kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение"»

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Таловская средняя общеобразовательная школа» Тарумовского района Республики Дагестан

Открытый урок по биологии в 7 классе «Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение»

(урок-игра)







Подготовила учитель биологии

МКОУ «Таловская СОШ»

Гончарова Е.Д.



2018г.

Урок – игра по теме «Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение.» 7 класс

Учитель: Гончарова Е.Д.

Цели: 
1. Образовательные (обучающие) – продолжить формирование творческих способностей и развитие познавательной активности обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей; проверить усвоение материала на основе творческих заданий.
2. Развивающие – продолжить развитие умений и навыков самообразования учащихся.
3. Воспитательная – продолжить воспитание творческой личности, стремящейся к самоорганизации. Вырабатывать дух соревнований, коллективизма, правильность и быстроту ответа, стремление к знаниям.

Задачи:
Образовательные: 
1. Продолжить формировать представления о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;
2. Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде.
Развивающие: 
1. Развитие навыков работы в группе (парах) и основ творческой деятельности.
2. Способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
Воспитательные – учитывая различные способности учащихся (организаторские, художественные, технические и др.),  создать в группе атмосферу делового сотрудничества и взаимоуважения.

     

Оборудование: карточки с заданиями , рыбки, вырезанные из старых учебников, журналов, 2 текста с пропущенными словами ,бутылки с письмами ,шифровки ,кроссворды ,бочонки с номерками , мультимедийная презентация.

 

Ход урока

 1 Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас состоится игра  по теме  «Рыбы» . Для этого класс разделим на две команды. Для того , чтобы «наловить» как можно  больше рыб, командам  нужно  показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплоченность. Ребята, вам нужно быть внимательными   к ответам товарищей по команде. Итак, « рыбалка» начинается!

 Конкурс 1 Визитная карточка

Каждая команда представляет свое  название , девиз, приветствие, которые отражают тему урока.  Первая команда  « Сазаны», вторая команда «Лещи».

Конкурс 3 «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

Условия: лидеры команд должны ответить на максимальное количество вопросов за 1 минуту.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Вопросы для 1 команды:

  1. Сколько кругов кровообращения у рыб? (1)

  2. Ответная реакция организма на раздражение. (рефлекс)

  3. Где накапливается желчь у рыб? (в желчном пузыре)

  4. Из каких отделов состоит сердце рыб? (предсердие и желудочек)

  5. Какая кровь в сердце рыбы? (венозная)

  6. Бывают ли прозрачные рыбы? (да, малёк угря)

  7. Почему жабры рыб ярко – красного цвета? (там находится кровь)

  8. Какая из пресноводных рыб самая большая? (сом)

  9. Где расположены глаза у камбалы? (на спине)

  10. В какое время года рыбы мечут икру? (весной)

  11. Эта рыба по форме напоминает шахматную фигуру. (морской конёк)

  12. Эту светящуюся мелкую рыбку можно встретить в реках Амазонии, в собственном аквариуме и даже в таблице Менделеева. (неон)

  13. Среди них встречаются меч, сабля, пила, молот,….(акула)

Вопросы для 2 команды:

  1. Сосуд, приносящий кровь к сердцу (вена)

  2. Все ли рыбы откладывают икру? (нет, есть живородящие)

  3. Чем прикрыты жабры рыбы снаружи? (жаберными крышками)

  4. Где вымётывает икру речной угорь? (в Саргассовом море)

  5. Какие рыбы называются проходными? (которые совершают в период нереста миграции)

  6. Какая известная рыба меняет окраску под цвет дна? (камбала)

  7. Какая рыба откладывает икру в раковины моллюсков? (горчак)

  8. Что у рыбы в «паспорте» написано? (возраст)

  9. Различают ли рыбы цвета? (да)

  10. Какие рыбы называются живородящими? (рождающие живых детёнышей)

  11. Эта рыба – самый крупный хищник в реках нашей страны (сом)

  12. Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал Царь – рыбой. (осётр)

  13. Ловом именно этой рыбы с успехом занимался Костя – моряк из знаменитой песни (кефаль)


КОНКУРС 4 «Загадка Робинзона Крузо»

Учитель: Все вы знаете, что знаменитый  персонаж Даниэля Дефо Робинзон Крузо написал  послания с просьбой о помощи  и бросил их в океан в запечатанных бутылках. И эти  послания через много – много лет выбросило на берег. Чтобы спасти Робинзона и при этом получить « улов» , вам нужно восстановить текст письма, который немного подпортила  морская вода.

( Каждая команда получает  бутылку с «письмом». Во всех  письмах утрачены некоторые слов а , которые нужно восстановить.)

 ТЕКСТ для  1-ой команды

1 Практически у всех  рыб … форма тела( обтекаемая)

2 Тело рыб покрыто … (чешуёй)

3 Окраска рыб… ( разнообразна) и определяется … ( фоном ) окружающей среды.

4 Кожные железы  вырабатывают … ( слизь), которая уменьшает трение тела  рыб  при движении  в воде.

5 Орган дыхания рыб…(жабры)

6 Дышат рыбы …, который  растворен в воде( кислородом)

7 Орган передвижения рыб … (плавники)

8 Среди органов чувств можно выделить:…, …, …, ….( органы слуха,  зрения, обоняния, осязания)

9 Направление  течения и силу  давления  воды  рыбы воспринимают с помощью…( боковой линии)

.

 Текст для 2 ой   команды

1У рыб, которые являются …(раздельнополыми)  животными, есть …( парные ) половые железы.

2 У самцов их называют …( семенники), а у самок…( яичники).

3 Время , когда рыбы размножаются , называется …(нерест)

4 В яичниках  зреют …( яйцеклетки), в семенниках…(сперматозоиды).

5Оплодотворение у многих рыб…( наружное), хотя существуют рыбы, у которых …(внутреннее) оплодотворение.

6 В результате  оплодотворения в …( икринках) развивается …( многоклеточный зародыш)

7 Через некоторое  время личинка  становится  похожа  на взрослую рыбу и ее называют…( мальком)

8 Уряда не очень плодовитых  рыб появилась такая форма  приспособленности  к выживанию, как …( забота о потомстве)

9 Рыбы являются …( холоднокровными ) животными,  так как температура  их тела нестабильна и определяется  температурой среды.

Команда, давшая  правильную расшифровку «послания», получает 5 баллов.

«ЗАГАДОЧНЫЙ КОНКУРС5

Условия: команды по очереди отгадывают загадки, если отвечающая команда даёт неправильный ответ, команды противников могут дать свой вариант ответа и заработать дополнительные баллы.

Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл.

Загадки для 1 команды:

  1. Он в самом омуте живёт, хозяин глубины. Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (сом)

  2. Есть голова, да нет волос, есть глаза, да нет бровей, перья есть, да не летает, в холоде не зябнет и жары не боится. (рыба)

  3. С зубастой трёхметровой рыбкой знакомство было бы ошибкой. (акула)

Загадки для 2 команды:

  1. Дом шумит, хозяева молчат. Пришли люди, хозяев забрали, а дом в окошки ушёл. (рыба и сеть)

  2. Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине и щука не проглотит (ёрш)

  3. Не человек, не зверь, а с усами. (сом)


КОНКУРС 6 «Разгадай шифровку»

Учитель: Из океана от Нептуна мы получили шифровки. Буквы в словах поменяли местами. Переставьте буквы  таким образом, чтобы получилось название рыб, которые можно употреблять в пищу.

 Карточка  1 ой команде

Рфьлео – (форель)
Отлпав – (плотва)
Аеуглб – (белуга)


Тапвол  ( плотва)

Дукса    (судак)

Секрат ( треска)

Карточка 2ой команде

Знаас (сазан)

Торес  ( осётр)

Млина   ( налим)

Мёсаг – (семга)
Азнса – (сазан)
Юврсеаг – (севрюга)


Конкурс 7 « Кто быстрее».

 Заданием 1-ой команде. Написать  названия  отделов  головного мозга рыб.

( передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый)

Задание 2-ой команде. Перечислить  парные и непарные плавники рыб( грудные , брюшные – парные .Спинные, хвостовой, анальный-непарные)

 Конкурс 8 «УДАЧЛИВЫЙ РЫБОЛОВ»

  1. Задание: распределить представителей по систематическим группам.

  2. «Пойманной» считается рыба, систематическое положение которой определено правильно.

  3. Оценка: за каждую пойманную рыбу 1 балл.

  4. Систематические группы:

  5. А) Хрящевые:

  6. Б) Костно-хрящевые:

  7. В) Двоякодышащие:

  8. Г) Кистепёрые:

  9. Д) Костистые:

  10. Представители:

  11. 1 - австралийский рогозуб; 2 - треска; 3 - морская лисица; 4 - камбала; 5 - африканский чешуйчатник; 6 - горбуша; 7 - латимерия; 8 - карась; 9 - акула – молот; 10 - белуга.

  12. Ответы: А) 3; 9. Б)10. В)1; 5. Г)7. Д)2; 4; 6; 8.

Физпауза(музыкальная)

КОНКУРС 9«Рыбные вопросы»

Вопросы 1- ой команде

1Сколько отделов  включает  в себя тело рыб?

( 3: гололва, туловище, хвост)

2.С помощью какого органа  рыбы   способны менять глубину погружения?

(  плавательный пузырь)

3 Сколько кругов кровообращения у рыб?

( 1)

4 Какая  самая крупная рыба на Земле? ( китовая акула)

5Как  называется  наука о рыбах?( ихтиология)

6 Все ли рыбы способны откладывать икру? ( нет, есть живорождение)

7 Ответная реакция  организма на раздражение  называется?  (рефлексом)

8 Самая крупная  промысловая  рыба России, около 6 м длиной и 1 т весом? ( белуга)

Вопросы 2-ой команде.

1.Почему тяжело держать  в руках рыбу?( чешуя покрыта слизью)

2 Чем прикрываются  жабры рыб снаружи? ( жаберными крышками)

3. Какие отделы включает в себя  сердце рыб? ( предсердие и желудочек)

4 Как определяется возраст рыб? (  по линиям годового прироста на чешуе)

5 Как называется одомашненная форма сазана ? ( карп)

6 У какой рыбы нет чешуи.? ( сома)

7Какие рыбы имеют оружие на носу? (  пила- рыба, меч- рыба)

 8 Рыба, семейства карповых, с красными плавниками? ( красноперка)

( За каждый правильный ответ  дается» рыбка»)

Конкурс 10 «КРОССВОРД»

Задание: по одному представителю от команды выходят к доске и заполняют кроссворд.

Оценка: за каждое название 1 балл.

Задание для 1 команды:

Ответы: килька; карась; камбала; колюшка

Задание для 2 команды:

Ответы: скат; сазан; сельдь; севрюга

Конкурс 11«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Условия: команды по очереди вытаскивают из бочонка номерки и отвечают на вопрос под этим номером. Если отвечающая команда даёт неправильный ответ, другие команды могут ответить и заработать дополнительные баллы.

Оценка: 2 балла за каждый ответ.

  1. Почему трудно держать в руках живую рыбу? (тело покрыто слизью)

  2. Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия? (за счёт боковой линии)

  3. Почему не тонут акулы, хотя у них нет плавательного пузыря? (в печени находится запас жира)

  4. Горчак, тиляпия, колюшка, пинагор. Что всех этих рыб объединяет? (забота о потомстве)

  5. Чешуя рыб – «паспорт» и «медицинская книжка» одновременно. Почему? (по чешуе можно определить возраст и состояние здоровья рыбы)

  6. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила? (за счёт боковой линии)

  7. Почему зимой может происходить замор рыбы? (недостаток кислорода)

  8. У налима «всё наоборот» - говорят бывалые рыбаки. Почему? (нерестится зимой)

  9. Народное название вьюна – пискун. Почему он получил такое название? (выводит воздух через анальное отверстие с характерным звуком)

Конкурс 12 «Пословицы о рыбах»

 ( Закончите пословицы)

  • Была бы рыба, а … (рыбак найдется).

  • Будешь спать на берегу, не … (наловишь на уху).

  • Рыба в реке – ещё …(не в руке).

  • Закидываешь удочку вперёд, …(оглянись назад).

  • Чем больше зависти, тем… (меньше рыбы).

    Рефлексия                   

-   Оцените себя, как вы работали на уроке?

- Если считаете, что в полную силу и многого достигли, то поднимите обе руки. -Если недовольны собой, были не очень активны - одну.


Подведение итогов игры

Учитель: Улов богаче у команды….

Они получают оценку 5, вторая команда   получают оценку 4.

   

    Домашнее задание             

     Подготовить сообщение об интересных фактах из жизни рыб (для 7 кл. с элементами презентации)  


                                                                                                 

                                                         

                                                                                                   

                                                                                                                      

                                                         




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение"

Автор: Гончарова Елена Дмитриевна

Дата: 30.11.2019

Номер свидетельства: 529495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "План - конспект урока: «Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение. "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-ryby-obshchaia-kharaktieristika-i-vnieshnieie-stroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "224270"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438657269"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Самоанализ урока. Тема: "Рыбы: общая характеристика и внешнее строение". "
    ["seo_title"] => string(79) "samoanaliz-uroka-tiema-ryby-obshchaia-kharaktieristika-i-vnieshnieie-stroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "224271"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438658646"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение"
    ["seo_title"] => string(63) "nadklass_ryby_obshchaia_kharaktieristika_vnieshnieie_stroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "417502"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495419150"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Классы рыб. Внешнее строение рыб."
    ["seo_title"] => string(37) "klassy_ryb_vnieshnieie_stroieniie_ryb"
    ["file_id"] => string(6) "364069"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480450546"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Внешнее строение рыб."
    ["seo_title"] => string(26) "vnieshnieie_stroieniie_ryb"
    ["file_id"] => string(6) "364070"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480450939"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства