Просмотр содержимого документа
«"Состав крови". Урок биологии в 9 классе»
Тема: Состав крови.
Цель: продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах.
Планируемые результаты:
Личностные: Ответственное отношение к обучению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности.
Метапредметные: Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Предметные: Знать/понимать: признаки биологических объектов – организма человека; сущность биологических процессов – транспорт веществ; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности. Понятия «гомеостаз», «фагоцитоз», «антитела». Роль анализа крови для диагностики.
Формирование функциональной грамотности:
Читательская грамотность: работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.
Естественнонаучная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Опасности и риски».
Ход урока:
I. Орг.момент.
II. Проверка знаний.
1. Рассказать о мерах первой помощи при переломах, вывихах суставов.
2. Двигательная активность и долголетие.
III. Актуализация знаний.
Соединительные ткани?
Кровь как соединительная ткань?
Зачем нам делают анализ крови?
Почему состав должен быть постоянным?
IV. Новый материал: Презентация
Внутренняя среда организма – совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), принимающих участие в процессах обмена веществ и поддерживающих гомеостаз организма.
Форменные элементы (40-50%): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Н2О с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки – 1-2%, лимфоциты, лейкоциты.
Н2О, растворенные в ней питательные вещества и неорганические в-ва, О2, СО2, продукты распада.
Местонахождение
Сердце и кровеносные сосуды.
Лимфатическая система.
Между клетками всех тканей.
Источник и место образования
За счет поглощения белков, жиров, углеводов, минеральных солей, Н2О из органов пищеварения, лимфатических сосудов.
За счет тканевой жидкости, всосавшейся в мешочки на концах лимфатических капилляров.
За счет плазмы крови и продуктов жизнедеятельности клеток.
Функции
транспортная
дыхательная
питательная
выделительная
терморегуляторная
гомеостаз
защитная
гуморальная регуляция
возвращение в кровеносное русло тканевой жидкости
фильтрация
обеззараживание
1. перенос О2 и СО2.
Форменные элементы крови:Рисунок учебника + Презентация
Эритроциты – до 5 млн/1мм3 – двояковогнутый диск, нет ядра; Нв.
Такая форма увеличивает поверхность эритроцитов, а это способствует более быстрому и равномерному проникновению в них кислорода.
Красный цвет эритроцита зависит от белка - гемоглобина, который легко вступает в соединение с газами (кислородом и углекислым газом).образуется в красном костном мозге, селезенке; продолжительность жизни 120 дней; функция – перенос О2 и СО2.
В 1 мм3 содержится 4-5 млн. эритроцитов, они образуются в красном костном мозге, живут около 120 дней и разрушаются в селезёнке и печени. Основная функция эритроцитов – перенос кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким. Кроме того, эритроциты содержат белки, участвующие в определении группы крови.
Физминутка.
Работа с учебником.
Лейкоциты – 4-9 тыс/1мм3 – округлые, бесцветные клетки, есть ядро; образуются в селезенке, лимфатических узлах; продолжительность жизни от 1 до нескольких дней; функция – защитная.
Ядерные бесцветные клетки, поэтому их называют белыми. Они образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах и селезёнке.
Форма лейкоцитов непостоянна, они способны самостоятельно передвигаться, в движении напоминают амёбу. Проходя сквозь стенки кровеносных сосудов, лейкоциты могут выходить из кровеносного русла, перемещаться в межклеточном пространстве и скапливаться в поражённых участках тела. Здесь они при помощи ложноножек захватывают, поглощают и уничтожают различные микроорганизмы или отмершие клетки организма.
И.И. Мечников назвал такие лейкоциты фагоцитами (клетками-пожирателями), а само явление – фагоцитозом. Разрушая чужеродные клетки, лейкоциты гибнут, образуя гной – скопление мёртвых лейкоцитов.
Есть и другой способ защиты – иммунитет, а осуществляют его – лимфоциты, разновидность лейкоцитов, находящиеся в крови и лимфе. Одни лимфоциты отыскивают чужеродные соединения – антигены, другие вырабатывают химические противоядия – антитела, которые выводят из строя микробы и вирусы. При этом постоянство внутренней среды восстанавливается.
Тромбоциты – 180-320 тыс/1мм3 – без ядра; образуются в красном костном мозге; живут 5-8 дней; функция – свертывание крови.
Это самые мелкие клетки крови, их иногда называют кровяными пластинками, они безъядерные. Могут быть круглой или овальной формы, разрушаются в селезёнке.
Принимают участие в свёртывании крови. Если происходит травма сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают химические реакции, ведущие к свёртыванию крови: под действием ферментов жидкий белок фибриноген превращается в нерастворимый белок фибрин. Нити фибрина образуют сетку, в которой запутываются клетки крови, образуется тромб.
Свертывание крови – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.
Система противосвертывания:
гепарин (в легких, печени) – препятствует свертыванию крови
фибролизин (в сыворотке) – фермент, растворяющий фибрин
Гемофилия – заболевание, наследственное, при котором кровь не сворачивается.