kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока: «Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение.

 Цель: выявить, какие  особенности внешнего строения рыб связаны с водной средой обитания.

Задачи:

  1. расширить знания о рыбах как водных позвоночных, раскрыть особенности внешнего строения рыб, связанного с водной средой обитания.
  2. продолжить развитие умений наблюдать за животными, умений работать с учебником, рисунками, формирование умений  обосновывать особенности строения,  анализировать, обобщать, искать взаимосвязи.
  3. развитие эмоций при просмотре видеоролика, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, путевой дневник.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока: «Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение. »

Тема урока: «Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение.


Цель: выявить, какие особенности внешнего строения рыб связаны с водной средой обитания.


Задачи:

  1. расширить знания о рыбах как водных позвоночных, раскрыть особенности внешнего строения рыб, связанного с водной средой обитания.

  2. продолжить развитие умений наблюдать за животными, умений работать с учебником, рисунками, формирование умений обосновывать особенности строения, анализировать, обобщать, искать взаимосвязи.

  3. развитие эмоций при просмотре видеоролика, воспитывать бережное отношение к природе.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование: учебник, компьютер, проектор, путевой дневник.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас.

Вы закончили изучение большого типа животных, вам осталось изучить последний и самый, пожалуй, интересный тип - тип Хордовых. (слайд1)

Этот тип включает в себя два подтипа Бесчерепные и подтип Позвоночные (Черепные). Подтип Позвоночные (Черепные) объединяет животных, имеющих позвоночник и череп.

Бесчерепные представлены классом Ланцетники, а позвоночные включают в себя несколько классов.

- Посмотрите рис. учебника на странице

- какие это классы?

Чтобы узнать, о каких животных мы будем сегодня говорить, отгадайте загадки.

1. Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

2. В воде она живет

Нет клюва а клюет.


- О ком пойдет речь сегодня на уроке?


  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами начнем изучать рыб.

Тема нашего урока: Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение. (слайд2)

- Я предлагаю нам всем отправиться в подводную экспедицию (слайд3)

В этой экспедиции
На вас я буду полагаться,
На ваши знания и эрудицию
В дороге опираться!
- А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате – батискафе (слайд4)
Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна. Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:
1. Не шуметь.
2. Быть внимательными, активными.
3. Отвечать на вопросы, выполнять предложенные задания.
От чёткого выполнения этих правил зависит успех всей нашей экспедиции.
- Прежде чем куда – то отправляться нужно определить цель путешествия.

Цель нашей экспедиции (слайд5)

  • 1. Дать общую характеристику надклассу рыбы;

  • Выявить особенности внешнего строения рыб связанных с водной средой обитания;

  • Сделать выводы.

- Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»


За каждый правильный ответ будет вручаться карточка с изображением рыбы. Количество карточек показывает вашу активность, что важно при подведении итога.


Итак, начинаем погружение… (слайд6)


Подводный мир достаточно красив!

Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных, свыше 22000 видов (слайд7).

Надкласс Рыбы включает Хрящевых и Костных рыб. Основной критерий такого разделения – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость.

Рыбы значительно различаются по размерам, окраске, строению, физиологии. (слай8)

Длина тела может быть менее 1 см (бычок люционский мистихтис и карликовая пандака) и (слайд9) достигать 20 м (китовая и гигантская акулы), масса тела может достигать до 14 тонн.

Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах. Диапазон обитания рыб охватывает различные биозоны – от высокогорных водоемов до предельных океанских глубин (самая глубоководная рыба – абиссобротула обнаружена на глубине 8370 м.

Рыбы — самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден — сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов.

(слайд10) Окраска  основной  массы  рыб  неравномерна – брюхо светлее спины. Сверху спина до известной степени сливается с тёмным фоном дна. Снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды. Таким образом, окраска тела рыб зависит от окружающей среды, то есть рыбы имеют покровительственную окраску, которая помогает им скрываться от врагов и лучше подкарауливать жертву.

У  рыб – жителей  коралловых  рифов  окраска  туловища  узорчатая,  более  яркая,  но  и  она  является маскировкой.

Рыбы разных местообитаний различаются между собой, но вместе с тем они имеют общие черты строения.

Существует такое выражение «Чувствует себя как рыба в воде».

А как же в действительности чувствует себя в воде рыба? В чем особенности водной среды? Что рыбе помогает жить в данной среде обитания?


Можете ли вы полно ответить на вопрос, или пока это проблематично? Что для этого нужно сделать?

Пока нет, т.к. нужны дополнительные знания.


В ходе у нашего изучения мы постараемся решить эту проблему.


- На нашем батискафе есть научная лаборатория. И мы с вами сейчас поработаем в ней. (слайд11)


По ходу нашего изучения вы будете делать записи в ваш путевой дневник.


И сначала вспомним, какими свойствами обладает вода. (слайд12)

(большая плотность, растворимость, прозрачность, текучесть, высокое давление на больших глубинах, малое количество кислорода и т.д.).

Давайте рассматривать как рыбы приспособились к тому, или иному свойству воды. (слайд13)


Итак, вода имеет большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и  плотность. Этим сопротивлением является сила трения. 



- Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения? 

(Обтекаемая форма тела, чешуя и  слизь).



Каково же их назначение?  

У большинства рыб обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются. С боков тело уплощено, состоит из головы, туловища и хвоста.



Пометьте отделы тела на рисунке в своём путевом дневнике.

  

Тело покрыто кожей, состоящей из многослойного эпителия и дермы. Кожные железы одноклеточные.

- Чем покрыта кожа рыбы? (Чешуёй)

Снаружи кожа покрыта костными чешуйками, образующимися в дерме. Каждая чешуйка своим передним краем погружена в кожу, а задним краем налегает на чешуйки следующего ряда. Все вместе они образуют защитный покров – чешую, не мешающую движениям тела. Чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.



Давайте рассмотрим, какие типы чешуй бывают. (слайд14)

Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.

У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная отличается от циклоидной чешуи наличием мелких шипиков по заднему краю. и циклоидная (карповые, сельдевые рыбы) имеет форму округлой и гладкой пластинки). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.

Подпишите данные типы чешуй в вашем путевом дневнике.



(слайд15)Рост чешуи и годичные кольца.


Сколько лет живет рыба? Продолжительность жизни разных рыб не одинакова. Например, многих бычков, не превышает трех-четырех лет. Белуга, осетр, сом, щука и некоторые другие живут по нескольку десятков лет. По мере роста рыбы чешуйки тоже увеличиваются в размере, по ним можно узнать возраст рыбы (на периферии костных пластинок чешуи образуются годичные кольца).         



Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.

Хорошо ориентироваться в воде рыбам помогают и органы чувств. (слайд16)

Голова рыбы. На заострённом переднем конце головы рыбы помещается рот с губами, способный широко раскрываться. В ротовой полости и на многих участках тела в наружном слое кожи располагаются многочисленные вкусовые сосочки, или почки. На верхней части головы видны две пары небольших отверстий – ноздри, ведущие в обонятельный орган. Рыбы способны тонко воспринимать растворённые в воде запахи.

По бокам головы расположены два больших глаза – орган зрения.

Называя свойство воды мы упомянули о прозрачности, значит с помощью органа зрения они могут различать близко расположенные предметы.

Органы слуха у рыб находятся в черепе (имеется только внутреннее ухо). Рыбы могут слышать шаги человека идущего по берегу. Звуковая сигнализация имеет очень большое значение в жизни рыб. Они способны издавать различные звуки зубами, трением костей жаберной крышки и соответствующим образом реагируют на них, т.е. как бы «разговаривают» друг с другом.


А теперь ребята мы на минуточку всплывем на поверхность. Давайте встанем, вдохните воздух полной грудью, расправьте плечи, расслабьтесь, посмотрите в окно. Как бы не было красиво под водой, а в наземно - воздушной среде нам лучше. Красота ее безгранична, берегите все то что создано природой, сохраните для своих потомков. (слайд17)


У нас остались еще нерассмотренные вопросы, (слайд18) и мы снова погружаемся в подводный мир.


(слайд19)Каждый из вас видел, что по бокам тела рыбы от головы к хвосту проходит узкая тёмная боковая линия – орган, воспринимающий движение воды. Благодаря боковой линии рыбы могут воспринимать направление и силу течения, приближение к водным предметам.

Подпишите орган боковой линии на вашем контуре рыбы в путевом дневнике.



- Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться? (плавники)

Все плавники можно разделить на парные и непарные.


парные: грудные и брюшные  
непарные: спинной, анальный и хвостовой.

А сейчас мы с вами подплывём к местам скопления рыб, чтобы понаблюдать за ними. В ходе наблюдений вы должны будете найти на теле рыбы парные плавники (грудные и брюшные), непарные плавники (спинной, подхвостовой (анальный) и хвостовой).

Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении. Последите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды и когда погружается в глубь. (слайд20)


- Какой плавник играет главную роль при движении вперёд? (хвостовой)


- Какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте (грудные и брюшные) они же имеют большое значение когда рыба всплывает к поверхности воды и когда погружается в глубь?



Спинные и анальный плавники придают телу рыбы устойчивость при движении вперёд и крутых поворотах.



Подпишите названия плавников.


Молодцы, ребята. Наша экспедиция подходит к концу и нам пора возвращаться. (слайд21)

Вы сегодня очень активно работали на уроке, были внимательны к жизни рыб. Вам понравилась экспедиция? Какие открытия для себя вы сделали?


  1. Закрепление:

Давайте сделаем вывод о том, каковы особенности внешнего строения рыбы, связанные с водной средой обитания и запишем их в путевой дневник. (слайд22)

  • Обтекаемая форма тела (части тела плавно переходят друг в друга).

  • Тело покрыто чешуей и слизью.

  • Органы передвижения – плавники.

  • Хорошо развиты органы чувств, есть боковая линия.


Я рада, что вы на уроке испытали радость познания нового.

Есть поговорка «Чувствовать себя как рыба в воде». Когда так говорят?

- Значит, рыба чувствует себя естественно в водной среде. (свободно, легко, без всяких затруднений). Итак, мы выяснили в ходе урока, как рыбы приспособились к водной среде.


Результаты урока. А теперь посчитайте количество карточек, которые у вас есть. Выставление оценок.


3. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

Почему?


4. Домашнее задание: (слайд23) учебник с. , из дополнительной литературы найти примеры того, как окраска и форма тела рыбы зависит от условий обитания.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
План - конспект урока: «Рыбы. Общая характеристика и внешнее строение.

Автор: Рожкова Татьяна Викторовна

Дата: 04.08.2015

Номер свидетельства: 224270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 17 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-17-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211718"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431677466"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства