Разработка урока для 8 класса по биологии «Рефлекторная регуляция физиологических функций организма»
Разработка урока для 8 класса по биологии «Рефлекторная регуляция физиологических функций организма»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема: "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"
Деятельностная цель:
Развитие способности к анализу изученного и нового материала, умения делать выводы на основе проделанных опытов,
умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения, публично выступать, структурировать информацию и выделять главное, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.
Образовательная цель:
Формирование знаний о рефлекторной работе нервной системы. Развитие понятия о рефлексе, условных и безусловных рефлексах, их значении в жизни человека.
Формирование представление о рефлекторной дуге, типах рефлекторных дуг, прямой и обратной связи, рефлекторном круге.
Формирование УУД
Личностные: 1.Принятие социальной роли учащегося
2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
4.Овладение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 8 класса по биологии «Рефлекторная регуляция физиологических функций организма» »
«Рефлекторная регуляция физиологических функций организма»
ПЛАН КОНСПЕКТ
УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ
(технология проблемно-диалогического обучения)
Выполнила: Аймитова Наталья Юрьевна,
учитель биологии МБОУ «СОШ № 36»
г. Новокузнецк
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема: "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"
Деятельностная цель:
Развитие способности к анализу изученного и нового материала, умения делать выводы на основе проделанных опытов,
умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения, публично выступать, структурировать информацию и выделять главное, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.
Образовательная цель:
Формирование знаний о рефлекторной работе нервной системы. Развитие понятия о рефлексе, условных и безусловных рефлексах, их значении в жизни человека.
Формирование представление о рефлекторной дуге, типах рефлекторных дуг, прямой и обратной связи, рефлекторном круге.
Формирование УУД
Личностные: 1.Принятие социальной роли учащегося
2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
4.Овладение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: 1. Осуществление поиск информации с использованием различных ресурсов.
2. Устанавление причинно- следственных связей.
3. Развитие понятийного аппарата.
Коммуникативные: 1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Обязательный минимум
содержания
Деятельностные цели урока по линиям развития личности
Перечень вводимых на уроке понятий : отделы нервной системы, виды нейронов, аксон, дендрит, рецептор,синапс, рефлекс условный, безусловный, рефлекторная дуга простого и сложного рефлекса.
Предметные умения:
1.Давать определение изученных понятий:
рефлекс условный, безусловный, рефлекторная дуга простого и сложного рефлекса.
2.Выявлять
отличительные признаки условных и безусловных рефлексов, простых и сложных рефлекторных дуг.
3.Называть и приводить
примеры различных видов рефлексов.
5. Обосновывать роль нервной системы в организации деятельности организма.
6. Использовать дополнительный материал
для подготовки сообщений об различных видах рефлекторной деятельности
Развитие способности к анализу изученного и нового материала (работа с текстами, составление схем, таблиц), умения делать выводы на основе проделанных опытов, умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения, публично выступать, структурировать информацию и выделять главное, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности (оформление результатов опыта, работа в группах по алгоритму).
Учитель
( наиболее общие действия,
типичные фразы диалога с учениками)
Ученики
( ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)
Доска и
оборудование
Формулируемые УУД
Этап урока -- актуализация знаний
Приветствие.
Вопрос к классу: «Что у взрослого человека составляет общую длину 75 км? Подсказка: «Электросигналы проходят через них со скоростью, превышающей 400 км/ч.»
Учитель обращает внимание учащихся на снимок МРТ головного мозга:
« Что изображено на снимке? Какие еще отделы образуют нервную систему человека? Составьте схему строения нервной системы из списка предложенных на отдельных карточках органах».
Игра «Да – Нет». Учитель загадывает термины прошлой темы, учащиеся при помощи поставленных самостоятельно вопросов отгадывают задуманное. Формулировка вопроса предполагает краткий ответ учителя: «да» или «нет». (Нейрон, синапс, аксон, дендрит, отделы нервной системы: центральный и периферический).
-- Нервы.
-- Головной мозг.
Нервная система
Центральная Периферическая
Спинной Головной
мозг мозг
Вегетативная Соматическая
Симпатическая Парасимпатическая
-- Это нервная клетка?
-- Это место контакта нервных клеток?
-- Задуман длинный отросток нейрона?
-- Этот отдел Н.С. контролирует работу скелетных мышц?
-- Этот отдел действует в ситуации « Ты испугался»?
Снимок МРТ головного мозга.
Карточки на магнитах
«Отделы нервной системы»
Карточки с терминами.
Познавательные: выполнения анализа и синтеза информации, представление информации в виде схемы.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме с учетом жизненных речевых ситуаций.
II. Этап создания проблемной ситуации
Проблемный вопрос: При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину.
Основываясь на данном примере, попытайтесь дать определение понятию рефлекс.
Объясните, существует ли разница между понятиями «рефлекс» и «раздражимость»? Если да, то какая?
В ходе беседы учитель приводит примеры различных рефлексов у животных, напоминая, что простейшие рефлексы проявляются впервые у кишечнополостных.
Что из перечисленных примеров, вы бы отнесли к рефлексам, а что к раздражимости?
Укол иглой гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток.
Движение эвглены зеленой в более освещенную часть водоема.
Слезотечение при раздражении слизистой глаза луковым соком.
Раскрывание и закрывание корзинки одуванчика в зависимости от освещенности.
Рефлекс– непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных животных, включая человека.
Обсуждают проблемный вопрос, приходят к выводу, что у младенца проявляется сосательный рефлекс в ответ на раздражение. Часто ребята ошибочно полагают, что рефлекс – ответная реакция на действие раздражителя (раздражимость). В ходе обсуждения ребята предлагают свои определения и приходят к выводу, что рефлекс - один из примеров раздражимости и для его осуществления необходимо участие нервной системы.
Рефлексы: 1, 3.
Раздражимость:2, 4.
После обсуждения высвечивается слайд с определением термина «Рефлекс».
Познавательные:
устанавливать причинно -следственные связи, давать определения понятиям.
Регулятивные: учиться обнаруживать проблему совместно с учителем.
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Этап урока -- формулирование проблемы ( темы и целей урока)
Из курса зоологии вам известно, что организм рождается с большим набором готовых, врожденных рефлексов. Часть рефлексов вырабатывается в течение жизни при определенных условиях действия среды.
Сможем ли мы сейчас ответить, чем одни рефлексы отличаются от других? Что лежит в основе рефлекса? Как работает нервная система, например, чтобы возникли сосательные движения у новорожденных?
-- Не совсем.
Ребята формулируют совместно с учителем тему урока « Рефлекторная деятельность нервной системы. Виды рефлексов».
После обсуждения учитель записывает на доске тему урока
« Рефлекторная деятельность нервной системы. Виды рефлексов» и проблемные вопросы.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
IV. Этап урока – открытие нового знания.
Класс делится на 5 групп. Каждой группе дается задание по инструктивной карте и дополнительные материалы. Результаты работы учитель просит оформить на листе ватмана.
Группа составляет характеристику безусловным рефлексам.
Группа составляет характеристику условным рефлексам.
Группа готовит информацию «Вклад И.М.Сеченова и И.П. Павлова в развитие учения о рефлексах».
Группа объясняет механизм работы рефлекса. Построение простой рефлекторной дуги.
Группа объясняет механизм работы рефлекса. Построение сложной рефлекторной дуги.
Учащиеся составляют план работы и распределяют роли в группе.
Далее выполняют работу ( изучают инструктивную карту, дополнительные материалы , готовят презентационный материал и выступающих).
См. приложение
Инструктивные карты, дополнительные материалы, учебник, оформительское оборудование.
Познавательные:
перерабатывать информацию для получения необходимого результата, представлять информацию в виде таблиц, уметь перерабатывать информацию в сжатом виде.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
работа по плану.
Личностные:
Принятие социальной роли обучающегося
V. Этап урока — формулирование нового знания
Учитель контролирует порядок выступающих, корректирует ответы.
Возвращаясь к проблеме урока, учитель обращается к детям: А сейчас, на основании полученных знаний, мы можем ответить на проблемные вопросы?
Выступают представителя от каждой группы. Остальные корректируют и дополняют ответы выступающих.
Заполняют таблицы «Виды рефлексов», составляют схему «Виды рефлекторных дуг»
Идет формулирование общего вывода на проблемный вопрос.
«Рефлексы делятся на безусловные и условные. Они отличаются временем возникновения, разным постоянством, количеством и видом раздражителей, индивидуальностью или видоспецифичностью. В основе рефлекса—рефлекторная дуга. Простые рефлексы образованы чувствительными и двигательными нейронами, идут без участия головного мозга. Сложные идут с участием головного мозга и требуется наличие вставочного нейрона.
Сосательный рефлекс новорожденных является примером врожденных реакций организма, контролируемых продолговатым отделом головного мозга.
Дополнительные слайды от учителя к оформленным детьми результатам работы: «Безусловные рефлексы», «Условные рефлексы», « И.М. Сеченов и И.П.Павлов», « Рефлекторная дуга простого рефлекса», «Рефлекторная дуга сложного рефлекса»
Познавательные:
представление информации в устной речи, преобразование информации в таблицы и схемы.
Коммуникативные:
готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства,
оформить свои мысли в устную речь, умение слушать , дополнять, изменять свою точку зрения.
Личностные: сопереживание одноклассникам,
развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные:
Развивать способность к анализу изученного и нового делать выводы на основе проделанных опытов, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
VI. Этап урока—первичное применение нового знания, выполнение самостоятельной работы
Учитель просит учащихся продемонстрировать образование мигательного рефлекса, соблюдая меры предосторожности ( аккуратно платком коснуться наружного края верхнего века или слегка дунуть в глаз друг другу).
Далее, необходимо, чтобы учащиеся объяснили вид рефлекса, построили рефлекторную дугу с обозначением вида нейронов и отделов нервной системы.
Учащиеся демонстрируют опыт и работают над составлением схемы рефлекторной дуги мигательного рефлекса.
После обсуждения результатов высвечивается слайд «Рефлекторная дуга мигательного рефлекса»
Познавательные:
выполнение анализа информации, выстраивание логической цепи рассуждений.
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами, т.е.
организация взаимодействия для проделывания совместного опыта и объяснения его результатов.
VI. Этап урока -- итог урока
Учитель спрашивает учащихся: «Какова была цель урока? Мы достигли цели? Что сегодня у нас получилось, а что не получилось, и что надо сделать чтобы получилось? Учитель подводит итог по решению основной проблемы урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения, активных учащихся
Учитель предлагает оценить свой вклад в решении проблемы: «Что нового узнали? Над чем работали? Чему научились?»
Учитель выставляет отметки за урок
Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
умение аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
умение соотносить цель урока с результатами своей работы.
VII. Этап урока –домашнее задание.
Необходимый уровень – материал параграф «Рефлекторная работа нервной системы»
Повышенный уровень – составить тест по теме по принципу ОГЭ ( часть 1придумать 5 вопросов на выбор нескольких вариантов ответов, соответствие или правильность предложений, часть 3 вопроса с аргументацией).
Творческий уровень—составить кроссворд по терминам « Нервная система»
Записывают домашнее задание
Слайд с домашним заданием.
Познавательные:
Преобразование информации из одного вида в другой.
Регулятивные:
Саморегуляция, умение вести дневник, планировать деятельность
Приложение:
Инструктивные карты группы №1 и №2
1.Прочитайте материал о видах рефлексах
2. Составьте характеристику безусловным рефлексам (для группы №1), оформите в виде схем, записей, таблиц основное содержание материала на листе ватмана.
3. Составьте характеристику условным рефлексам ( для группы №2) ,оформите в виде схем, записей, таблиц основное содержание материала на листе ватмана.
Безусловные рефлексы
это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма
являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида
относительно постоянны, как правило, сохраняются в течение всех жизни
осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю
замыкаются на уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга
осуществляются через филогенетически закрепленную, анатомически выраженную рефлекторную дугу.
Нужно отметить, однако, что у человека и обезьяны, у которых имеется высокая степень кортикализации функций, многие сложные безусловные рефлексы осуществляются при обязательном участии коры больших полушарий. Это доказывается тем, что ее поражения у приматов приводят к патологическим нарушениям безусловных рефлексов и исчезновению некоторых из них.
Следует также подчеркнуть, что далеко не все безусловные рефлексы появляются сразу к моменту рождения. Многие безусловные рефлексы, например, связанные с локомоцией, половым актом, возникают у человека и животного через длительный срок после рождения, но они обязательно появляются при условии нормального развития нервной системы.
Всю совокупность безусловных и образованных на их основе условных рефлексов принято по их функциональному значению делить на ряд групп.
По рецепторному признаку
Экстерорецептивные рефлексы
зрительные
обонятельные
вкусовые и т.п.
Интерорецептивные рефлексы - рефлексы, в которых условным раздражителем является раздражение рецепторов внутренних органов изменением химического состава, температуры внутренних органов, давления в полых органах и сосудах
По эффекторному признаку, т.е. по тем эффекторам, которые отвечают на раздражение
вегетативные рефлексы
пищевые
сердечно-сосудистые
дыхательные и т.п.
сомато-двигательные рефлексы - проявляющиеся в движениях всего организма или отдельных его частей на действие раздражителя
оборонительный
По биологическому значению
Пищевые
рефлекторный акт глотания
рефлекторный акт жевания
рефлекторный акт сосания
рефлекторный акт слюноотделения
рефлекторный акт секреции желудочного и поджелудочного сока и др.
Оборонительные - реакции устранения от повреждающих и болевых раздражений
Половые - рефлексы, связанные с осуществлением полового акта; в эту же группу можно отнести и так называемые родительские рефлексы, связанные с выкармливанием и выхаживанием потомства.
Стато-кинетические и локомоторные - рефлекторные реакции поддержания определенного положения и передвижения тела в пространстве.
Рефлексы сохранения гомеостаза
рефлекс терморегуляции
дыхательный рефлекс
сердечный рефлекс
сосудистые рефлексы, способствующие сохранению постоянства артериального давления и др.
Ориентировочный рефлекс - рефлекс на новизну. Он возникает в ответ на любое достаточно быстро происходящее колебание окружающей среды и выражается внешне в настораживании, прислушивании к новому звуку, обнюхивании, повороте глаз и головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося светового раздражителя и т. п. Осуществление этого рефлекса обеспечивает лучшее восприятие действующего агента и имеет важное приспособительное значение.
Отличием ориентировочного рефлекса от других безусловно-рефлекторных реакций является то, что он сравнительно быстро угасает при повторных применениях одного и того же раздражителя. Эта особенность ориентировочного рефлекса зависит от влияния на него коры больших полушарий. И. П. Павлов образно назвал ориентировочную реакцию рефлексом "что такое?" Реакция эта прирожденная и не исчезает при полном удалении коры больших полушарий у животных; ее наблюдают и у детей с недоразвитыми большими полушариями - анэнцефалов.
Условные рефлексы
это реакции, приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе "жизненного опыта"
являются индивидуальными: у одних представителей одного и того же вида они могут быть, а у других отсутствуют
непостоянны и в зависимости от определенных условий они могут выработаться, закрепиться или исчезнуть; это их свойство и отражено в самом их названии
могут образоваться на самые разнообразные раздражения, приложенные к различным рецептивным полям
замыкаются на уровне коры. После удаления коры больших полушарий выработанные условные рефлексы исчезают и остаются только безусловные.
осуществляются через функциональные временные связи
Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Для образования условного рефлекса необходимо сочетание времени какого-либо изменения внешней среды и внутреннего о стояния организма, воспринятого корой больших полушарий, с осуществлением того или иного безусловного рефлекса. Только при этом условии изменение внешней среды или внутреннего состояния организма становится раздражителем условного рефлекса - условным раздражителем, или сигналом. Раздражение, вызывающее безусловный рефлекс, - безусловное раздражение - должно при образовании условного рефлекса сопутствовать условному раздражению, подкреплять его.
Для того чтобы звон ножей и вилок в столовой или стук чашки, из которой кормят собаку, вызывал выделение слюны в первом случае у человека, во втором случае у собаки, необходимо повторное совпадение этих звуков с едой - подкрепление вначале индифферентных в отношении слюнной секреции раздражителей кормлением, т. е. безусловным раздражением слюнных желез.
Равным образом, вспыхивание электрической лампочки перед глазами собаки или звук звонка только в том случае вызовут условно-рефлекторное сгибание лапы, если они многократно сопровождались электрическим раздражением кожи ноги, вызывающим при всяком его применении безусловный сгибательный рефлекс.
Подобно этому плач ребенка и отдергивание им ручек от горящей свечи будут наблюдаться только при условии, если предварительно вид свечи хотя бы один раз совпал с ощущением ожога.
Во всех приведенных примерах являющиеся вначале относительно индифферентными внешние агенты - звон посуды, вид горящей свечи, вспыхивание электрической лампочки, звук звонка - становятся условными раздражителями в случае подкрепления их безусловными раздражениями. Лишь при этом условии индифферентные вначале сигналы внешнего мира становятся раздражителями определенного вида деятельности.
Для образования условных рефлексов необходимо возникновение временной связи, замыкания между корковыми клетками, воспринимающими условное раздражение, и корковыми нейронами, входящими в состав дуги безусловного рефлекса.
При совпадении и сочетании условного и безусловного раздражений устанавливается связь между различными нейронами в коре полушарий мозга и между ними происходит процесс замыкания.
Инструктивная карта группы№3
Прочитайте дополнительный материал «Вклад И.М.Сеченова и И.П. Павлова в развитие учения о рефлексах».
Оформите материал на листе ватмана и донесите основное содержание материала до других групп.
Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности.
Впервые представление о рефлекторном характере деятельности головного мозга было широко и подробно развито основоположником отечественной физиологии И. М. Сеченовым в его книге "Рефлексы головного мозга". Идейная установка этого классического труда выражена в первоначальном, измененном под влиянием цензуры заглавии: "Попытка ввести физиологические основы в психические процессы". До И. М. Сеченова физиологи и неврологи не решались даже поставить вопрос о возможности объективного, чисто физиологического анализа психических процессов. Последние оставались полностью отданными на откуп субъективной психологии.
Идеи И. М. Сеченова получили блестящее развитие в замечательных трудах И. П. Павлова, открывшего пути объективного экспериментального исследования функций коры больших полушарий и создавшего стройное учение о высшей нервной деятельности.
И. П. Павлов показал, что в то время как в нижележащих отделах центральной нервной системы - подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном мозгу - рефлекторные реакции осуществляются по прирожденным, наследственно закрепленным нервным путям, в коре больших полушарий нервные связи вырабатываются и создаются в процессе индивидуальной жизни животных и человека, в результате сочетания бесчисленных, действующих на организм раздражений.
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905 гг.)
Рефлекторная теория является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины. Выдающийся вклад в ее развитие внес Иван Михайлович Сеченов (1829—1905 гг., рис. 188) — великий русский ученый, русской физиологии, основатель русской физиологической школы, основоположник учения о рефлексах головного мозга и научной психологии.
В 1856 г. он с отличием окончил медицинский факультет Московского университета. Самой замечательной областью его исследований физиология центральной нервной системы.
Во времена Сеченова представления о работе мозга были весьма ограниченными. В середине XIX в. еще не существовало учения о нейроне как структурной единице нервной системы. Не существовало и понятия о синапсе. До Сеченова рефлекторный принцип применялся лишь к деятельности спинного мозга.
И. М. Сеченов впервые распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. В 1862 г. в экспериментах на лягушках, с послойной перерезкой и раздражением центров головного мозга кристалликами поваренной соли он показал, что в зрительных буграх и продолговатом мозге имеются механизмы, активно задерживающие рефлекторные движения. Таким образом, он открыл центральное (сеченовское) торможение и впервые продемонстрировал, что наряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе существует другой активный процесс — торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы.
Сеченов выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности. И впервые предложил подойти к изучению психических процессов с помощью физиологических методов. Его труд «Рефлексы головного мозга» (1863 г.)
И.М.Сеченов сформулировал также одно из важнейших материалистических положений физиологии — концепцию о единстве организма и внешней среды: «Среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию… Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».
Иван Петрович Павлов (1849—1936 гг.; рис. 189) — великий русский ученый, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор экспериментальных методов исследования поведения животных (физиологии больших полушарий головного мозга), основатель крупнейшей физиологической школы. Сначала он изучал нервы, регулирующие работу сердца. Затем, сделав заключение о возможности подобных механизмов регуляции и для других внутренних органов, заинтересовался нервной регуляцией пищеварения, и в частности, поджелудочной железы. Руководил фармакологическими и физиологическими исследованиями, выполнил свою диссертацию «Центробежные нервы сердца» на степень доктора медицины. Начал исследования по физиологии пищеварения, которые потом принесли ему мировую славу. В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии, а с 1895 — кафедры физиологии Военно-медицинской академии.
Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента благодаря которому стало возможным изучение процессов пищеварения на целостном, практически здоровом животном.
И.П.Павлов был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».
Инструктивная карта для групп №4 и 5
Прочитайте дополнительный материал
Объясните механизм формирования простого рефлекса и построение схемы простой рефлекторной дуги (для группы №4)
Объясните механизм формирования сложного рефлекса и построение схемы сложной рефлекторной дуги (для группы №5)
Деятельность организма – закономерная рефлекторная реакция на стимул. Рефлекс – реакция организма на раздражение рецепторов, которая осуществляется с участием ЦНС. Структурной основой рефлекса является рефлекторная дуга.
Рефлекторная дуга – последовательно соединенная цепочка нервных клеток, которая обеспечивает осуществление реакции, ответа на раздражение.
Рефлекторная дуга состоит из шести компонентов: рецепторов, афферентного пути, рефлекторного центра, эфферентного пути, эффектора (рабочего органа), обратной связи.
Рефлекторные дуги могут быть двух видов:
1) простые – моносинаптические рефлекторные дуги (рефлекторная дуга сухожильного рефлекса), состоящие из 2 нейронов (рецепторного (афферентного) и эффекторного), между ними имеется 1 синапс;
2) сложные – полисинаптические рефлекторные дуги. В их состав входят 3 нейрона (их может быть и больше) – рецепторный, один или несколько вставочных и эффекторный.
Петля обратной связи устанавливает связь между реализованным результатом рефлекторной реакции и нервным центром, который выдает исполнительные команды. При помощи этого компонента происходит трансформация открытой рефлекторной дуги в закрытую.
Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела –рефлексогенной зоны (рецептивное поле).
Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.
5. Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе
Ответная реакция - эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)
Простейшую рефлекторную дугу можно наблюдать у гидры: раздражитель нейрон реакция. У более высокоорганизованных животных рефлекторные дуги имеют более сложное строение. Выделяют простые и сложные рефлекторные дуги.
Для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.
Объясните, будет ли у человека осуществляться коленный рефлекс, если у него поврежден: а) чувствительный нейрон; б) двигательный нейрон; в) спинной мозг ниже поясницы? Почему? (Во всех случаях рефлекс не будет осуществляться, так как нарушено одно из звеньев рефлекторной дуги, из-за чего проведение нервного импульса от рецептора к исполнительному органу будет невозможно.)
На данном примере мы убедились, что организм может вносить поправки в рефлекторный ответ. Это возможно благодаря наличию обратной связи. В каждом эффекторе имеются рецепторы, раздражающиеся при действии рабочего органа. По чувствительному нейрону импульсы от них поступают в нервный центр, «сообщая» об особенностях осуществления рефлекса. Таким образом, благодаря обратным связям, нервный центр имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд и при необходимости вносить поправки в работу исполнительных органов.
Связи
Прямые
Обратные
Сигналы от нервного центра к исполнительному органу, вызывающие его работу
«Сообщения» исполнительного органа о своем состоянии нервному центру
Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.
Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа: 1) наклон туловища с перемещением центра тяжести; 2) разгибание ног и вставание. Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.
Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце (круге).