Тело каждого многоклеточного животного и растения слагается из клеток, различных по внешнему виду, что связано с их функциями. Так, у животных сразу можно отличить нервную клетку от мышечной или эпителиальной клетки (эпителий — покровная ткань). У растений неодинаковы многие клетки листа, стебля и т. д.
Столь же изменчивы и размеры клеток. Самые мелкие из них (некоторые бактерии) не превышают 0,5 мкм Величина клеток многоклеточных организмов колеблется от нескольких микрометров (диаметр лейкоцитов человека 3-4 мкм, диаметр эритроцитов — 8 мкм) до огромных размеров (отростки одной нервной клетки человека имеют длину более 1 м). У большинства клеток растений и животных величина их диаметра колеблется от 10 до 100 мкм.
Несмотря на разнообразие строения форм и размеров, все живые клетки любого организма сходны по многим признакам внутреннего строения. Клетка — сложная целостная физиологическая система, в которой осуществляются все основные процессы жизнедеятельности: обмен веществ и энергии, раздражимость, рост и самовоспроизведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: Создать условие для комплексного применения знаний на уроке в процессе изучения темы.
Задачи урока:
Образовательная:
углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра.
Воспитательная:
Разъяснить обучающимся, что важнейший признак клетки – способность к размножению, передачи генетической информации следующему поколению.
Развивающая:
Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: Репродуктивный, частично - поисковый
Приемы обучения: рассказ, беседа, работа с таблицей в тетрадях, работа у интерактивной доски.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация, таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», учебник Биология. Общая биология 10 – 11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник..
Ход урока
Оргмомент.
Тема урока. Задачи урока
Деятельность преподавателя.
Актуализация знаний по теме: «Клеточная теория»
Из курса 9 класса вам известно строение и функции органоидов клетки. На протяжении нескольких уроков мы будем расширять знания о строении и функциях органоидов клетки. Цель нашего урока расширить знания о строении и функциях цитоплазматической мембраны и ядра клетки.
Деятельность обучающихся.
Слушают, записывают цель в тетрадях.
Изучение и закрепление нового материала.
Деятельность преподавателя. Обращает внимание обучающихся на доску.
(на доске вывешены таблички с терминами, к которым будем обращаться в течение урока.)
Деятельность обучающихся с таблицей в тетрадях:
Строение и функции органоидов клетки
Органоиды
Строение органоидов
(рисунок)
Функции
Рассмотрите таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Выполните задание №1: Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. В таблице выполните это задание.
- Какие структурные элементы общие для всех видов клеток?
- Таким образом, несмотря на большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении цитоплазматическую мембрану и ядро.
- Отметьте в задании №2 мембрану и ядро клетки. Данное задание выполнить в тетрадях. (на схеме «Клетка» - сделать надписи).
- Один ученый – биолог сказал, что после того как появилась мембрана…… из бульона выварившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению? (ответы учащихся)
Мембрана окружает цитоплазму, отделяя ее от внешней среды, а также выполняет еще ряд функций. Используя учебник на странице 55, заполните графу в таблице – функции наружной клеточной мембраны.
- Теперь рассмотрим строение цитоплазматической мембраны. Внимательно слушайте меня и по ходу рассказа заполните графу в таблице – строение наружной клеточной мембраны.
Толщина мембраны от 8 до 12 нм. Мембрана состоит из двух слоев липидов. Каждая молекула липида образована гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. Располагаются они плотно друг другу, при этом гидрофильной головкой наружу, а гидрофобным хвостом внутрь. В билипидном слое мембраны погружены многочисленные белки, некоторые находятся на поверхности (периферические), частично погружены (полупогруженные – полуинтегральные) и пронизывающие мембрану – интегральные, образующие каналы. В связи с белками могут находиться углеводы.
- Через мембрану регулярно поступают вещества и ионы в клетку. Транспорт через мембрану может проходить разными путями. Пассивный транспорт связан с явлением диффузии, т.е. перемещением веществ по градиенту концентрации, из области с более высокой концентрацией в область с более низкой. Выделяют несколько механизмов пассивного транспорта через мембрану. Простая диффузия – транспорт веществ непосредственно через билипидный слой. Таким образом транспортируются вещества хорошо растворимые в липидах (СО2, О2).
К особому типу пассивного транспорта относят диффузию воды через мембрану – осмос. При осмосе перемещаются только молекулы воды. Некоторые ионы (Сl-) и заряженные молекулы пассивно диффузируют через мембрану благодаря белкам, формирующим поры.
Активный транспорт – транспорт молекул через мембрану против градиента концентрации. Осуществляется при помощи белков – переносчиков с затратой энергии АТФ (Na+ - K+ насос). Из клетки перекачиваются ионы К+, а поступают ионы Na+.
- Крупные молекулы биополимеров практически не транспортируются через мембрану, но клетка обладает механизмом переноса – эндоцитоз и экзоцитоз. Фагоцитоз и Пиноцитоз относятся к эндоцитозу, т.е. проходит поступление веществ в клетку в результате впячивания мембраны. Экзоцитоз обратный процесс эндоцитозу. Посмотрите, каким образом можно показать процессы эндоцитоза. (демонстрация флеш – ролика «Экзоцитоз» и «Пиноцитоз» из ЦОР).
- Переходим к рассмотрению строения ядра клетки. Ядро – важнейшая структура в клетках эукариотических организмов. Это связано с многообразием функций ядра.
В таблицу запишите следующие функции ядра.
- Внимательно слушая флэш ролик и мой рассказ, заполните графу о строении ядра и ядрышка в таблице.
Итак, ядро обычно имеет шаровидную форму и отделено от цитоплазмы оболочкой.
Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. Внутренняя мембрана гладкая, а наружная шероховатая и переходит в каналы ЭПС. В ней имеется множество пор, по которым из ядра в цитоплазму выходят молекулы и-РНК и т-РНК, а в ядро из цитоплазмы проникают ферменты, молекулы АТФ, ионы.
Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в которой содержатся ядрышки и хроматин. Ядрышки имеют вид округлых телец и состоит из белков, которые образованы петлями нитей ДНК участвующих в синтезе р-РНК.
- Посмотрите внимательно еще раз на схему строения ядра и выполните задание – воспроизвести надписи на рисунке на интерактивной доске.
- В ядре находится хроматин – это нити ДНК, связанные с белками. Перед делением клетки нити ДНК скручиваются с белками гистонами, и эта структура называется хромосома. А вот хромосома состоит из 4-х хроматид, которые связаны центромерой.
- Набор хромосом, содержащийся, в клетке называется кариотипом.
- Посмотрите на и ответьте на вопрос? Почему число хромосом одинаково, а организмы по строению различны?
- Кариотип неповторим для каждого вида живых организмов, хотя число хромосом будет одинаково, а вот строение будет различно.
- Особенности кариотипа:
В кариотипе разных видов чаще всего четное число хромосом
Парные хромосомы – гомологичные (одна хромосома от отцовского организма другая из материнского).
- Клетки, которые составляют ткани организма, имеют диплоидный набор хромосом - называются соматическими, т.е. по две хромосомы каждого вида одинаковые. Эти хромосомы называются гомологичными. А гаплоидный набор хромосом имеется только в половых клетках.
4. Закрепление изученного материала.
5. В рубрике «Проверь себя» - Выполните тест
6. Домашнее задание: Изучить параграф 14, вопросы к параграфу, записи в тетради, таблица «Строение и функции органоидов клетки».