Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | | |
Актуализация знаний | У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». – Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец? – Что же является главным в жизни каждого человека? – Что значит, по-вашему, быть здоровым? Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. - Что такое здоровье? - Из чего складывается физическое здоровье? (Руки протирать антисептиком) Вы назвали многие системы органа человека, но забыли об одном очень важном органе: – Это самый большой и тяжёлый орган человеческого тела. – Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга - потеет, а от страха – бледнеет. Как вы уже догадались, тема нашего урока "Строение и функции кожи". | Обучающиеся отвечают, учитель обобщает: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. - Здоровье - состояние полного физического, социально, психологического благополучия. - Называют факторы физического здоровья - Кожа Записывают тему урока |
Этап вызова | Эта тема во многом вам уже известна. Познакомьтесь с таблицей под темой урока и отметьте то, что вы хорошо знаете. Есть ли термины вам не известные, либо вопросы в которых вы не очень уверены? какова же будет цель нашего урока? | Формулируем цель урока: Изучение/ обобщение/ расширение знаний по теме. |
Обобщение с расширением знанием | 1. Общая характеристика кожи. Проблемная беседа: - Что такое кожа? - Где она расположена? - Каков ее размер? Познакомьтесь с текстом общая характеристика кожи. Подчеркните в нем числовые выражения. Подберите эпитеты к слову кожа. Кожа она КАКАЯ? | Самостоятельная работа с текстом. Подчеркивают числа. Тонкая, большая, тяжела, чувствительная, ... |
| 2. Строение кожи Вспомним строение кожи. /Просмотр видеофрагмента/ Работа с рисунком: - Назовите основные слои кожи. - Назовите показанные на рисунке слои кожи - Вспомните, какими тканями образованы слои кожи. Самостоятельная работа с рисунком: - Подпишите слои кожи, ткани их образовавшие, структуры кожи - Проверьте | Просмотр видео Беседа Самостоятельная работа Проверка по иллюстрации |
| 2.1 Эпидермис Каждый слой играет свою очень важную роль. Работа с рисунком: - Каково значение эпидермиса? - Какими слоями он образован? - Каково значение этих слоев? Прокомментировать факты Заполните пропуски в таблице "Строение эпидермиса". Работа с таблицей. Пигменты кожи. -Что придает коже цвет? - Почему у людей разный цвет кожи? - Как это объяснить? - Когда еще мы можем наблюдать изменения пигментации кожи? Работа с текстом Производные кожи - Какое отношение к теме урока имеют эти предметы? (пилочки, ножницы, расческа) - какие еще производные эпидермиса встречаются среди животных? - в чем отличия в строении ногтей человека от когтей животных? С чем связаны эти приспособления? | Беседа, по рисунку Вывод о значении слоев эпидермиса Заполнение таблицы Самостоятельная работа с текстом "Пигменты кожи" Беседа. Вывод: волосы и ногти - производные эпидермиса. - перья, копыта, щетина, чешуи |
| 2.2 Дерма. Опускаемся глубже в следующий слой кожи - дерму. Работа с рисунком. - Какие образования дермы вам известны? - Сравните строение и функции кожных желез. Заполнение таблицы Что указано в третьей строке вашей таблицы? Млечные железы - еще одна производная кожи. это видоизмененные потовые железы. | Беседа по рисунку Заполнение таблицы "Железы кожи" |
| 2.3 Гиподерма - Что представляет собой гиподерма? - Одинакова ли ее толщина в разных частях тела7 - Какие функции она выполняет? (проверить на экране) | Беседа по рисунку На экране На экране |
| 2.3 Рецепторы - Какие структуры кожи мы еще не описали? Рецепторы. Что такое рецепторы? Проведем несколько простых опытов: Опыт 1 "Что в мешке?" - Возьмите любой предмет (не вынимая из мешка) и опишите его, а затем назовите. - Какую информацию вам дают рецепторы кожи? -А если бы я положила вам в мешок ежа? Что бы вы почувствовали? Опыт 2 "Укол" - Проверим работу болевых рецепторов. Осторожно прикасайтесь иглой к разным участкам кожи: на тыльной стороне кисти, около сустава, между кистью и предплечьем, в локтевом сгибе. При достаточном терпении вы заметите, что воздействия острия в одних местах ощущаются как прикосновение, в других как укол, в третьих как тепло или холод. Чем это объяснить? Если бы размеры частей тела соответствовали числу рецепторов расположенных на нем, то мы напоминали бы вот такое существо. Так где же у человека их больше всего? Приведите пример, доказывающий это.Могут ли рецепторы ошибаться? Опыт 3 1) Опустите пальцы руки в стакан со льдом (держит). Ответьте на мои вопросы: - К какой системе органов относятся рецепторы? Влияет ли человек осознанно на работу рецепторов? О чем это говорит? Какой отдел нервной системы отвечает за их работу? 2) По команде опустите пальцы руки в емкость с водой. и сразу ответьте мне на вопрос. какая она? проверьте другой рукой. Объясните мне это явление. Работа с рисунком: Почему они расположены на разной глубине? О чем говорят их названия? | Размер, форма, поверхность Боль в разных участках кожи разное количество рецепторов. Рисунок (шарж) Пробуем температуру губами. Нервная система. Вегетативный отдел. Работа с рисунком Работа с таблицей в тетради |
Физминутка | Мы проникли от самой поверхности к глубинам кожи. давайте проверим, что запомнили. Сыграем в игру "Верю-не верю". ели я читаю верное утверждение вы щелкаете пальцами, а если неверное - хлопает в ладоши. -Кожа человека состоит из двух слоев -Через кожу происходит 2% газообмена -Кожа не выполняют запасающую функцию -Волосы и ногти по происхождению близки к копытам и перьям -Млечные железы это видоизмененные сальные -Рецепторы могут воспринимать разные раздражители -Анализ тактильной чувствительности происходит в центральной извилине коры больших полушарий головного мозга. -Ученые научились создавать искусственную кожу -Татуировки безвредны для кожи -Секрет потовых желёз не имеет запаха. | |
Применение знаний в практической ситуации | Сейчас мы не просто играли и повторяли, но и выполнили оздоровительную гимнастику по системе Су Джок. Су Джок или точечный массаж рук – это корейский метод лечения, благодаря которому можно улучшить свое самочувствие без помощи лекарств. Су Джок переводится с корейского так «су» — означает кисть, а «джок» — стопа. В основе популярной во всем мире терапии лежит метод акупунктуры: воздействие на точки человека, которые связанны со всеми внутренними органами. Согласно Су Джок наши кисти рук и стопы ног представляют собой проекцию тела человека: так ладонь и стопа – это туловище, а пять пальцев – это руки, ноги и голова. | |
Включение новых фактов в систему знаний | А вот еще один исторический факт: В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л. Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворяющий собой «золотой век»! Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных гостей была роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провёл на каменном полу зала. А наутро его обнаружили мертвым. Как вы думаете, что произошло с мальчиком? «Длительное раздражение золотой краской вызвало резкое расширение кровеносных сосудов в его коже. Он потерял много тепла, температура его тела понизилась». А вы теперь знаете, что при расширении кровеносных сосудов количество протекающей через кожу крови увеличивается, и температура кожи повышается. Это влечет за собой усиление отдачи тепла. Причиной смерти мальчика стало нарушение одной из главных функций кожи – теплорегуляции. Подведем итоги: "Функции кожи" | Возможные аргументы: отравление краской, задержка потоотделения, нарушения обмена веществ, переохлаждение. сравнить с таблице на экране. |
Домашнее задание | Сегодня на уроке у нас постоянно на виду были наши руки. а чем же они отличаются друг от друга? На Земле живёт около 7 миллиардов человек, и каждый из них уникален. Если присмотреться к структуре кожного покрова на пальцах рук, то можно заметить наличие сложного папиллярного узора Все папиллярные узоры делятся на три основных типа: дуговые, петлевые и завитковые, которые и составляют основу их классификации. Последователи дерматоглифики обнаружили множество интересных закономерностей. Например, каждая раса имеет характерные присущие ей папиллярные узоры. Замечено, что у людей с врождёнными заболеваниями нервной системы и нарушением развития схожи рисунки отпечатков пальцев. И даже левшей от правшей можно отличить по отпечаткам их пальцев. Я предлагаю вам дома выполнить небольшую исследовательскую работу. собрать отпечатки пальцев членов своей семьи, определить их тип и попытаться установить закономерности. | |
Применение новых знаний в учебной деятельности | Для проверки ваших знаний, выполним тестовые задания. задания разного уровня сложности на их выполнение у вас 10 минут. Поменяйтесь тетрадям, осуществите проверку. | Выполнение теста. взаимопроверка в парах выставление оценки. |
Подведение итогов урока | Чтобы оценить эффективность нашего урока, давайте вернемся к его началу. оцените, остались ли не ясные вам термины и понятия? Цель урока достигнута. Спасибо за работу. | |