Мотивация учебной деятельности (5 мин.) | Привлечение интереса учащихся к изучению данной темы, к самостоятельному приобретению знаний. Рубрика «Знаете ли вы...?» «...что поверхность кожи человека в среднем составляет около 2-х м и эту площадь необходимо знать при назначении некоторых лекарств и лечебных процедур»; «...что чистая кожа выделяет вещества, которые растворяют белки бактерий»; «...что на 1 см грязной кожи помещается 40000 микробов, и во время мытья с кожи снимается 1,5 миллиарда микробов»; «...что за 1 мин. через кожу проходит 460 миллилитров крови»; «...что человек в сутки выделяет столько тепла, что хватит, чтобы довести до кипения 33 литра ледяной воды». | Учащиеся, как правило, не владеют такой информацией, поэтому данная информация стимулирует интерес и мотивирует познавательную деятельность. Как правило, такая информация вызывает удивление и интерес, привлекает внимание, стимулирует познавательную деятельность. Осознают недостаточность или отсутствие собственных знаний по этой теме. Желание найти, узнать ответ стимулирует познавательный акт. |
3Этап постановки учебной задачи (2 мин.) | Формулирую проблемный вопрос. - Мы знаем, что клетка может жить только в жидкой среде, тогда, каким образом, человек -многоклеточный организм существует в воздушном океане? Я предлагаю сформулировать задачу урока, исходя из заданного вопроса и опираясь на интеллектуальные возможности класса. | Учащиеся обсуждают проблемный вопрос и, как правило, не могут сразу проследить логику ответа, поэтому ставят перед собой учебные задачи, которые помогут ответить на этот вопрос: 1. вспомнить строение клетки 2. виды тканей 3. изучить строение и функции кожи, как пограничного органа между внешней и внутренней средой |
4. Актуализа-ция опорных знаний, умений и навыков (5-7 мин.) | На этом этапе идет работа по развитию биологических понятий, предполагающая активную познавательную деятельность, основанную на умении учащихся сравнивать, анализировать. Организую самостоятельную работу в парах с помощью постановки вопросов: 1. Вспомнить к какому классу позвоночных относится человек? 2. Сравните строение кожи этих животных со строением кожи человека. 3. Запишите основные термины по теме в тетрадь (на столе учебники биологии 8кл.), зарисуйте схему строения кожи человека. Обеспечение мотивации путем возвращения учащихся к поставленному проблемному вопросу. Почему клетки кожи существуют в воздушном океане | Учащиеся вспоминают ранее изученный материал, углубляют свои знания, записывают понятия эпидермис, дерма, подкожная клетчатка, железы внешней секреции (потовые, сальные), рецепторы. Самостоятельно моделируют схему строения кожи. Ребята делают вывод о том, что сходство в строении кожи человека и млекопитающих доказывает единство их происхождения. Учащиеся опираются на актуализированные знания о строении кожи, делают вывод о том, что наружный слой кожи состоит из мертвых клеток, которые могут существовать и В воздушной среде, они защищают глубокие слои клеток эпителиальной и соединительной тканей |
Изучение нового материала (10 мин.) Групповая работа | Активизирую деятельность учащихся, предлагая сопоставить факты: Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удалось пересадить чужую кожу. В зависимости от температуры тела кожа то бледнеет, то краснеет, потоотделение то усиливается, то ослабевает. Незрячий человек может читать и различать монеты | Учащиеся учатся слушать устное изложение. Сосредотачиваться на содержании материала. Учащиеся самостоятельно осмысливают полученную информацию и делают первичные выводы о функциях кожи Кожа - это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней органы |
7Обсуждение результатов (7 мин.) 8Обобщение и систематизация (8 мин.) | пальцами. Управление работой групп для достижения поставленных задач. Виды заданий для групп: 1 группа: Рассмотрите под лупой тыльную поверхность кисти. Назовите ткань, которая находится на поверхности кожи. С помощью учебника выясните функцию этой ткани. Установите, куда ведут отверстия, из которых выходят стержни волос. Обратите внимание на рельеф кожи и блеск, выясните его причину. 2 группа: Рассмотрите поры кожи ладони, определите их значение. Сравните увиденное с изображением на рисунке учебника (с. 174.) Ответьте на вопрос, почему потовую железу можно сравнить с почечными канальцами? Осмыслите факт: Через кожу за сутки при температуре 300С выделяется 7 – 9 г. СО2 и поглощается 3 – 4 г. кислорода, что составляет 2% всего газообмена в организме. При этом, благодаря эпидерме, кожа непроницаема ни для воды, ни для газа. Каким же образом осуществляется кожное дыхание? 3 группа: Докажите, что корни волос имеют нервные окончания. Прикоснитесь каким-либо предметом к волосу. Что вы наблюдаете? Почему шляпа на голове не чувствуется? Составьте схему рефлекторной дуги движения волоса. 4 группа: Рассмотрите в лупу узоры на подушечках пальцев. Докажите, что в бороздках находятся осязательные рецепторы, которые повышают чувствительность кожи в этих местах. Сделайте вывод о приспособленности руки к трудовой деятельности на основании следующих наблюдений: а) испытуемому с закрытыми глазами предлагают узнать предмет, прокатывая его между ладонями (там, где нет бороздок). Затем между подушечками пальцев (предмет выдает учитель: винтик, шуруп, гвоздь). Коррекция ответов, уточнение и конкретизация понятий: кожное дыхание, теплорегуляция, строение волоса. Активизация деятельности учащихся предложением самостоятельно заполнить таблицу. Строение и функции кожи. Название слоев. Особенности строения каждого слоя функции кожи. Демонстрация правильного варианта на экран | от механических, химических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению бактерий. Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных, выделительных и защитных процессах. -
-
-
-
В коже располагается большое число рецепторов, которые воспринимают холод, тепло, прикосновение, боль. Кожа тесно связана со всеми органами и системами. Самоконтроль, взаимопомощь Отработка предметных навыков работы с лупой, наблюдения Отчет групп у доски. Рецензия ответов параллельных групп. Развитие коммуникативных умений Самостоятельно опираясь на ранее известные и полученные на уроке знания по теме, заполняют таблицу. Коррекция в случае необходимости. Развиваются самоконтроль, самооценка, самоанализ. |
9. Рефлексия | Выступаю в роли эксперта, так как в течение всего урока стремилась создать необходимые условия для самостоятельного добывания знаний, провожу рефлексию, включая учащихся в процесс обсуждения. Вопросы: Что мешало? Что помогало? Что было самым интересным? Над чем поработали? Что нужно сделать, чтобы следующий урок был продуктивнее? | Констатируют свои ощущения. В дневниках фиксируют настроение, с которым пришли и уходят с урока. Сообщают свои достижения, чему научились, что получилось? Отмечают в дневниках настроение В начале и конце урока. |