеточная теория»


Из курса 9 класса вам известно строение и функции органоидов клетки. На протяжении нескольких уроков мы будем расширять знания о строении и функциях органоидов клетки. Цель нашего урока расширить знания о строении и функциях цитоплазматической мембраны и ядра клетки.

Деятельность обучающихся.

Слушают, записывают цель в тетрадях.

  1. Изучение и закрепление нового материала.

Деятельность преподавателя. Обращает внимание обучающихся на доску.

(на доске вывешены таблички с терминами, к которым будем обращаться в течение урока.)

Деятельность обучающихся с таблицей в тетрадях:




Строение и функции органоидов клетки


Органоиды

Строение органоидов

(рисунок)

Функции








Рассмотрите таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Выполните задание №1: Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. В таблице выполните это задание.

- Какие структурные элементы общие для всех видов клеток?

- Таким образом, несмотря на большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении цитоплазматическую мембрану и ядро.

- Отметьте в задании №2 мембрану и ядро клетки. Данное задание выполнить в тетрадях. (на схеме «Клетка» - сделать надписи).


- Один ученый – биолог сказал, что после того как появилась мембрана…… из бульона выварившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению? (ответы учащихся)


Мембрана окружает цитоплазму, отделяя ее от внешней среды, а также выполняет еще ряд функций. Используя учебник на странице 55, заполните графу в таблице – функции наружной клеточной мембраны.


- Теперь рассмотрим строение цитоплазматической мембраны. Внимательно слушайте меня и по ходу рассказа заполните графу в таблице – строение наружной клеточной мембраны.

Толщина мембраны от 8 до 12 нм. Мембрана состоит из двух слоев липидов. Каждая молекула липида образована гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. Располагаются они плотно друг другу, при этом гидрофильной головкой наружу, а гидрофобным хвостом внутрь. В билипидном слое мембраны погружены многочисленные белки, некоторые находятся на поверхности (периферические), частично погружены (полупогруженные – полуинтегральные) и пронизывающие мембрану – интегральные, образующие каналы. В связи с белками могут находиться углеводы.

- Давайте проверим, что записали?


- Выполните задание №3 на схеме, – какие белки отмечены цифрами?


- Через мембрану регулярно поступают вещества и ионы в клетку. Транспорт через мембрану может проходить разными путями. Пассивный транспорт связан с явлением диффузии, т.е. перемещением веществ по градиенту концентрации, из области с более высокой концентрацией в область с более низкой. Выделяют несколько механизмов пассивного транспорта через мембрану. Простая диффузия – транспорт веществ непосредственно через билипидный слой. Таким образом транспортируются вещества хорошо растворимые в липидах (СО2, О2).

К особому типу пассивного транспорта относят диффузию воды через мембрану – осмос. При осмосе перемещаются только молекулы воды. Некоторые ионы (Сl-) и заряженные молекулы пассивно диффузируют через мембрану благодаря белкам, формирующим поры.

Активный транспорт – транспорт молекул через мембрану против градиента концентрации. Осуществляется при помощи белков – переносчиков с затратой энергии АТФ (Na+ - K+ насос). Из клетки перекачиваются ионы К+, а поступают ионы Na+.


- Крупные молекулы биополимеров практически не транспортируются через мембрану, но клетка обладает механизмом переноса – эндоцитоз и экзоцитоз. Фагоцитоз и Пиноцитоз относятся к эндоцитозу, т.е. проходит поступление веществ в клетку в результате впячивания мембраны. Экзоцитоз обратный процесс эндоцитозу. Посмотрите, каким образом можно показать процессы эндоцитоза. (демонстрация флеш – ролика «Экзоцитоз» и «Пиноцитоз» из ЦОР).


- Переходим к рассмотрению строения ядра клетки. Ядро – важнейшая структура в клетках эукариотических организмов. Это связано с многообразием функций ядра.

В таблицу запишите следующие функции ядра.

- Внимательно слушая флэш ролик и мой рассказ, заполните графу о строении ядра и ядрышка в таблице.

Итак, ядро обычно имеет шаровидную форму и отделено от цитоплазмы оболочкой.

Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. Внутренняя мембрана гладкая, а наружная шероховатая и переходит в каналы ЭПС. В ней имеется множество пор, по которым из ядра в цитоплазму выходят молекулы и-РНК и т-РНК, а в ядро из цитоплазмы проникают ферменты, молекулы АТФ, ионы.

Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в которой содержатся ядрышки и хроматин. Ядрышки имеют вид округлых телец и состоит из белков, которые образованы петлями нитей ДНК участвующих в синтезе р-РНК.

- Посмотрите внимательно еще раз на схему строения ядра и выполните задание – воспроизвести надписи на рисунке на интерактивной доске.

- В ядре находится хроматин – это нити ДНК, связанные с белками. Перед делением клетки нити ДНК скручиваются с белками гистонами, и эта структура называется хромосома. А вот хромосома состоит из 4-х хроматид, которые связаны центромерой.


- Набор хромосом, содержащийся, в клетке называется кариотипом.

- Посмотрите на и ответьте на вопрос? Почему число хромосом одинаково, а организмы по строению различны?

- Кариотип неповторим для каждого вида живых организмов, хотя число хромосом будет одинаково, а вот строение будет различно.

- Особенности кариотипа:

  • В кариотипе разных видов чаще всего четное число хромосом

  • Парные хромосомы – гомологичные (одна хромосома от отцовского организма другая из материнского).

- Клетки, которые составляют ткани организма, имеют диплоидный набор хромосом - называются соматическими, т.е. по две хромосомы каждого вида одинаковые. Эти хромосомы называются гомологичными. А гаплоидный набор хромосом имеется только в половых клетках.


4. Закрепление изученного материала.

5. В рубрике «Проверь себя» - Выполните тест

6. Домашнее задание: Изучить параграф 14, вопросы к параграфу, записи в тетради, таблица «Строение и функции органоидов клетки».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Строение клетки

Автор: Брыксина Галина Сергеевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-priezientatsiia-po-tiemie-klietochnaia-tieoriia-osobiennosti-stroieniia-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "113452"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254898"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока биологии в  10 классе на  Тему  «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»"
    ["seo_title"] => string(96) "razrabotka-uroka-biologhii-v-10-klassie-na-tiemu-stroieniie-klietki-klietochnaia-miembrana-iadro"
    ["file_id"] => string(6) "252181"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341343"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект-урока на тему "Строение клетки""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stroieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "316538"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460109136"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок-повторение по теме : "Строение клетки". 6-й класс"
    ["seo_title"] => string(56) "urok-povtorieniie-po-tiemie-stroieniie-klietki-6-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "289460"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454827634"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок на тему:"Строение клетки""
    ["seo_title"] => string(28) "uroknatiemustroieniieklietki"
    ["file_id"] => string(6) "294102"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455606412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства