kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Речной рак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема урока "Речной рак".

цель: способствовать формированию знаний учащихся о внешнем строении, место обитании, образе жизни и поведении речного рака.

объяснение урока сопровождается презентацией. при объяснении идет работа с текстом учебника, чтобы учащиеся могли работать самостоятельно при нахождении ответа на вопрос учителя. презентация наглядно демонстрирует среду обитания, окрас в зависимости от среды обитания. а так же поведение, питание, строение тела.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Речной рак"»

04.12.15 7 класс биология ____________________


Тема урока

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Место обитание и образ жизни. особенности внешнего строения.

Цели

- формировать знания учащихся о внешнем строении, место обитании и образе жизни речного рака;

- закрепить и проверить знания учащихся об особенностях строения типа мягкотелые;

- способствовать развитию критического мышления учащихся, через разнообразные задания;

- способствовать созданию благоприятного климата в классе через работу в группах;

- способствовать развитию у учащихся умение работать в составе малых групп, через умения доказать, понятно и грамотно излагать свои мысли, при выполнении заданий;

- создать условия для воспитания таких чувств, как уважение к одноклассникам, желание получать знания.

Результат обучения

По окончании урока учащиеся:

- закрепят знания по строению, образе жизни, среде обитания ракообразных;

- приобретут навыки самостоятельной работы над решением поставленных вопросов;

- приобретут навыки критического мышления;

- продолжат развитие коммуникативных умений, выполняя «Двухчастный журнал»; тест, карточки.

- продолжат развивать навыки взаимо и самооценивания.

Ключевые идеи

Полость тела, системы, моллюски, мягкотелые, головоногие, голубая кровь, лучевая симметрия.

Материалы и оборудования

Маркеры, карточки, стикеры, смайлики, тест, карточки.


Ход урока

Этапы проведения урока



Атмосфера в классе

Действия учителя и действия учащихся


Кабинет подготовлен для проведения урока

До начала урока раздать стикеры (цветные карточки) для разделения на группы

Приветствие, психологический настрой

Доброжелательность, взаимоподдержка

Учащимся выбрать смайлики: с каким настроением они пришли на урок?

Ознакомление с темой и целью урока

Доброжелательный настрой учителя на успех


Принятие правил урока и работать по критериям оценивания

Заинтересованность, активность учащихся. Комфортность в классе

Создать рабочую атмосферу. Просмотреть правила урока.

Напомнить – каждый присутствующий несет ответственность за исполнение данных правил.

Выполнение заданий по критериям

Стадия вызова

Активное взаимодействие учителя и учащихся

Игра «Да, нетка»

  1. Моллюски делятся на три отряда? Да.

  2. Моллюски размножаются делением? Нет.

  3. Тело двустворчатых защищено раковиной? Да.

  4. Человек употребляет в пищу всех мягкотелых? Нет.

  5. Мантийная полость характерна для мягкотелых? Да.

  6. Терка для размельчения пищи находится в печени мягкотелых? Нет.

  7. Кутикула это поверхностный слой, который защищает тело червей паразитов? Да.

Взаимопроверка работ с коментированием.

Стадия осмысления

Доброжелательный тон учителя

Учитель – объяснение темы урока по презентации.

Учащиеся делятся по группам.

«Инсерт» - работа по тексту учебника с остановками и объяснениями. Работа в группе.

Ракообразные – многоклеточные животные, членистоногие.

2 слайд. Среда обитания. Пресная чистая вода: реки, озера, пруды, быстрые или проточные ручьи (глубиной 3-5 м и с впадинами до 7-12 м). Летом вода должна прогреваться до 16-22’С. Раки очень чувствительны к загрязнению воды, поэтому места, где они водятся, говорят об экологической чистоте этих водоемов.

3 слайд. Покров тела: твердый, хитиновый, служит наружным скелетом.

Особенность – наличие наружного скелета из хитина, образованного органическими веществами. Выполняет защитную функцию.

Дышит жабрами.

Тело: головогрудь, брюшко.

4 слайд. Глаза имеют сложное строение

Конечности состоят из члеников.

Первая пара конечностей преобразованы в усики. Пара верхних и две пары нижних челюстей, следом - три пары ногочелюстей, образующих ротовой аппарат. Клешни 1 пара ходильных ног, для захвата добычи.

5 слайд Органы движения: 4 пары ходильных ног. Для плавания - 5 пар брюшных ног + хвостовой плавник. Хвостовой плавник играет роль руля при поворотах и направлении тела.

6 слайд Окрас: изменяется, в зависимости от свойств воды и места обитания. Чаще всего окрас зеленовато-бурого цвета, коричневато-зеленоватый или иссиня-коричневый.

Размер: самцы — до 20 см, самки — несколько меньше. Продолжительность жизни: 8-10 лет. Тело рака растет не равномерно, его рост зависит от линьки.

7 слайд Питание. Растительная (до 90 %) и мясная (моллюски, черви, насекомые и их личинки, головастики) пища. Летом речной рак питается водорослями и свежими водными растениями (рдест, элодея, крапива, кувшинка, хвощ), зимой — опавшими листьями. За один прием пищи самка съедает больше, чем самец, но и ест она реже. Речной рак ищет пищу, не отходя далеко от норы, если же корма недостаточно, может мигрировать на 100—250 м. Питается растительной пищей, а также мертвыми и живыми животными. Активен в сумерки и ночью (днем раки скрываются под камнями или в норах . Запах пищи раки чувствуют на большом расстоянии, особенно если трупы лягушек, рыб и других животных начали разлагаться.

8 слайд Поведение. Охотится речной рак ночью. Днем прячется в укрытиях (под камнями, корнями деревьев, в норах или любых предметах, лежащих на дне), которые охраняет от других раков. Роет норы, длина которых может достигать 35 см. Летом живет в мелкой воде, зимой перебирается на глубину, где грунт крепкий, глинистый или песчаный. Встречаются случаи каннибализма. Ползает речной рак пятясь назад. В случае опасности с помощью хвостового плавника взмучивает ил и резким движением уплывает прочь. В конфликтных ситуациях между самцом и самкой, всегда доминирует самец. Если же встретились два самца, то обычно побеждает более крупный.

9 слайд Интересный факт. Во времена крепостного права особо жестокий барин мог послать крепостного в качестве наказания наловить зимой раков. Именно отсюда пошла поговорка "Я тебе покажу, где раки зимуют!"

10 слайд Пословицы и поговорки: когда рак на горе свистнет; я тебе покажу, где раки зимуют;

на безрыбье и рак рыба; красный как рак; пятиться раком

11 слайд Значение раков в природе?

12 слайд Размножение. Раздельнополые. Размножаются?

13 слайд Д\З § 47

Значение раков в природе.

Способ размножения раков


Рефлексия

Сплоченность групп

Заполнение «бортового журнала»

- Что мне известно по данной теме? - Что нового я узнал из текста?

Практическая работа


Активность учащихся

  1. Составить сравнительную характеристику моллюсков

Животные

Среда обитания

Размножение

Симметрия тела

Гидра

Водная

Почкование, регенерация, половое, гермафродит

Лучевая

Белая планария

Водная

Половое, гермафродит

Двусторонняя

Осьминог

Водная

Половое, раздельнополое

Двусторонняя

Раки

Водная

Половое, раздельнополое

Двусторонняя


2. Закончить предложения.

Хитин выполняет роль наружного скелета . Хитин образован органическими веществами.

Тело рака растет не равномерно, его рост зависит от линьки.

Хвостовой плавник играет роль руля.

Рак захватывает добычу клешнями.

Рак живет только в чистой воде.

Ходильных ног 4 пары, плавательных 5 пар.

Итог урока

Дружеская атмосфера

Спасибо за сотрудничество! Было очень приятно работать с вами! Что нового вы узнали на уроке? Полезна ли вам новая информация, почему? Заполнить оценочные листы.

Д\З


§ 47, Значение раков в природе. Способ размножения раков




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Речной рак"

Автор: Жаилганова Гуьгиза Азыкановна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок биологии 7 класс" Особенности строения, питание, дыхание и размножение речного рака""
    ["seo_title"] => string(87) "urokbiologhii7klassosobiennostistroieniiapitaniiedykhaniieirazmnozhieniieriechnoghoraka"
    ["file_id"] => string(6) "279296"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453215663"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Открытый урок "Речной рак. Место обитания и образ жизни. Строение" "
    ["seo_title"] => string(69) "otkrytyi-urok-riechnoi-rak-miesto-obitaniia-i-obraz-zhizni-stroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "147610"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419436747"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Мультимедийный урок по теме: Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака "
    ["seo_title"] => string(150) "mul-timiediinyi-urok-po-tiemie-tip-chlienistonoghiie-klass-rakoobraznyie-osobiennosti-vnieshniegho-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-riechnogho-raka"
    ["file_id"] => string(6) "201110"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428990209"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности речного рака"
    ["seo_title"] => string(83) "osobiennostivnutriennieghostroieniiaiprotsiessovzhizniedieiatielnostiriechnoghoraka"
    ["file_id"] => string(6) "265272"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449895430"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Общая характеристика типа Членистоногие. Сходство и различия членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак"
    ["seo_title"] => string(164) "obshchaiakharaktieristikatipachlienistonoghiieskhodstvoirazlichiiachlienistonoghikhskolchatymichierviamiklassrakoobraznyieobshchaiakharaktieristikaklassariechnoirak"
    ["file_id"] => string(6) "339077"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1470919434"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства