Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности речного рака
Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности речного рака
Тема урока "Особенности внутреннего строения и процссов жизнедеятельности речного рака"
Цель урока:
- формировать знания учащихся о внутреннем строении ракообразных;
- закрепить и проверить знания учащихся о внешнем строении класса ракообразные;
- способствовать развитию критического мышления учащихся, через разнообразные задания;
- способствовать созданию благоприятного климата в классе через работу в группах;
- способствовать развитию у учащихся умение работать в составе малых групп, через умения доказать, понятно и грамотно излагать свои мысли, при выполнении заданий;
- создать условия для воспитания таких чувств, как уважение к одноклассникам, стремление получать знания.
Слайды составлены по всем этапам урока, начиная с актуализации опорных знаний, материалом новой темы, задания на закрепление и рефлексии. На протяжении урока учащиеся заполняют лист оценивания, по которым выставляется оценка за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
а) одного отдела, б) двух отделов, д) трех отделов
3. Хитин вещество:
а) органическое, б)минеральное, д) неорганическое
4. Среда обитания ракообразных:
а)водная, б) наземно-воздушная, д) почвенная
5. Ноги ракообразных:
а)4 пары ходильных и 5 пар плавательных, б) 5 пары ходильных и 4 пары плавательных, д) 3 пары ходильных и 4 пары плавательных
Работа в группе – работа на флипчарте «Внешнее строение рака»
Ответы: 1- б, 2-б, 3-а, 4-а, 5- а
Оценивание в листе оценивания
Значение раков в природе?
Ракообразные — важный объект промысла, включая добычу креветок, крабов, лангустов, лангустинов, раков, омаров (лобстеров) , разнообразных балянусов, включая морскую уточку , который является самым дорогим из деликатесных ракообразных. Морские ракообразные средних размеров используются человеком для приготовления питательной белковой пасты.
На рыбоводных заводах разводят рачков в качестве корма для рыб. Кроме того, мелкие рачки являются одним из основных видов пищи многих промысловых рыб. Важна роль ракообразных в биологической очистке вод, они представляют одну из самых многочисленных групп биофильтраторов и детритофагов.
Являются пищей для
других животных
Многие жаб-роногие раки, например щитень, при массовом развитии наносят ощутимый урон молоди рыб, выращиваемой в прудовых хозяйствах.
Оценивание в листе оценивания
Кровеносная система: незамкнутая – частично гемолимфа внутри сосудов, частично в участках полости тела - синусах.
Кровеносная система = сердце + кровеносные сосуды: передние артерии, верхняя брюшная артерия, нижняя брюшная артерия.
Чем питаются раки? Оценивание в листе оценивания
Пищеварительная система: рот, пищевод, желудок: жевательный, железистый, кишка (содержит железы, выделяющие пищеварительные ферменты), печень с протоками в кишку.
Выделительная: парные зеленые железы.
Оценивание в листе оценивания .
Чем дышит рак?
Дыхательная: кожные жабры выбирают из воды кислород
пара брюшных нервных стволов с узлами в каждом сегменте.
Органы чувств: статоцист – чувствительный эпителий – орган осязания;
статолиты – орган слуха; глаза с множеством фасеток – орган зрения.
Чем размножаются раки?
Оценивание в листе оценивания .
Через 3—4 недели после спаривания самки приступают к икрометанию, выпуская икру через половое отверстие, которая тут же приклеивается под плесом к ложноножкам и остается там до вылупления личинок. Это самый тяжелый период в жизни самки. Икра требует непрестанного промывания водой, обогащенной кислородом. Самка постоянно промывает икру, очищает ее от грязи, нитчатых водорослей и плесени. При этом часть икринок отрывается от плеса, падает на дно и погибает. Как бы ни была плодовита самка, вылупляются не более 60 личинок. Они, в зависимости от погоды и места обитания, вылупляются в начале или середине лета (июнь, июль). Внешне личинки мало отличаются от взрослых раков, за исключением размеров.
Оплодотворение внутреннее.
1 - Орган чувств - осязание
2 – клешни – 1 пара ходильных ног
3 – ходильные ноги
1 – желудок
3 – сердце
2 – печень
Б – строение глаза - фасетки
Оценивание в листе оценивания .
Какие утверждения верны?
1. Один из основных признаков членистоногих –
наличие членистых конечностей.
2. Кровеносная система – замкнутая.
3. Тело рака состоит из трех отделов.
4. Речные раки имеют 5 пар ходильных ног.
5. Раки раздельнополые.
Оценивание в листе оценивания.
Ответы: 1, 2, 4, 5
Тест
1. Кровеносная система:
а) замкнутая б)незамкнутая д) кровеносной системы нет
2. Печень относится к системе:
а)выделительной б) пищеварительной д)нервной
3. Размножаются ракообразные:
а)икрой б)живородящие д)зиготами
4. Ракообразные дышат:
а) кожными жабрами б) костными жабрами д) легкими
5. Фасетки – это :
а) глаза б) жабры д) хвост
Оценивание в листе оценивания .
Ответы: 1- б, 2- б, 3- а, 4-а, 5-а
Рефлексия
На основании каких признаков животных объединяют в тип членистоногие?
Какие особенности внешнего строения характерны для ракообразных?
Оценивание в листе оценивания.
Стикерами определить уровень освоенности материала