kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлекс и рефлекторная дуга

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии в 8 классе на тему "Рефлекс и релекторная дуга". Урок содержит интересные  развивающие задания по теме, предусматривает выполнение лабораторной работы. Соответствует требованиям государственной программы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлекс и рефлекторная дуга»

План урока биологии в 8 классе

Тема: Строение и функции нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Лабораторная работа №2 «Изучение коленного рефлекса»

Цель:

  1. Образовательная: Сформировать знания об особенностях строения и функционирования нервной системы человека, дать понятие рефлекс, рефлекторная дуга, научить проверять коленный рефлекс.

  2. Развивающая: Развитие навыков работы с учебником, памяти, логического мышления.

  3. Воспитательная: Воспитание научного мировоззрения

Оборудование: учебники, тетради, тетради для лабораторных работ, интерактивное оборудование.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Позитивный настрой на урок.

  1. Актуализация знаний.

Что такое орган?

Какая наука изучает органы и их строение?

Что такое организм?

Какая наука изучает функционирование органов и организма вцелом?

Какие системы органов вы знаете?

Какие функции выполняет ЦНС?

  1. Изучение новой темы.

«Строение и функции нервной системы»:

Нервная система – это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Нейрон – это основная структурная и функциональная единица н. с.

Нейрон - это нервная клетка с отростками.

Нервный узел или ганглии – скопление тел нервных клеток за пределами цнс.

Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещество нервной ткани.

Нервы – скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой.

Медиаторы - физиологически активные вещества, выделяющиеся в результате возбуждения.

Строение нейрона: тело и отростки (длинный - аксон и короткие - дендриты). Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета – миелиновой оболочкой. Их скопления в ц. н. с. образуют белое вещество.

Нейроны по функциональным свойствам делятся на чувствительные(центростремительные), несущие возбуждение от рецепторов ц. н. с, двигательные (центробежные), передающие возбуждение из ц. н. с к рабочему органу и вставочные, контактные или промежуточные, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы ц. н. с.

Нервы: чувствительные, двигательные и смешанные.                            

Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) ипериферическую (соматическую и вегетативную: симпатическую и парасимпатическую).

Деятельность нервной системы основывается на процессах: возбуждение и торможение.

«Рефлекс и рефлекторная дуга» из электронного пособия).

Рефлекс и рефлекторная дуга.

Раздражитель – стимул, любое воздействие, способное вызвать биологическую реакцию живого организма.

Раздражение - реакция организма на действие раздражителя.

Раздражимость – способность живых клеток, тканей, организма реагировать на внешние и внутренние воздействия – раздражители; лежит в основе их приспособления к изменяющимся условиям среды.

Раздражимость проявляется у живых организмов по – разному:

- у растений проявляется в виде реакций на свет – фототропизмов;

- у животных, не имеющих нервной системы, в форме двигательных реакций– таксисов;

- у многоклеточных животных нервная и мышечные ткани обеспечивают быстрые и

точные реакции на раздражения (возбудимость - способность клеток отвечать на

раздражение, возбуждение - реакция их на раздражение).

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Рефлексы – основная форма нервной деятельности организма человека и других многоклеточных животных.

Рефлексы делятся на безусловные и условные

Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям среды. Например, при повышении кровяного давления в аорте рефлекторно меняется работа сердца. Благодаря рефлекторной деятельности организм быстро реагирует на различные воздействия среды.

Рефлекторная дуга или рефлекторное кольцо – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу. 

В рефлекторной дуге различают 5 звеньев:

а). Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс. Обычно рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной части тела. Совокупность рецепторных образований, которые при раздражении приводят к появлению определенного специфического рефлекса, называют рефлексогенной зоной.

б). Чувствительный (центростремительный) нейрон – передает возбуждение к центру.

в). Нервный центр – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные (в трехнейронной дуге имеется вставочный нейрон).

г). Двигательный (центробежный) нейрон – несет возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу.

д). Рабочий орган – реагирует на получение раздражение. 

Принцип обратной связи: информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр для того, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать её.

Вывод: чтобы деятельность организма была координированной, недостаточно только прямых связей от мозга к рабочему органу, важны и обратные связи (рабочий орган – мозг, по которому идут импульсы, сигнализирующие о правильности или ошибочности выполняемого действия. Поэтому правильно говорить не о рефлекторной дуге, а орефлекторном кольце или рефлекторной цепи.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов – основоположники рефлекторной теории.

4. Лабораторная работа№2

Изучение коленного рефлекса

5. Закрепление ЗУН

1. Работа с терминами. Подбери пару «Целое – часть». Например, нейрон – аксон, нерв – нервное волокно, головной мозг – серое вещество и т. д.

«Антонимы»: Аксон – дендрит, возбуждение – торможение и т. д.

2. Дайте определения понятий:

Нервная система - .

Нерв - .

Нервный узел - .

Аксон - .

Дендрит - .

Нервный импульс - .

3. Объясните, как достигается согласованная работа органов в организме?

4. Объясните следующую фразу: Нервная система обеспечивает выживание организма как целого во внешней среде.

5. Объясните, как реагирует организм человека на изменение внешних условий - на колебания температуры окружающей среды, на резкий звуковой сигнал, при виде красивой картины, на приятный запах пищи.

6. Объясните, почему нейрон считают структурной и функциональной единицей нервной системы.

7). Биологические задачи:

А). Лист тянется к свету, червь ползёт в темноту, лягушка ищет влажные места, собака отвечает на зов, человек отдёргивает руку от горячего предмета. Почему?

Б). Человек шел босиком, наступил на острый предмет и его нога моментально отдёрнулась; внезапно зазвонил телефон и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в тёмной комнате человек зажмуривается; у собаки, принимающей пищу, вид кошки вызывает прекращение выделение слюны; новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки.

  Какие из предложенных примеров относятся к безусловным рефлексам, а какие - к условным? Ответ поясните.

Заполните таблицу «Строение и функции нервов»:

Типы нервов

Чем образованы

Функции





Заполните схему:

Функциональное деление н.с.


Нервная ткань





10
. Заполните таблицу « Характеристика отростков»:

Название отростков

Длина

Форма

Количество

Направление передачи нервного импульса

Миелиновая оболочка

Образова-ние в ЦНС








11. Работа с рисункам:

Рассмотрите рис.1 «Различные формы нейронов». Какой формы бывают нейроны?

Рис.1 «Различные формы нейронов».

12. Закончите предложение:

Серое вещество образуют…..

Белое вещество образуют…..

Нервы состоят из….

Нервные узлы состоят из

13. Вместо точек вставьте пропущенные слова:

…….- структурная и функциональная единица нервной системы. Он состоит из….и ….. Один длинный, мало ветвящийся отросток -…..и несколько коротких отростков- ….

Длинный отросток нервной клетки покрытый ….. оболочкой называется нервным волокном, скопления которых образуют ….. …... Скопления

коротких отростков образуют ….. ….. . Скопление нервных волокон, покрытое сверху соединительно-тканной оболочкой, называется ….. .

относятся к безусловным рефлексам, а какие - к условным? Ответ поясните.

14. Объясните, что произойдет с человеком, если в его правой руке:

А) нарушена функция чувствительных нейронов;

Б) нарушена функция двигательные нейронов;

В) нарушены функции чувствительных и двигательных нейронов.


6. Домашнее задание

§12










Приложение 1.

Рис. 2. Схема строения нервной клетки.

Рис. 3. Разнообразие нейронов.


Рис. 4. Рефлекторная дуга сгибательного рефлекса.


Рис. 5. Звенья рефлекторной дуги.

Приложение 2.

Таблица 1. Сравнительная характеристика отделов периферической нервной системы.

Признак

Соматическая нервная система

Вегетативная нервная система

Какие органы и системы органов иннервирует

Скелетная  мускулатура (поперечно-полосатая мышечная ткань), суставы, сухожилия.

Гладкая мускулатура органов, железы, сердечная мышца.

Подконтрольность сознанию

Подконтрольна.

Не подконтрольна, автономна.

Расположение управляющих центров

Кора больших полушарий.

Промежуточный, средний, продолговатый и спинной мозг.

Местоположение центробежного нервного узла (ганглия)

В передних рогах спинного мозга.

В средних рогах и передних корешках спинного мозга. Парные узлы, расположенные в два ряда.

Наличие вторых узлов (ганглиев) вне центральной нервной систем.

Нет.

Есть (вблизи спинного мозга – у симпатической системы).

Наличие миелиновой оболочки

Имеется на всем протяжении нерва.

Имеется лишь до узлов, после узла отсутствует.

Скорость проведения нервного импульса

Высокая (30 – 120 м/с).

Низкая (1 – 3 м/с).

Приложение 3.

Таблица 2. Особенности формирования условных и безусловных рефлексов.

 Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врожденные.

Приобретенные организмом в течении жизни.

Видовые.

Индивидуальные.

Жизнь без них, как правило, невозможна.

Способствуют выживанию.

Осуществляется в ответ на безусловный раздражитель.

Осуществляется в ответ на любое воспринимаемое организмом раздражение;

формируется на базе безусловных рефлексов.

Имеют готовые и постоянные рефлекторные дуги.

Не имеют готовых и постоянных рефлекторных дуг;

их дуги временны и формируются при определенных условиях.

Относительно постоянные, мало изменяющиеся в течение жизни.

Непостоянные, могут вырабатываться и исчезнуть.

Не поддаются торможению.

Возможно как внешнее, так и внутреннее торможение.

Независимы от внешней среды.

Изменяются под влиянием внешней среды - адаптируются.

Осуществляются на уровне спинного мозга, ствола мозга и подкорковых ядер (то есть рефлекторные дуги проходят через эти отделы центральной нервной системы).

Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга (то есть рефлекторные дуги проходят через кору больших полушарий).

Являются основой инстинктивного поведения.

Являются основой формирования навыков.

Примеры: дыхательный, сосательный, глотательный, слюноотделительный, болевой и другие.

Примеры: слюноотделение у собаки в ответ на условный раздражитель (свет0 в опытах И.П.Павлова: дрессировка животных, индивидуальные привычки каждого человека, благотворное влияние соблюдения режима дня на самочувствие человека и  другие.






Приложение 4.

Таблица 3.  Состав рефлекторных дуг безусловного и условного рефлексов.        

Безусловный  рефлекс

Условный  рефлекс

1. Рецептор, воспринимающий раздражение.

1. Рецептор, реагирующий на условный раздражитель.

2. Чувствительный нерв.

2. Чувствительный нерв.

 

3. Восходящий путь

 

4. Участок коры, воспринимающий условный раздражитель.

 

5. Участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса.

3. Центр безусловного рефлекса.

6. Центр безусловного рефлекса.

4. Двигательный нерв.

7. Двигательный нерв.

5. Исполнительный орган.

8. Исполнительный орган.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рефлекс и рефлекторная дуга

Автор: Гречишникова Людмила Викторовна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "урок по биологии  8 класс на тему "Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона. Рефлекс и рефлекторная дуга" "
    ["seo_title"] => string(145) "urok-po-biologhii-8-klass-na-tiemu-znachieniie-niervnoi-sistiemy-ieio-stroieniie-i-funktsii-stroieniie-nieirona-rieflieks-i-riefliektornaia-dugha"
    ["file_id"] => string(6) "135557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416934400"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Нервная система.Рефлекс. Рефлекторная дуга. Лабораторная работа №2 «Изучение коленного рефлекса»."
    ["seo_title"] => string(108) "niervnaia-sistiema-rieflieks-riefliektornaia-dugha-laboratornaia-rabota-2-izuchieniie-koliennogho-rieflieksa"
    ["file_id"] => string(6) "298923"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456415903"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Разработка урока для 8 класса по биологии «Рефлекторная регуляция физиологических функций организма» "
    ["seo_title"] => string(114) "razrabotka-uroka-dlia-8-klassa-po-biologhii-riefliektornaia-rieghuliatsiia-fiziologhichieskikh-funktsii-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "218995"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433992039"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Нервная система. 8 класс "
    ["seo_title"] => string(26) "niervnaia-sistiema-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "101853"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402461307"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок-практикум "Рефлекс и рефлекторная дуга""
    ["seo_title"] => string(48) "urok_praktikum_rieflieks_i_riefliektornaia_dugha"
    ["file_id"] => string(6) "440129"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511343359"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства