Можно использовать на уроках биологии(программа расчитана на 2 часа в неделю с использованием краеведческого материала),а так же во внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Какова протяжённость границ Московской области? (1.200км)
2.Запишите самый жаркий месяц лета (июль)
3.Какова средняя температура января? (-10,5)
4.Какие почвы характерны для Подмосковья? (подзолистые)
5.Перечислите лесообразующие породы, характерные для лесов Подмосковья (ель, дуб, сосна)
6.Запишите две известные вам пары грибов- двойников, один из которых является ядовитым (белый-сатанинский; опята-ложные опята)
7.Перечислите отличительные признаки ядовитого гриба в одной из записанных пар
(Сатанинский-шляпка сатанинского гриба на ощупь бархатистая; окрашена в серовато-белый, оливковый или коричневатый оттенки; ножка в средней части красная;в течении 5минут на срезе даёт «синеву» ; старые экземпляры имеют запах гниющего лука)
8.Узнайте растение
На слайдах(слайды1-5)
1.Сфагнум
2.Щитовник мужской
3.Ландыш майский
4.Ель обыкновенная
5.Берёза повислая
Изучение нового материала:
1.Фенология как наука
-Посмотрите на экран. Что вы видите?(слайд№6)
- Обменяйтесь впечатлениями.
- Сколько сезонов года вы знаете?
- Какова последовательность времен года?
Сезонные явления – это процесс изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Фенология – наука о сезонных явлениях.
Фенологическим явлениям посвящены многие научно-популярные книги и очерки в журналах. Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.
Начнем мы с вами с изучения осенних сезонных изменениях! Осень-увлекательнейшая пора для наблюдений. Явления природы так ярки, что их не надо отыскивать.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
2.Изменения в неживой природе
?/кл Что вы можете сказать о времени восхода и захода солнца?
(Укорачиваются дни, ночи длиннее)
?/кл С чем это связано?
(С годичным движением Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси)
Итак, изменения в неживой природе являются главными причинами осенних изменений
в жизни растений
3.Изменения в растительном мире
- Посмотрите на экран(слайды5,7.8)
Зачитываю:
Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».
- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.
?/кл Угадайте, какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?
- Какие изменения произошли в растительном мире?
(Изменяется окраска листьев)-Запись на доске
-Почему изменилась окраска листьев?(слайд12)
Учитель вместе с классом :
- Давайте попробуем с Вами обосновать, за счет чего происходит изменение окраски листьев. Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым. Этот цвет ему придаёт пигмент хлорофилл. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает.
Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, пигмент ксантофил имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки. Все это разновидности пигментов хромопластов.
- Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи. Как вы понимаете эти слова?
- Начинается листопад. Запись на доске
?/кл Попробуйте объяснить значение листопада в жизни растений. (слайд13,14)
(Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы. Снижается испарение. Защита от механический повреждений –ветви ломаются под )
?/кл Бывает ли листопад у хвойных деревьев?
- Назовите хвойное растение, которое осенью сбрасывает с себя всю хвою, т.е. ведет себя как лиственное дерево.
?/кл Дерево сбросило листву, оно погибло? (откуда появляются листья на следующий год?)
?/кл.Всегда ли деревья и кустарники сбрасывали листву?
(Нет.Листопад-результат длившегося млн лет естественного отбора.Влажный климат наших лесов стал меняться. В новых условиях выживали и плодоносили лишь те деревья и кустарники, которые уходили в зиму с меньшим количеством листьев.
Итак, деревья и кустарники находятся в состоянии глубокого покоя.
Процессы жизнедеятельности замедлены. (слайд15)
?/кл
- Осенью на растениях образуются плоды и семена. Что такое плоды, семена?
Деревья, кусты и травы спешат устроить своё потомство.
Распространение семян - Запись на доске
важный период в жизни растений
Работают с коллекцией «Распространение плодов и семян»
?/кл Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений.
Распространение семян Схема на доске
и в тетрадях уч-ся
Ветром Животными Водой
клён череда осока
одуванчик лопух
рябина
У При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений.
Вывод по уроку
Учитель вместе с учащимися
Осенние изменения в жизни растений См.Запись на доске
-изменение окраски листьев
-листопад
Распространение плодов и семян
Рефлексия
Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)
?/кл
-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений
-Перечислите приметы осени
-Какие способы распространения семян и плодов вам известны?
-Что нового открыли для себя на уроке?
- Что скажете о своей работе на уроке?
Вы хорошо поработали, подружились с вами, узнали много нового, делились друг с другом своими знаниями. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.
Домашнее задание.
1. Зарисовать семена растений.(3 шт).Подписать название растения и способ распространения семян
2.Подготовить рассказ о правилах поведения в лесу осенью (по желанию)
И в завершении урока мы с вами проведем очередной раунд конкурса знатоков природы
вопросы
ответы
1.С какого дня по фенологическому календарю начинается осень?
21 сентября- день осеннего равноденствия
2.Что такое «чертов табачок»?
Споры гриба-дождевика. Спелый гриб
лопается от лёгкого удара и из него вырывается облако пыли – споры (чертов табак)
3.Загадаю за грядку, заброшу за грядку, в год пущу- в другой выпущу
object(ArrayObject)#887 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(193) "Проектная работа по окружающему миру во 2 классе "Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений"."
["seo_title"] => string(120) "proiektnaia-rabota-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-vliianiie-siezonnykh-izmienienii-v-prirodie-na-zhizn-rastienii"
["file_id"] => string(6) "263572"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1449573934"
}
}