kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рыбы- одни из самых древних водных  позвоночных на Земле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение»

Тема: Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб.

Цель урока: рассмотрение общих черт рыб, раскрытие особенностей строения

представителей надкласса рыб (самого распространенного среди

позвоночных) в связи с обитанием в водной среде,

продолжить формирование понятия о приспособленности организмов

к среде обитания;

продолжить формирование навыков работы с текстом и рисунками

учебника, с тетрадью и навыков заполнения таблиц,

формирование эстетического вкуса, аккуратности при выполнении

заданий,

развитие познавательного интереса у уч-ся к биологии,

развитие умений анализировать, обобщать и делать выводы.

Задачи урока: изучить внешнее строение рыб и особенности, связанные с обитанием

в водной среде, заполнить таблицу, выполнить лабораторную работу,

тестовое задание и подвести итоги урока.

Оборудование: учебные таблицы «Многообразие Хрящевых и Костных рыб»,

«Внешнее строение рыб», лабораторное оборудование (микроскоп,

лупы, засушенная рыба, чешуя рыб

Рыбы – одни из самых древних водных позвоночных животных. По современным принципам классификации рыбы представляют собой парафилетическую группу – совокупность видов живых организмов, которые являются потомками одного общего предка, но не все потомки этого предка принадлежат к данному надклассу.

 

Рыбы – это челюстноротые животные, которые дышат с помощью жабр. Водятся рыбы во всех видах водоемов и играют важнейшую роль для экосистемы, так как являются составляющей пищевых цепей человека и других живых существ.

 

Размеры рыб составляют от 8 мм до 20 метров (китовая акула). Всего в мире известно более 30 000 видов рыб. Изучением рыб занимается отдел биологии под названием ихтиология.

 

В отличие от круглоротых, рыбы (то есть челюстноротые), ведут активный образ жизни. Передвигаются рыбы в воде с помощью плавников: грудные, брюшные, спинной и хвостовой. Подвижные челюсти служат для захвата и удержания добычи. У рыб хорошо развиты органы чувств и нервная система, особенно, головной мозг.

 

 

Пищеварительный тракт рыб дифференцирован. У многих из них имеется желудок, кишечник. Последний, в свою очередь, делится на тонкий и толстый отделы.

 

Дышат рыбы с помощью жабр, которые имеют эктодермальное происхождение. Существуют виды рыб, которые из-за проживания в бедных на кислород водоемах выработали возможность дышать воздухом. Такие рыбы называются двоякодышащими. У двоякодышащих рыб имеются органы, способные усваивать атмосферный кислород.

 

Кровеносная система имеет один круг кровообращения. Исключение составляют двоякодышащие рыбы – у них имеются зачатки также легочного круга кровообращения. Скелет рыб имеет хрящевую или костную структуру, по этому признаку рыб делят на костных и хрящевых. На коже у рыб имеются костные образования – чешуйки, которые выполняют защитную функцию. Существует ряд видов рыб, у которых чешуя редуцируется.

 

Кожа рыб имеет огромное количество слизистых желез, которые выполняют большое количество важных функций – от терморегулирующей до защитной. У многих рыб также формируются органы боковой линии, которые находятся в коже. Рыбы являются холоднокровными животными, температура их тела зависит от температуры воды. 

Разнообразие рыб и их значение.   Надкласс Рыбы подразделяется на два класса — Хрящевые и Костные.

Класс Хрящевые рыбы. Данный класс представлен группой немногочисленных морских видов рыб, имеющих хрящевой ске-легв течение всей жизни. Жаберные крышки отсутствуют, по бокам головы наружу открывается 5—7 жаберных щелей. Плавательный пузырь не развит, поэтому, чтобы не утонуть, рыбы активно плавают. Парные плавники расположены горизонтально. Хвостовой плавник неравнолопастный, с большой верхней и малой нижней лопастями. Передняя часть головы вытянута в удлиненное рыло, из-за чего рот находится с брюшной стороны и имеет вид поперечной щели. Оплодотворение внутреннее. Размножение происходит путем откладки яиц или живорождения.

К хрящевым рыбам принадлежат два отряда: Акулы и Скаты. Акулы в основном активные пловцы с торпедообразной формой тела. Большинство из них хищники, находящие добычу с помощью обоняния, а также восприятия вибраций воды органом боковой линии. Челюсти вооружены острыми зубами. Самые крупные виды питаются, отцеживая планктон.

Скаты имеют уплощенное в спинно-брюшном направлении тело с сильно увеличенными грудными плавниками. Жаберные щели расположены с брюшной стороны. Зубы в виде невысоких призм, собранных в «терку». Питаются рыбой и донными животными. Мясо акул и скатов съедобно.

Класс Костные рыбы. Это самая многочисленная группа позвоночных животных (свыше 19 тыс. видов). Внутренний скелет костный, у немногих хрящевой, но в последнем случае укреплен накладными покровными костями. Жаберная щель прикрыта с боков жаберной крышкой. Имеется плавательный пузырь. Оплодотворение в основном наружное. В классе более 40 отрядов.

Проверь себя:

Тест по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб». (7 класс)

Выберите правильные ответы:1. Рыбы – это животные, которых относят к:

А – одному классу

Б – двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы

В – трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы

Г – четырем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы, Костные

рыбы, Костистые рыбы.2. Рыбы приспособлены к среде обитания:

А – дышат жабрами

Б – имеют хорду

В – имеют головной и спинной мозг

Г –парные конечности имеют форму плавников

3. Из каких отделов состоит тело рыб:

А – головогрудь, брюшко, хвост

Б – голова, грудь, брюшко

В – голова, туловище, хвост

Г – голова, туловище, плавники4. Каковы особенности строения кожи рыб?

А – не имеют желез

Б – покрыта чешуей

В – имеет много слизистых желез

Г – не имеет покровных образований5. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу течения воды:

А – органом обоняния

Б – органом вкуса

В – боковой линии

Г – органом слуха6. Органы боковой линии у рыб выполняют функции:

А – обоняния

Б – осязания

В – только ощущения глубины погружения

Г – ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды7. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

А – способе размножения

Б – наличии у них скелета

В – приспособленности к среде и месту обитания

Г – наличии у них покровительственной окраски8. Рыбы относятся к типу:

А – хордовых

Б – полухордовых

В – бесчерепных

Г – позвоночных







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение

Автор: Штрель Анастасия Николаевна

Дата: 22.05.2017

Номер свидетельства: 417502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства