Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Рефлекс и рефлекторная дуга"»
Урок – практикум «Рефлекс и рефлекторная дуга»
Колупаева Наталия Александровна,
учитель биологии
КОГОАУ «Лицей естественных
наук города Кирова»
Цель урока: закрепление теоретических знаний по вопросу «Рефлекс и рефлекторная дуга»
Задачи:
обучающие – сформировать стремление учащихся к овладению новыми знаниями, творческий подход к анализу ситуаций
развивающие – способствовать развитию умений работать с иллюстративным материалом, получать новые знания в процессе самостоятельной работы, делать выводы и обобщения
воспитательные – формировать опыт сотрудничества учителя и учащихся в процессе получения знаний
Думать – самая трудная работа; вот, вероятно,
почему этим занимаются столь немногие.
/Г. Форд/
Задание 1.
Академик Талантливый Гений Евгеньевич создал новый вид животных, у которых была только гуморальная регуляция. Какими особенностями отличались эти животные?
Задание 2.
Запишите и докажите, какие из перечисленных реакций организмов - рефлексы, а какие назвать рефлексами нельзя? Почему?
При механическом раздражении амеба сокращается.
Собака поджимает хвост.
У человека выделяется слюна на запах лимона.
Пчела после возвращения в улей «танцует».
Дождевой червь отползает в сторону, если встретит препятствие.
Эвглена зеленая движется к свету.
Задание 3.
Подпишите части рефлекторной дуги.
Задание 4.
Установите соответствие между видами рефлексов и их признаками.
А. Приобретенные 1. Безусловные
Б. Сохраняются в течение всей жизни 2. Условные
В. Неизменные
Г. Индивидуальные
Д. Видовые
Е. Изменяются в зависимости от условий среды
Ж. Врожденные
З. Могут затухать
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
Задание 5.
В прессе появилась статья ученого Дина Мита о том, что он сумел выработать безусловные рефлексы у собаки. Как прокомментировал эту статью профессор Умников? Почему?
Задание 6.
Профессору Умникову предложили выработать условные рефлексы у улитки, дождевого червя, рыбы и кошки. Со всеми ли животными согласился работать профессор? С кем работать проще? Почему?
Задание 7.
Выделить примеры условных и безусловных рефлексов в поведении кабана.
«Ближе к вечеру кабан (пожилой зверь – лет 9 от роду) отправился на жировку: хотелось успеть до наступления темноты перекопать один участок на опушке, где, как он чуял, готово лакомство – дождевые черви. Сильная влажность воздуха, предвестница грозы, подсказала ему, что черви копошатся у поверхности и работы будет немного. Ветра совсем не чувствовалось, и поэтому никакого смысла не было искать подветренную сторону, чтобы приблизиться к нужному месту. Кабан бежал напрямик по тропе, неоднократно им хоженой.
На толстой ветке дуба вот уже 12 часов не слезая, лежала, распластавшись, рысь…
Вот кабан уже под деревом… Рысь напряглась, горящими глазами смотрела она вслед секачу (150-килограммовому зверю) – и ещё плотнее прижималась к ветке. Кончик её хвоста вздрагивал, но рысь не прыгнула, не ушла с дерева. Знала, бестия, что кабан на жировку отправился, что возвращаться будет по той же дороге, а насытившись, станет не таким осторожным…
Он возвращался, когда гроза уже уронила первые капли. Дождь шумел, и кабан не слышал прыжка. Он ощутил беду, когда его тела коснулись когти. Кабан помчался, что есть силы, но цепкому наезднику это было нипочем. Рысь тянулась к его голове. Борьба была бы решена, если бы кабан продолжал бежать по тропе. Но он свернул и с силой снаряда нырнул под поваленное дерево. Раздался глухой удар: рысь была оглушена».
Задание 8.
Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: