kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сезонные изменения в жизни растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать на уроках биологии(программа расчитана на 2 часа в неделю с использованием краеведческого материала),а так же во внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сезонные изменения в жизни растений»

Урок биологии в 6 классе на тему

«Сезонные изменения в жизни в жизни растений.

Фенологические наблюдения»

Цели урока:

1.научиться выделять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений;

2. объяснять причины этих изменений;

3.закрепить знания правил поведения в природе;

Задачи урока:

1. научить выделять сезонные изменения в жизни растений.

2. наблюдать связь растений с окружающей средой

3. расширить знания учащихся об основных изменениях в жизни растений

4. воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, карточки

Ключевые понятия: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез.

Ход урока

Организационный момент

Проверка знаний:

Вопросы:

1.Какова протяжённость границ Московской области? (1.200км)

2.Запишите самый жаркий месяц лета (июль)

3.Какова средняя температура января? (-10,5)

4.Какие почвы характерны для Подмосковья? (подзолистые)

5.Перечислите лесообразующие породы, характерные для лесов Подмосковья (ель, дуб, сосна)

6.Запишите две известные вам пары грибов- двойников, один из которых является ядовитым (белый-сатанинский; опята-ложные опята)

7.Перечислите отличительные признаки ядовитого гриба в одной из записанных пар

(Сатанинский-шляпка сатанинского гриба на ощупь бархатистая; окрашена в серовато-белый, оливковый или коричневатый оттенки; ножка в средней части красная;в течении 5минут на срезе даёт «синеву» ; старые экземпляры имеют запах гниющего лука)

8.Узнайте растение

На слайдах(слайды1-5)

1.Сфагнум

2.Щитовник мужской

3.Ландыш майский

4.Ель обыкновенная

5.Берёза повислая

Изучение нового материала:

1.Фенология как наука

-Посмотрите на экран. Что вы видите?(слайд№6)

- Обменяйтесь впечатлениями.

- Сколько сезонов года вы знаете?

- Какова последовательность времен года?


Сезонные явления – это процесс изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Фенология – наука о сезонных явлениях.

Фенологическим явлениям посвящены многие научно-популярные книги и очерки в журналах. Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.

Начнем мы с вами с изучения осенних сезонных изменениях! Осень-увлекательнейшая пора для наблюдений. Явления природы так ярки, что их не надо отыскивать.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


2.Изменения в неживой природе

?/кл Что вы можете сказать о времени восхода и захода солнца?

(Укорачиваются дни, ночи длиннее)

?/кл С чем это связано?

(С годичным движением Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси)


Итак, изменения в неживой природе являются главными причинами осенних изменений

в жизни растений

3.Изменения в растительном мире

- Посмотрите на экран(слайды5,7.8)

Зачитываю:

Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».

- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.

?/кл Угадайте, какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?

- Какие изменения произошли в растительном мире?

(Изменяется окраска листьев)-Запись на доске

-Почему изменилась окраска листьев?(слайд12)

Учитель вместе с классом :

- Давайте попробуем с Вами обосновать, за счет чего происходит изменение окраски листьев. Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым. Этот цвет ему придаёт пигмент хлорофилл. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает.

Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, пигмент ксантофил имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки. Все это разновидности пигментов хромопластов.

- Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи. Как вы понимаете эти слова?

- Начинается листопад. Запись на доске

?/кл Попробуйте объяснить значение листопада в жизни растений. (слайд13,14)

(Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы. Снижается испарение. Защита от механический повреждений –ветви ломаются под )

?/кл Бывает ли листопад у хвойных деревьев?

- Назовите хвойное растение, которое осенью сбрасывает с себя всю хвою, т.е. ведет себя как лиственное дерево.

?/кл Дерево сбросило листву, оно погибло? (откуда появляются листья на следующий год?)

?/кл.Всегда ли деревья и кустарники сбрасывали листву?

(Нет.Листопад-результат длившегося млн лет естественного отбора.Влажный климат наших лесов стал меняться. В новых условиях выживали и плодоносили лишь те деревья и кустарники, которые уходили в зиму с меньшим количеством листьев.

Итак, деревья и кустарники находятся в состоянии глубокого покоя.

Процессы жизнедеятельности замедлены. (слайд15)


?/кл

- Осенью на растениях образуются плоды и семена. Что такое плоды, семена?

Деревья, кусты и травы спешат устроить своё потомство.

Распространение семян - Запись на доске

важный период в жизни растений

Работают с коллекцией «Распространение плодов и семян»

?/кл Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений.

Распространение семян Схема на доске

и в тетрадях уч-ся

Ветром Животными Водой


клён череда осока

одуванчик лопух

рябина


У При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений.

Вывод по уроку

Учитель вместе с учащимися

Осенние изменения в жизни растений См.Запись на доске

-изменение окраски листьев

-листопад

Распространение плодов и семян

Рефлексия

Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)

?/кл

-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений

-Перечислите приметы осени

-Какие способы распространения семян и плодов вам известны?

-Что нового открыли для себя на уроке?

- Что скажете о своей работе на уроке?

Вы хорошо поработали, подружились с вами, узнали много нового, делились друг с другом своими знаниями. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.

Домашнее задание.

1. Зарисовать семена растений.(3 шт).Подписать название растения и способ распространения семян

2.Подготовить рассказ о правилах поведения в лесу осенью (по желанию)

И в завершении урока мы с вами проведем очередной раунд конкурса знатоков природы

вопросы

ответы

1.С какого дня по фенологическому календарю начинается осень?

21 сентября- день осеннего равноденствия

2.Что такое «чертов табачок»?


Споры гриба-дождевика. Спелый гриб

лопается от лёгкого удара и из него вырывается облако пыли – споры (чертов табак)

3.Загадаю за грядку, заброшу за грядку, в год пущу- в другой выпущу

Осень. Осенью сеют, собирают на другой год

4.Сидит- зеленеет, летит- пожелтеет, падёт-почернеет

Листва

5.Пал Палыч пал на воду, сам не утонул и воду не замутил

Лист с дерева

6.Зреют на ветках детки в беретках. Спрыгнули с веток- глядь: без береток

Жёлуди

7.Каке птичьи тайны открывает листопад

На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнёзда

8.Я молча говорю с тобой издалека


Эхо

9.Долговяз в траве увяз


Дождь





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сезонные изменения в жизни растений

Автор: Вострухина Марина Николаевна

Дата: 22.10.2016

Номер свидетельства: 351338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Экскурсия "Сезонные изменения жизни растений весной""
    ["seo_title"] => string(53) "ekskursiia_sezonnye_izmeneniia_zhizni_rastenii_vesnoi"
    ["file_id"] => string(6) "509828"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557660765"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Проектная работа по окружающему миру во 2 классе "Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений"."
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaia-rabota-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-vliianiie-siezonnykh-izmienienii-v-prirodie-na-zhizn-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "263572"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449573934"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Осень. Сезонные изменения в природе."
    ["seo_title"] => string(34) "osen_sezonnye_izmeneniia_v_prirode"
    ["file_id"] => string(6) "621576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672047277"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок по познанию мира "Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_poznaniiu_mira_vliianiie_siezonnykh_izmienienii_v_prirodie_na_zhizn_rast"
    ["file_id"] => string(6) "454696"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517756895"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Зима "Сезонные изменения в природе" "
    ["seo_title"] => string(39) "zima-siezonnyie-izmienieniia-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "213809"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432142358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства