Дидактический материал,используется для закрепления базовых понятий.Помогает развивать познавательную деятельность учащихся,развивать логическое мышление,формировать интерес к предмету
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Споровые и семенные растения"»
ПОУРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ:
Вирусы
Работа с рисунком:
Какие заболевания вызываются вирусами?
Работа с рисунком:
А) Подпиши обозначения рисунка
В) Кто обнаружил вирусы?
С) Каковы строение и форма вирусов?
Работа с рисунком:
А) Подпиши рисунки: А ---
Б ---
В) Какое заболевание представлено данным вирусом?
Бактерии.
Перечертите таблицу в тетрадь и заполните ее:
Группа
Среда обитания
Строение
Способ питания
Способ размножения
Бактерии
Задание: рассмотрите изображенные на рисунке формы бактерий. Выпишите номера, под которыми даны формы бактерий, против номеров запишите названия форм.
3. Ответьте на вопросы:
1. Где распространены бактерии?
2. В чем сходство и отличие в строении растительной клетки и клетки бактерий?
3. Почему бактерии относятся к доядерным организмам?
4. Как происходит питание бактерий?
5. Как бактерии размножаются?
6. Что такое споры бактерий?
Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними.
Творческое задание.
1.Заполните таблицу « Болезнетворные бактерии», пользуясь учебником и дополнительной литературой, подготовьте и сделайте сообщение на уроке биологии, иллюстрируя таблицей, в которую внесены главные сведения и которую остальные учащиеся должны выполнить в своих тетрадях.
Название болезни, вызываемой бактериями
Название бактерии – возбудителя болезни
Пути распространения бактерий
Санитарные мероприятия, предупреждающие болезнь
Дизентерия
Ангина
Туберкулез
Холера
Бруцеллез
Тиф
Чума
2. Разгадайте вордингворд:
Болезнь растений, вызываемая бактериями
Организмы, источником питания которых служат неорганические вещества
Шаровидные бактерии
Организмы, питающиеся органическими веществами
Способ размножения бактерий
Специализированные клетки бактерий, служащие для размножения и расселения
Бактерии в виде запятой
Инфекционное заболевание, вызываемое бактериями
Роль бактерий в природе и народном хозяйстве.
Перечертите таблицу в тетрадь и заполните её:
Бактерии
Среда обитания
Способ питания
Значение в природе и хозяйственной деятельности человека
Почвенные
Гнилостные
Бактерии брожения
2. Биологический диктант.
Цель работы: Закрепить базовые понятия, характеризующие царства бактерий,
растений.
Жизнь на Земле многообразна и представлена пятью царствами живой природы: …
Все живые организмы обладают общими признаками: …Готовыми органическими веществами питаются представители царств: …К фотосинтезу способны живые организмы царства …Живые организмы, состоящие из одной клетки, встречаются среди представителей … царств. Одноклеточные живые организмы, не имеющие ядра, называют …
3. Задача:
Подсчитай, сколько бактерий содержится в 1 м3 воздуха, если известно, что в морском воздухе попадается всего 1, в городском парке в 400 раз больше, на улице города в 12 раз больше, чем в парке, в непроветренной комнате в 56 раз больше, чем на улице города, на скотном дворе в 7 раз больше, чем в непроветренной комнате.
Грибы.
1. Наблюдение на уроке: «Строение дрожжей»
Оборудование: дрожжи, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, микроскопы
На предметное стекло капните каплю воды. В каплю воды препаровальной иглой положите маленький кусочек дрожжей и все тщательно перемешайте. Покройте сверху препарат покровным стеклом.
Рассмотрите дрожжевые клетки под микроскопом при увеличении в 300 раз. Какой вид имеют дрожжевые клетки? Зарисуйте и подпишите их.
Заполните таблицу:
Группа
Содержат ли хлорофилл
Чем питаются
Где встречаются
Грибы
Бактерии
Задание 3
Особенности Грибов
Основные группы
Среда обитания
Особенности
Строения
Питания
Размножения
Грибы
Плесневые грибы.
1. Биологический диктант.
Цель работы: Закрепить базовые понятия, характеризующие царства бактерий,
растений, грибов.
Ни одноклеточные, ни многоклеточные организмы царства грибов не способны образовывать на свету …
Все живые организмы дышат …, который вырабатывают … в процессе …
Получают энергию для жизни, используя готовые органические вещества, животные, а также …
2. Дать характеристику данным грибам:
3 Наблюдение на уроке: «Строение плесневого гриба мукора»
Оборудование: белая плесень мукор на хлебе в чашках Петри, микропрепараты «Мукор», микроскопы.
Рассмотрите невооруженным глазом плесневые грибы на хлебе. Опишите их внешний вид.
Рассмотрите микропрепарат белой плесени мукора под микроскопом при увеличении в 56 раз. Что представляет собой грибница плесневого грба?
Рассмотрите микропрепарат плесневого гриба под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите на концах грибниц плесени черные головки со спорами. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие головки мукора, из которых высыпались споры. Рассмотрите споры.
Запишите, какими номерами на рисунке обозначены: грибница, головки и споры.
Ответьте на вопросы: Какой вид имеет грибница мукора под микроскопом? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?
Шляпочные грибы.
Задание 1: Рассмотрите рисунок и запишите в тетради, что обозначено под номерами
1………………
2………………
3………………
4……………...
4
Задание 2:
Сделайте все обозначения к рисунку.
1……………..
2……………..
А…………….
Б…………….
В…………….
Г……………..
Съедобные и ядовитые грибы.
Если вы знаете особенности строения и условий жизни грибов, то правильно решите кроссворд «Грибы»
По горизонтали:
Гриб – кистевик, из которого вырабатывают лекарство
Ядовитый гриб
Грибной фаворит (бывает еловый, сосновый; собирают в три срока: колосовиковый, жнивниковый, листопадниковый)
Клеточка с плотной оболочкой, которой размножаются грибы
Тонкие белые, ветвящиеся в почве нити, которые поглощают воду и минеральные соли, а также органические вещества, необходимые для питания гриба
Грибы, питающиеся за счет живых организмов (поселяются на них0
По вертикали:
Ранний гриб, условно съедобный
Гриб, который имеет ядовитого двойника, серо – желтого цвета
Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком
Явление взаимовыгодного сожительства двух организмов
Грибокорень, образующийся на корнях растений, совместно с которыми растут грибы.
Название съедобного гриба
Грибы – паразиты.
Грибы – паразиты хлебных злаков.
1 – спорынья ржи
2 – головня на колосьях пшеницы.
Расскажите о вреде, приносимом этими грибами сельскохозяйственным растениям.
Гриб – трутовик.
Какое значение имеет этот гриб?
Грибы –
Спорынья
Лисичка желтая
Трутовик настоящий
Творческое задание:
Напишите эссе, сказку об этих грибах
Значение грибов в природе и жизни человека.
1. Тестирование
1.Бактерии и грибы питаются: А) образуя на свету органические вещества Б) готовыми органическими веществами В) только органическими веществами живых организмов Г) поселяясь на продуктах питания
2. Бактерии и грибы не способны к фотосинтезу, потому что: А) они живут в почве Б) не имеют хлорофилла В) паразитируют на других живых организмах Г) имеют небольшие размеры
3. Грибы и бактерии размножаются: А) спорами Б) семенами В) частью корня Г) частью стебля
5. Бактерии и грибы относятся: А) к одному царству живых организмов Б) к царству растений В) к разным царствам живых организмов Г) к лишайникам
6. Бактерии – это: А) многоклеточные организмы Б) одноклеточные организмы, не имеющие ядра В) клетка, которая имеет ядро Г) клетка, имеющая только форму палочек
7. Микориза: А) плодовое тело гриба Б) болезнь растений, вызываемая грибами В) грибокорень Г) часть грибницы
8. Грибы-паразиты: А) образуют на свету органические вещества Б) поселяются на продуктах питания В) образуют микоризу Г) поселяются на других живых организмах
Каково значение грибов в природе и жизни человека ?
–
–
–
–
–
–
-
Какие грибы изображены на рисунке?
Чем отличаются грибы от цветковых растений по своему строению и питанию?
–
–
–
-
Карточка №1
Какие грибы называются шляпочными?
Чем отличаются грибы от цветковых растений по своему строению и питанию?
На данном рисунке съедобный или ядовитый гриб?
Карточка № 2
1. Что такое грибница и плодовое тело гриба?
2. В чем сходство и различие ядовитых и съедобных грибов?
3. На данном рисунке съедобный или ядовитый гриб?
……………………………………………………..
………………………………………………………
……………………………………………………….
Карточка № 3
Как размножаются грибы7
Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев?
На данном рисунке съедобный или ядовитый гриб?
…………………………………………………….
……………………………………………………..
………………………………………………………
Карточка № 4
Как питаются грибы?
Каково отличие шампиньонов от бледной поганки?
На данном рисунке ядовитый или съедобный гриб?
………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………….
Карточка № 5
Каково строение шляпочных грибов?
В чем сходство и различие бактерий и грибов?
…………………………………………………………
………………………………………………………..
…………………………………………………………
Карточка № 6
Как размножаются грибы?
Чем отличаются грибы от цветковых растений по своему строению и питанию?
……………………………………………………
…………………………………………………….
……………………………………………………
…………………………………………………..
Карточка № 7
Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев?
Каково строение шляпочных грибов?
………………………………………………
……………………………………………..
…………………………………………….
…………………………………………….
Карточка № 8
Чем отличается съедобный гриб от ядовитого?
Где растут грибы?
………………………………………………….
…………………………………………………
………………………………………………….
…………………………………………………
1. Если по горизонтали вы правильно впишите названия съедобных грибов, то по вертикали в выделенной графе получите название гриба, изображенного на рисунке.
Задание 2Заполните кроссворд: Написать названия грибов. Как их можно классифицировать?
Задание 3:
Ответьте на вопросы.
Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев?
Какие вещества получают корни деревьев от грибов?
Какие способы питания характерны для грибов?
Каковы меры борьбы с грибами – паразитами?
4.Решите кроссворд:
По горизонтали:
Тело грибов, которое представляет собой переплетенные тонкие нити?
Подвижные жгутиковые споры простейших грибов?
Наука, изучающая грибы?
Какой гриб вырастает 70 – 80 см в длинну7
Самый простой способ размножения грибов?
Грибы, поражающие зерновые культуры, тростник и другие дикорастущие растения?
Шляпка какого опенка снизу темно – желтая?
Каким вегетативным путем размножается очень быстро дрожжевой гриб?
По вертикали:
Грибы, поражающие большинство органов растений?
Разрушители древесины, копытообразной формы?
Что образуют многие шляпочные грибы, живущие в тесной связи с корнями растений?
Несъедобные грибы, растущие возле арыков и на богатой перегноем почве?
Вид спор. Образуются прямо на грибнице или специальных выростах?
Лишайники.
Задание 1:
Перечертите схему в тетрадь и заполните её:
2. Работа с рисунком:
1. Гдевстречаются лишайники? Почему они являются самыми нетребовательными растениями?
2. Как питаются лишайники?
3. Каковы отношения в лишайнике между грибом и водорослью?
4. Какой существует ограничивающий фактор в распространении лишайников?
5. Подпиши названия лишайников под номерами:
1. –
2. –
3. -
Программированный опрос (несколько вариантов ответов)
1.Какие растения составляют тело симбиотического организма – лишайника?
Хламидомонада через оболочку поглощает……………………………………..
На свету в хроматофоре в процессе ………образуется……….и выделяется………
Хламидомонада при дыхании поглощает…………. и выделяет………………. .
Задание 3:
Рассмотрите рисунок. Схема какого способа размножения хламидомонады здесь изображена? При каких условиях так размножается хламидомонада? Что изображено под каждой из цифр?
Составьте таблицу: «Значение водорослей в природе и жизни человека»
Название водорослей
Значение в природе и жизни человека
Задание 4:
Морские водоросли широко применяются для различных промышленных целей. Внимательно рассмотрите рисунок, запомните его. Постарайтесь воспроизвести его в тетради по памяти. Проверьте себя сами, ошибки исправьте.
ВОДОРОСЛИ.
Какой способ питания характерен для водорослей?
А) хемотрофный В). фототрофный С). гетеротрофный
Какие органеллы характерны для клеток зеленых водорослей?
А) ядро В). цитоплазма С) хроматофоры
Чем вызвано разнообразие окраски тела водорослей?
А) приспособление к фотосинтезу В) привлечение животных
С).маскировка Д) особенности размножения.
Вкаких органеллах клеток водорослей содержится хлорофилл?
А) ядро В) .цитоплазма С) хроматофор
Что такое слоевище?
А) тело, разделенное на ткани и органы
В) тело, не разделенное на ткани и органы.
Какие способы размножения наблюдаются у водорослей?
А) вегетативный В) .половой С) бесполый
Какая из названных водорослей характеризуется следующими признаками: не имеет жгутиков, одноклеточная, обитает в воде, имеет кормовое значение
Рассмотрите рисунок. Какие мхи здесь изображены? Что общего у этих мхов и в чем различие?
Что обозначено цифрами
1………….
2………….
3………….
4………….
5………….
6………….
Задание 2:
Рассмотрите цикл развития мхов. Расставьте нумерацию. Дополните предложения.
На верхушках мужского растения созревают мужские………клетки. На верхушке женского растения развиваются ……….. В результате их слияния происходит………….и образуется ………. Из ……… на женском растении развивается …………. на ножке. Коробочка полна спор, служащих для ………размножения. Созревшие споры высыпаются из коробочки наружу. При …….. условиях они прорастают, напоминая сначала разветвленные зеленые ……… Из одних ………. развиваются …….. растения, а из других - ……..
Задание 3:
Рассмотрите рисунок. Что обозначено буквами А, Б, В и цифрами?
А
1………
2………
3………
Б
1………
В
1………
2………
Почему мох сфагнум может впитывать большое количество воды?