-Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть.
Нам предстоит сегодня необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: всё ли задуманное осуществится… Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне, пожалуйста, этим знаком, те, кто готов начать работу со мной (ладошки). Спасибо, я ценю отзывчивых людей. Ответьте мне этим знаком те, кто сомневается. Спасибо, я ценю людей честных.
Давайте начнём урок
а) Проверка выполнения домашнего задания подготовка к усвоению нового материала: слайд 2
Итак, на прошлом уроке мы изучали наземную экосистему – лес. Представьте, что мы вошли в лес полный загадок, полный разных существ знакомых и не очень. Как мы должны вести себя в нём, чтобы не причинить вреда лесным жителям да и самим вернуться домой здоровыми.
Ответ ученика Правила поведения в лесу
А теперь проверим, что вы знаете о лесе.
Если вы ответите на вопросы правильно – сложится картинка. слайды 3-9
Молодцы! У нас получился сказочный цветок из сказки П.П. Бажова «Каменный цветок»
б) Озвучивание темы урока слайд 11
А эпиграфом к нашему уроку станут слова А.С. Пушкина слайд 12
в) Постановка задач урока самими учениками:
Как вы думаете можно сформулировать цели урока?
Что нам предстоит изучить, с чем познакомиться?
После ответов учеников слайд 13
Результатами урока должны стать слайд 14
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
а) Постановка проблемного вопроса.
Много интересного, необычного, загадочного таит в себе природа, люди издавна пытались овладеть её тайнами. Наблюдая за периодической сменой времён года, пытались объяснить, почему за зимой приходит весна, за весной лето, за летом осень и снова зима.
Каковы причины, вызывающие изменения в экосистемах? Как приспосабливаются живые организмы к этим изменениям? слайд 15
3. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
а) Объяснение учителя.
Издавна установилось деление года на четыре периода, продолжительностью по три месяца в соответствии с сезонными изменениями в природе. Такие периоды называются сезонами года.
слайд 16
Смена времён года связана с двумя факторами: с годичным вращением Земли вокруг Солнца и с наклоном земной оси к плоскости орбиты. Рассмотрим подробнее смену времён года. Для этого вспомним, что летом значительно теплее, чем зимой. Оказывается, нагревание атмосферы зависит от того, под каким углом солнечные лучи падают на земную поверхность: чем ближе этот угол к перпендикуляру, тем поверхность нагревается больше. Значит, летом солнечные лучи падают на Землю почти под прямым углом, а зимой угол падения лучей гораздо меньше.
Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5 градусов и при движении Земли вокруг Солнца перемещается параллельно самой себе. Из-за этого в течение года меняется угол, под которым солнечные лучи падают на данный участок земной поверхности. Следовательно, Солнце сильнее нагревает и освещает то северное, то южное полушарие попеременно. Поэтому лето в северном полушарии совпадает с зимой в южном, и наоборот.
Начало каждого времени года в астрономическом смысле определяется видимым движением Солнца. Началом весны считается момент, когда Солнце находится в точке весеннего равноденствия (21 марта). В этот день на всей Земле, кроме полюсов, день равен ночи. В момент начала лета – 22 июня – Солнце находится в самой высокой точке – точке летнего солнцестояния. Астрономическая осень начинается 23 сентября, когда Солнце находится в точке осеннего равноденствия, и на всей Земле день равен ночи. Зима в северном полушарии начинается 22 декабря, когда Солнце находится в точке зимнего солнцестояния. В северном полушарии в это время самый короткий день и самая длинная ночь.
Как реагируют живые организмы на смену сезонов года?
К уроку готовились творческие группы, чтобы рассказать о жизни живых организмов в разное время года.
В наших широтах жизнь живых организмов начинается весной
б) Отчёт творческих групп с демонстрацией слайдов рисунков, рассказом о:
весне; (демонстрация слайдов о весне) слайды 17-20
лете; ( демонстрация слайдов о лете) слайды 21-24
Физкультминутка. Слайд 25-32
осени; (демонстрация слайдов об осени) слайд 33-36
зиме. (демонстрация слайдов о зиме) слайд 37- 40
Дополнительные вопросы участникам групп:
1. Как называются месяцы времён года на белорусском языке? Почему?
2. Почему зимой в лиственном лесу, снежный покров на земле, более толстый, чем в хвойном?
4. Этап закрепления знаний.
а) Работа с тетрадью и учебником. по времени
Выполните в тетради задания 2,3,4. Проверка и корректировка.
б) Выполнение тестовых заданий. Самопроверка Слайд 42
в) самооценка
Поднимите руки те, кто не допустил ошибок. Молодцы! Поставьте себе оценку 10.
У кого есть одна или две ошибки. Ничего вы справитесь, сможете. Поставьте оценку 9 или 8.
У кого ошибок больше? Придётся хорошенько поработать над темой.
оценка работы учеников на уроке
5. Домашнее задание. слайд 43
Подготовить § 24 и подготовиться к экскурсии на выставку «Дикая природа Беларуси».
Для любознательных - сочини сказку
6. Рефлексия. слайд 44
Листочки на дерево прикрепить магнитами. Зелёные (на уроке было комфортно, всё понял), жёлтые ( чувствовал напряжённость, немного непонятно), красные (напряжён, ничего не понял).
Всем спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами на уроке. слайд 45